МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barykina_t.yu_.docx32.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

\

Барыкина Т.Ю.

МБОУ СОШ №8 с. Большесидоровское, Красногвардейский район

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.

Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком  на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Бытует незаслуженное мнение о скептическом отношении юношества к классической музыке, музыкальному фольклору. При этом забывается, что успех воспитательной деятельности во многом зависит от личности самого воспитателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства.

Кроме того, юношеский период совпадает с обучением в общеобразовательной школы, где предмет «Музыка» заканчивается в 9 классе; или в средних специальных учебных заведениях, образовательный стандарт которых также не предполагает наличие учебного предмета, связанного с музыкальным искусством (за исключением специализированных учебных учреждений искусства). Выше перечисленные факты свидетельствуют об отсутствии воспитательных программ, использующих возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания. Это обусловило выбор темы: «Музыкальное и  художественное искусство как средство патриотического воспитания личности в системе образования».

Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на человека подтверждено как в размышлениях философов, музыковедов, теоретиков педагогики, так и в практической деятельности музыкантов, преподавателей, лекторов. Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное воздействие на духовный мир человека. Если музыка создает возвышенный, глубоко привлекательный, воодушевляющий образ героя и вызывает горячие симпатии к нему, то слушателя увлекут и покорят идеалы и убеждения, выраженные в словах его и поступках.

        В современной концепции музыкального образования массовой школы, опирающейся на позицию В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека.

        К сожалению, программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, созданные под руководством Ю. Алиева, А. Апраксиной, Д. Кабалевского, Н. Терентьевой и др., рассчитаны на учащихся с первого по девятый классы. В старшей школе необходимость целенаправленного организованного музыкального воспитания оспаривается с той позиции, что учебное время старшеклассников должно быть максимально загружено предметами, ориентированными на дальнейшее профессиональное образование.

        Вместе с тем, именно музыка является наиболее популярным видом искусства среди юношества, что доказано в лонгитюдном социологическом исследовании Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович [8], проведенном с 1967 по 1980 гг. в РСФСР (дальнейшие исследования с 1993 по 1999гг [1, 2] показали, что общие тенденции в отношении молодежи к музыке не изменились). Вопрос в том какая музыка? Круг интересов старшеклассников, как правило, ограничивается рок-музыкой и так называемой «попсой» (на языке современных тинэйджеров данное выражение обозначает популярную эстрадную музыку). Соответственно задача школы, как института воспитания, предложить свой путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил с помощью великих классических образцов музыкальной культуры.

        Искусство как специфическая  форма общественного сознания, которая отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные волнения. Информация, которую получает человек, постигая произведения искусства, воплощена в ярких, надолго запоминающихся образах. Это знание всегда художественно и идейно организовано, несет определенную мировоззренческую нагрузку, заставляет читателя, слушателя, зрителя размышлять, анализируя явления жизни.

        Восприятие произведений искусства необычайно расширяет и углубляет духовный мир человека, формирует у него богатый спектр чувств и переживаний. При этом искусство по сути своей не дидактично, ему чуждо морализирование и поучение. А.С. Пушкин писал: «…Цель художника – есть идеал, а не нравоучение» [2]. Подросткам и юношам свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Искусство исподволь вовлекает молодого человека в нравственные коллизии, оставляя за ним право выбора и оценки. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения искусства и человеком, сопоставление  творческой оценки реальности с мироощущением юноши. Самостоятельно избранный и социально значимый идеал помогает трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности.

        Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения литературы и искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.

        Воздействуя на разум и чувства людей, искусство вместе с тем способствует выработке у них жизненных ориентаций, установок и мотивов деятельности. Это, прежде всего, относится к подростковому и юношескому возрасту, когда происходит становление мировоззрения человека. Для того, чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки достойные своего народа, необходима страстная внутренняя целеустремленность. Формированию этого качества может способствовать ориентированность молодого человека на героя литературы и искусства, которого он выбирает в качестве своего идеала, подражает ему в своих поступках и действиях.

