ВЫСТУПЛЕНИЕ" Современное образование и воспитание личности человека"
методическая разработка

Кротенко Ирина Леонидовна

Выступление " Современное образование и воспитание личности человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Современное образование и воспитание  

             личности человека.

         Педагогика- процесс  направленного развития и формирования  человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.

        Образование и воспитание – это основные категории педагогики.

       Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе  воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным. 

           Воспитание - целенаправленный и организованный процесс   формирования личности.  В широком смысле воспитание-это передача  накопленного опыта  старших поколений младшим. Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

             Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его, а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях.

Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать

десять заповедей успешного воспитания:

1.Любовь к детям;

2.Уважительное отношение ребенка;

3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;

4.Жить и работать интересами ребенка;

5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;

6.Дорожить доверием детей;

7.Воспитание должно быть системным;

8. Дети должны быть лучше нас;

9.Уметь жить в ногу со временем;

10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли

        От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к жизни.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

         Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.

Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность.

Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива в нашей школе. Ведётся работа с «одарёнными» детьми. Одним из видов работы с такими детьми является организация творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы постоянно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся.

Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работают МО классных руководителей, проводятся семинары, педсоветы по проблемам воспитания.

       Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

     Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного  воспитания.

     В отличие от  животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаёт средства существования своим трудом.

 Важен вопрос о наследовании   интеллектуальных  качеств. К наследственным свойствам  относятся  особенности нервной системы,  обусловливающие характер, особенности  протекания психических процессов. Анализ  фактов позволяет ответить однозначно- наследуются не способности, а только задатки. Реализуются задатки или нет зависит от условий. Это и условия жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей  к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

   Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности  для развития своих умственных и познавательных  сил и способы  к неограниченному  духовному развитию. Типы высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой  интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных  способностей наследственность. Из  этого следует, что задатки к интеллектуальной деятельности наследуются людьми в неодинаковой мере.

     Важен вопрос и о наследовании моральных качеств и психики. До недавнего времени считалось, что психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей. Душа новорождённого- «чистый лист», на который  жизнь  наносит свои письмена. Это суждение вызывает споры. Есть учёные, которые придерживаются теории « врождённого зла». Справедлива ли пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что человек рождается  добрым и злым, честным и лживым, агрессивным и жестоким  т.е. нравственные качества человека биологически обусловлены.

    Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя - домашняя, дальняя -социальная. Огромное влияние на развитие человека , особенно в детском возрасте ,оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые , решающие для становления, развития и формирования  годы жизни человека.  Ребёнок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные , для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя  семья переживает  не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, число социально обездоленных детей. Кризис семьи – причина многих негативных общественных  явлений, и прежде всего причина  роста  преступности среди несовершеннолетних. Перед учёными снова встаёт вопрос: что же влияет на развитие  человека – среда или наследственность? Ответ неоднозначен. Как переплетаются эти причины ,к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих факторов, последствия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

   Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

     Воспитание – главная сила, способная  дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного  воздействия заключается в целенаправленности ,систематичности и квалифицированном руководстве.

   Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его  участия, в то время  как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

     Этим определяется  роль, место, возможности воспитания и формирования человека. Роль воспитания оценивается по-разному: от  утверждения полной бесполезности и  бессильности  до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Лозунг «Воспитание может  всё»  себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить  человека нельзя. В судьбы  людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной  до максимально возможной. Влияние на развитие наследственности , среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности. Под этим понимается  все многообразие занятий человека,  всё то, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития  в этой области. В процессе деятельности происходит всестороннее  и целостное развитие личности человека, формируется  отношение к окружающему миру. Деятельность человеку  надо организовать и  разумно направить. Для этого необходимо участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Основные виды  деятельности детей  и  подростков – игра, учение, труд. Направленность – познавательная, общественная, художественная, техническая. Особый вид  деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет  школьнику  быстрее и успешнее осваивать социальный  опыт, развивает коммуникативные способности. Познавательная активность  обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник – потребность. Многообразность человеческих  потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

    Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно  активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость  себе и людям.

      Хочется закончить свой доклад  словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...

Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельнос...

Современное образование и воспитание личности человека

Современное образование и воспитание личности человека...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ...