ВЫСТУПЛЕНИЕ" Современное образование и воспитание личности человека"
методическая разработка
Выступление " Современное образование и воспитание личности человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование и воспитание
личности человека.
Педагогика- процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.
Образование и воспитание – это основные категории педагогики.
Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком смысле воспитание-это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.
Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его, а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях.
Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать
десять заповедей успешного воспитания:
1.Любовь к детям;
2.Уважительное отношение ребенка;
3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;
4.Жить и работать интересами ребенка;
5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;
6.Дорожить доверием детей;
7.Воспитание должно быть системным;
8. Дети должны быть лучше нас;
9.Уметь жить в ногу со временем;
10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли
От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к жизни.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.
Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность.
Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива в нашей школе. Ведётся работа с «одарёнными» детьми. Одним из видов работы с такими детьми является организация творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы постоянно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся.
Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.
Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работают МО классных руководителей, проводятся семинары, педсоветы по проблемам воспитания.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания.
В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаёт средства существования своим трудом.
Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. К наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Анализ фактов позволяет ответить однозначно- наследуются не способности, а только задатки. Реализуются задатки или нет зависит от условий. Это и условия жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.
Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способы к неограниченному духовному развитию. Типы высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Из этого следует, что задатки к интеллектуальной деятельности наследуются людьми в неодинаковой мере.
Важен вопрос и о наследовании моральных качеств и психики. До недавнего времени считалось, что психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей. Душа новорождённого- «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Это суждение вызывает споры. Есть учёные, которые придерживаются теории « врождённого зла». Справедлива ли пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что человек рождается добрым и злым, честным и лживым, агрессивным и жестоким т.е. нравственные качества человека биологически обусловлены.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя - домашняя, дальняя -социальная. Огромное влияние на развитие человека , особенно в детском возрасте ,оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые , решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные , для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, число социально обездоленных детей. Кризис семьи – причина многих негативных общественных явлений, и прежде всего причина роста преступности среди несовершеннолетних. Перед учёными снова встаёт вопрос: что же влияет на развитие человека – среда или наследственность? Ответ неоднозначен. Как переплетаются эти причины ,к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих факторов, последствия которых ни учесть, ни измерить нельзя.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности ,систематичности и квалифицированном руководстве.
Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.
Этим определяется роль, место, возможности воспитания и формирования человека. Роль воспитания оценивается по-разному: от утверждения полной бесполезности и бессильности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Лозунг «Воспитание может всё» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной. Влияние на развитие наследственности , среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, всё то, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется отношение к окружающему миру. Деятельность человеку надо организовать и разумно направить. Для этого необходимо участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. Направленность – познавательная, общественная, художественная, техническая. Особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник – потребность. Многообразность человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.
Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям.
Хочется закончить свой доклад словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования
Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...
МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...
Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности
В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельнос...
Выступление на педагогическом совете "Создание среды, обеспечивающей эффективное образование и воспитание в соответствии с запросами личности". 2013, апрель
Презентация к выступлению....
Современное образование и воспитание личности человека
Современное образование и воспитание личности человека...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ...
Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека
метод.разработка...