Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности
статья (4 класс) на тему
В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_634_2.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В наше время, на ряду с экономической нестабильностью, одной из глобальных проблем остаётся духовный кризис общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле и утрачиваются многие духовные ценности, задача духовно-нравственного воспитания представляет собой одно из средств обеспечения безопасности страны.
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.
Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства нами используются такие формы работы:
- изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
- ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
- просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
- проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
- организация дискуссионной формы общения;
- создание проблемных ситуаций;
- решение практических задач.
Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.
В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Процесс становления нравственного сознания ребёнка реализуется не только через систему уроков, но и внеурочных занятий духовно-нравственной направленности. С первых минут пребывания первоклассников в школе ребята попадают в большую школьную семью, в которой их приветливо встречают педагоги и старшие ребята. Знакомство со школой начинается с игры-путешествия: «Наша школа», «Безопасный путь до школы». Первые классные часы – «Моя Родина -Россия», «Мой город- Санкт-Петербург», «Дороги добра».
Нашим детям повезло жить и учиться в одном из красивейших городов России Санкт-Петербурге, поэтому у нас установились добрые традиции проведения различных мероприятий, праздников и экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности, связанных с нашим городом, районом. С первого класса у ребят проводятся занятия по внеурочной деятельности «Познай свой город. История и культура Санкт-Петербурга». Изучая свою малую Родину, стремимся прививать ребятам чувства патриотизма, гордости, стремление приносить пользу обществу, развиваем гражданскую позицию, чувства сопричастности и личной ответственности за Отечество, народ, свой город.
Программа « Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель курса – формирование первоначальных навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Творческие задания и конкурсы, ролевые игры, мини-проекты способствуют развитию культуры поведения младших школьников, формируются понятия « семья», «родители», « земляки», «друзья». Ребята учатся проявлению любви и уважению, заботе и состраданию, помощи к окружающим, русским традициям, отношению к старшим. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливаются тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого:
- проводятся семейные праздники;
- используется система творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщаются родители к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
К сожалению, современные дети не уделяют должного внимания книгам. Занятие по внеурочной деятельности «Клуб читателей» разработано для развития интереса и любви к книге, привлечения к систематическому чтению, создания пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечения детей к пользованию библиотекой. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность, становление духовно—нравственных качеств.
«В здоровом теле-здоровый дух!» Формирование духовно-нравственного развития у младших школьников тесно связано с формированием установки на ведение здорового образа жизни. На занятиях внеурочной деятельности «Здоровейка» воспитывается воля и мужество, происходит формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье, правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Гармоничному духовному развитию личности, привитию её основополагающих принципов нравственности способствуют, ставшие традиционными, школьные мероприятия, в которых наши ребята принимают активное участие: « Конкурс патриотической песни», акции « Лапа помощи», «Доброе сердце», « Белый цветок», «Открытка для ветерана», «Бумажный бум».
Лев Николаевич Толстой писал: «...Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра…»
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Чтобы у молодого поколения не было искажённых представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме на уроках или во время внеурочных занятий, параллельно с обучением, основам наук, просто необходимо воспитывать духовно-нравственные ценности. Но нельзя забывать, что хорошее, доброе, красивое можно сформировать только хорошим добрым и красивым. Стремиться быть таким для педагога очень важно. Ведь учитель приобщает детей к знаниям, одновременно передаёт им свой опыт, предстаёт перед ними как образец для подражания. Для ребёнка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребёнок входит в мир знаний, осваивает духовно-нравственные ценности общества.
Прилагается технологическая карта к одному из занятий по внеурочной деятельности «Вежливые ребята»
Статья на тему:
«Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание
личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности
Автор:
Рожкова Наталья Николаевна- учитель 1 в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»
Педагогический проект...
ИКТ технологии на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации...
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...
Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....
Воспитание толерантности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Поэтому, важнейшей задачей является форми...
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...