Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
статья
Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые федеральные, окружные и муниципальные нормативные документы, в том числе и Примерные образовательные программы начального и основного общего образования, на основе которых разрабатываются образовательные программы каждой конкретной школы с учетом ее специфики содержания образования и организации учебного процесса.
Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями и в полной мере наполнить содержанием три основных раздела ООП: целевой, содержательный и организационный.
Как и кто может и должен участвовать в разработке ООП? Как эффективно организовать процесс управления проектированием ООП?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.doc | 76.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Переход на ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые федеральные, окружные и муниципальные нормативные документы, в том числе и Примерные образовательные программы начального и основного общего образования, на основе которых разрабатываются образовательные программы каждой конкретной школы с учетом ее специфики содержания образования и организации учебного процесса.
Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями и в полной мере наполнить содержанием три основных раздела ООП: целевой, содержательный и организационный.
Как и кто может и должен участвовать в разработке ООП?
Как эффективно организовать процесс управления проектированием ООП?
В нашей школе накоплен определенный опыт работы в данном направлении, так как в течение 4 лет мы являлись окружной стажировочной площадкой по внедрению ФГОС в начальной школе и на ФГОС в этом учебном году переведены 6 параллелей (с 1 по 6 класс).
В своем опыте мы представим модель взаимодействия всех структурных подразделений школы, участвующих в разработке основного документа школы - ООП, регламентирующей ее деятельность как образовательного учреждения, выполняющего функции обучения, развития и воспитания обучающихся.
В первую очередь необходимо понять, чем является ОП для школы?
Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта базовых образовательных областей являются внешним стандартом, а данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов.
Какие функции выполняет ООП?
Образовательная программа выполняет следующие функции:
- во-первых, регламентирует приоритетные стратегические цели образовательного процесса в Школе, то есть убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать.
- во-вторых, определяет особенности содержания образования и организации образовательного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
С чего мы начинали конструирование ОП?
Прежде всего, при участии Управляющего совета и научно- методического совета школы определяется образовательная миссия школы.
Школа №31 является учреждением с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. На каждой параллели сформированы классы с углубленным изучением музыки, изобразительного искусства, хореографии.
Главной отличительной особенностью школы является создание условий для развития потенциальных способностей учащихся средствами образовательной области «ИСКУССТВО».
Основополагающее значение имеет положение о том, что школа и ее развитие, ориентированные на гуманистические ценности, должны рассматриваться как воспитательная система. При этом воспитание охватывает учебный процесс, внеучебную сферу жизнедеятельности школы и обладающие педагогическим потенциалом институты социума. При этом воспитание организуется как совместная деятельность воспитанников и педагогов, как совместное переживание и общий поиск жизненных ценностей и смыслов. Такой подход требует акцента на личностных творческих качествах педагога, на культуротворческом смысле их взаимодействия.
Основными принципами организации и задачами образовательной деятельности для педагогического коллектива школы выступают следующие положения:
личностно-социальная ориентация при реализации общих гуманистических ценностей как кардинальных целей и ценностей образования при условии учета социального заказа страны, региона, города и всех уровней образовательных стандартов;
развитие ребенка с акцентом на сферу ценностно-эмоциональных отношений, что обеспечивает одновременное развитие интеллекта, мотивации, активного отношения к миру и уверенность подходов (интеллектуального, эмоционального, практически-действенного) к развитию детей в школе;
развитие художественно-эстетической, культуротворческой развивающей среды, включающей внешние (дизайн, традиции и т.д.) и внутренние (содержание образования, психологический климат, музыка, ИЗО, хореография);
обеспечение условий для полноценной самореализации учащихся, развития их способностей и дарований в разнообразных видах деятельности .
Школа представляет собой особый, свой уклад атмосферы. Особым качеством школы является единство всех субъектов образовательного процесса: за годы существования школы сформировались и утвердились традиции единения учителей, учащихся и родителей.
Весь образовательный процесс строится через реализацию образовательной технологии модульно- развивающего обучения в начальной школе и системно-деятельностный подход в основной и старшей школе.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую профессиональную подготовку педагогов: все педагоги, кроме молодых специалистов со стажем 1-2 года, имеют высшую и первую квалификационные категории.
У школьного сообщества имеется положительный опыт осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.
Все выше сказанное формировалось на протяжении 25 лет существования школы как образовательной модели «Школа-Школа Искусств»; коллектив работал в режиме Федеральной экспериментальной площадки, в том числе в связи с введением сначала 100- балльной системы оценки знаний обучающихся, а затем 10-балльной, что позволяет наиболее объективно оценить уровень программного материала.
Учитывая специфику организации учебно-воспитательного процесса в школе, ценностные ориентиры в воспитании и развитии обучающихся Научно-методическому совету школы необходимо было выстроить стратегию разработки ООП, используя потенциал педагогических кадров, способных на деятельность с соответствии с теми изменениями, которые вносятся разрабатываемой ООП на основе федерального стандарта.
Введение ФГОС и Примерной ООП потребовало от административной команды заранее и в системе спланировать работу по ознакомлению педагогического коллектива с вводимыми изменениями. С этой целью проводились педагогические советы по темам:
- «Особенности реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника»;
- «Образовательное событие как новая форма организации учебно-воспитательного процесса»;
- «Условия формирования метапредметных результатов»; «Механизмы формирования ключевых компетентностей учащихся как условие успешной самореализации ученика»;
- «Интеграция содержания образования как условие формирования метапредметных результатов»;
-«Технология построения современного урока в соответствии с требованиями ФГОС».
Главное, что должны были понять педагоги: введение ФГОС требует от учителя высоко профессионального подхода к организации УВП и достижения планируемых результатов в освоении предметных знаний и универсальных учебных действий.
С этой целью административной командой приведена в соответствии с ФГОС нормативная база по обеспечению введения ФГОС, внесены изменения в локальные акты школы:
- Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению Федерального государственного стандарта общего образования»
- Положение о рабочей группе по введению Федерального государственного стандарта общего образования
- Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы начального и основного уровней общеобразовательного учреждения»
- Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения Федерального государственного стандарта общего образования»
- Приказ «О введении новой должностной инструкции учителя»
- Положение о внутришкольном мониторинге.
Проведенная подготовительная работа позволила наиболее эффективно спланировать конструирование ООП школы поэтапно:
1 этап. Административная команда и НМС школы распределились по трем направлениям в соответствии с разделами ООП (целевым, содержательным, организационным). Каждая из команд представила на НМС план разработки раздела с привлечением педагогов с учетом их выбора и уровня компетенции в том или ином вопросе.
Представляем форму задания творческой группе
- Название проекта
- Изменения, на осуществление которых направлен проект
- Компонент образовательной системы и необходимые изменения в нем.
- Проект должен включать в себя:
- определение общих и частных целей;
- описание способов реализации изменений;
- связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);
- состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;
- необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;
- ожидаемые результаты реализации проекта.
2 этап. В каждом из трех направлений приказом директора были созданы творческие группы с целью разработки подразделов ООП.
В целевом разделе:
- «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
В содержательном разделе:
- «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального и основного общего образования».
- «Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся».
- «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
- «Программа коррекционной работы»
- «Программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности»
По первому направлению привлекались педагоги- стажеры, которые являлись тьюторами инновационной площадки «Модель портфолио ученика», участниками окружного проекта по аппробации оценки качества образования и мониторинга АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» по оценке личностных, предметных и метапредметных результатов освоения ООП.
До введения ФГОС НОО в школе реализовывалась программа «Формирование общеучебных умений и навыков», которая стала составной частью программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Разработкой данного направления стали педагоги, имеющие результативный опыт работы по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов образования.
Безусловно, в каждой школе реализуется программа «Воспитания и социализации обучающихся». Нашей школой выстроены линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Для этих целей в МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП» разработан и реализуется проект «Родительский университет». Успешным проектом в области формирования семейной культуры является проект «Семейные ценности», в области формирования нравственной культуры ребенка –проект «Уроки духовной жизни», в области формирования социальной культуры- проект «Я гражданин России».
Разработкой направления «Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся» взяла на себя команда классных руководителей, чьи воспитанники показывают высокий уровень воспитания и социализации.
Для организации социального пространства согласуются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, ЦДиЮТТ, ЦДТ, театра кукол «Барабашка», Центра социальной помощи семье и детям «Кардея», Центральной детской библиотеки, детской библиотеки мкр№6, Центра технических видов спорта, этнографического музея им. Шуваева, школы искусств№1.
В состав команды по разработке Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни вошли авторы и соавторы целевой программы школы «Школа- территория здоровья».
Разработкой программы коррекционной работы занялись педагоги- психологи совместно с социальной службой школы.
Группой стажеров разрабатывались единые подходы к разработке структуры Рабочих программ в соответствии с учебно- методическим комплексом. Важно было сопоставить примерные Рабочие программы со стандартом, потому как отдельные разделы в Примерной программе и стандарте звучат по-разному, а также разная последовательность разделов. Приоритетом в данном случае является стандарт.
Административная команда работала над организационным разделом в части учебного плана, плана внеурочной деятельности и системы условий реализации ООП.
В организационном разделе, наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности и системой условий, важной составляющей является обеспечение кадрами. Поэтому данное условие потребовало от административной команды разработки Программы внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов.
Для эффективной работы творческих команд с целью сопровождения, консультирования по ключевым вопросам содержания ФГОС при НМС создан консультационный центр ФГОС, в состав которого вошли наиболее опытные и прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги. Они исполняли роль тьюторов в разработке ОП.
3 этап.
Результаты работы творческих групп заслушивались на заседаниях НМС с участием Управляющего совета школы.
4 этап. После внесения необходимых корректив проведена защита проекта программы на расширенном заседании представителей педагогического совета и Управляющего совета.
5 этап. Административная команда сконструировала представленные разделы в один нормативный документ, который был утвержден на заседании педагогического совета.
В результате работы созданных творческих групп частью ООП стали такие целевые программы, как: «Семейные ценности», «Школа- территория здоровья», «Программа внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов» и др. Одни из них обновляются, другие появляются как новые механизмы реализации задач ООП.
Каждый учебный год ОП обновляется в связи с развитием образовательного пространства школы, вносятся определенные изменения, в которых отражается новый этап развития школы.
В процессе конструирования ОП школа обеспечивает соединение интересов организации и интересов педагога как личности, направляя карьерный или профессиональный рост педагога в нужное русло. В контексте этой задачи администрация превратила разработку ООП и введение ФГОС в инструмент самоопределения сотрудника в этом инновационном процессе, а также его продвижения к новым результатам профессионального развития.
Модель управления системой проектирования Образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....
Курсовая работа на тему "Технологии оценки образовательных достижений как условие реализации ФГОС НОО"
Одним из направлений организации образовательной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в нача...
Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Переход на ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые...
Организация работы образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Организация работы образовательного учрежденияв условиях реализации ФГОС ОВЗ...
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....
Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....