О значении подражания литературным героям писал в своих мемуарах известный авиаконструктор, летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин: «Подражанье – это как крюк для альпиниста: забил – подтянулся, новый клюк на полметра выше… Меня сначала «поднимал», наверное, Мальчиш-Кибальчиш, потом Корчагин. Менялся сам, менялись герои, которым хотелось подражать» [3; 345]. Известно, что самого Павку Корчагина вдохновил на героические поступки образ Овода из романа Э. Войнич. В свою очередь, герой Николая Островского стал идеалом для тысяч советских людей, совершающих свои подвиги в период Великой Отечественной войны.

        Сменяются эпохи, поколения, трансформируются взгляды на идеалы и ценности предыдущих периодов жизни страны, но в арсенале воспитателя всегда присутствует пласт классических образцов произведений искусства, которые могут быть широко использованы для развития исторического мышления учащихся, формирования эстетического образа Родины как обобщающего понятия, независимого от идеологии и политического строя.

        Уже в былинном эпосе русского и других народов были созданы образы богатырей, в которых воплотились черты героического характера. Защищая родной край, родную землю, русские былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие - совершают фантастические подвиги в борьбе против черных сил зла и насилия. Отечество трактуется в эпосе как самая высокая ценность, защитники его идеализируются, наделяются самыми совершенными человеческими качествами – добротой, бескорыстием, прямотой, честностью, силой, храбростью, мужеством, бесстрашием. Военная деятельность, направленная на защиту русской земли, изображалась в памятниках древнерусского искусства и литературы как возвышенная и прекрасная.

        Родина как идеал прекрасного составляет эстетический стержень и пафос «Слова о полку Игореве». Идея объединения Руси, преклонение перед красотой родной земли поднимает людей на битву за ее освобождение от врага, за восстановление прежних величия и славы Родины.

В древнерусской живописи идеи воинской доблести нашли особенно яркое выражение в иконописных образах Александра Невского, Георгия Победоносца. Известный искусствовед М.В. Алпатов пишет: «На Георгия перешли народные представления о доблестном воине, славном витязе, бесстрашном борце за правду. Георгий-воин стал излюбленным героем народного творчества» [8; 56].

Яркое художественное воплощение в народном творчестве и искусстве получила борьба русского народа против интервентов в начале 17 века. Патриотическая деятельность Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина воспеты в бесчисленных народных песнях, сказаниях, одах И. Дмитриева, стихах К. Рылеева, опере М.И. Глинки и др.

Совершенно исключительное место по глубине патриотических идей занимают искусство и литература, посвященные Отечественной войне 1812г., показавшей мощь и величие русского народа. Лучшие поэты, художники считали своим патриотическим долгом воспеть народный подвиг. В Жуковский пишет «Певца во стане русских воинов», поэты Ф. Глинка, Д. Давыдов, будущий декабрист К. Рылеев, И. Крылов, художники А. Венецианов, И. Орловский, И. Иванов прославляли героизм русских воинов и призывали всех русских людей на отпор врагу. Дух героизма оживает с новой силой в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

В широко распространенной во время войны 1812 г. карикатуре нашло свое выражение чувство ненависти и презрения народа к врагу. Вместе с тем, осмеяние врага свидетельствовало о силе духа народа, его уверенности в победе. Исключительную историческую и художественную ценность представляет галерея портретов героев Отечественной войны, созданных крупнейшими художниками 19 века О. Кипренским, А. Орловским, В. Тропининым, Д.Доу и другими. «Портреты славных русских полководцев и замечательных деятелей русской культуры, будущих декабристов и простых людей из народа – все они овеяны духом героической эпохи, отражают ее гуманистические идеалы.… Как правило, военный человек того времени сочетал в себе боевую доблесть и талант полководца с широкой образованностью. Эти люди несли в себе высокую культуру эпохи Пушкина, те светлые, возвышенные идеалы, которыми дышало время подвигов Отечественной войны и декабристов» [5;5].

        Новый этап в развитии русского военного эпоса – эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Идея невиданного подвига выступает в романе на первый план. При этом настоящим героем у писателя становится простой, скромный человек, совершающий подвиг так же естественно, как он делает всякое нужное дело, без позы и громких слов (подвиг капитана Тушина под Шенграбом).

        Примеры литературы и искусства, в которых воинский подвиг в защиту Родины получает яркое изображение, можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что в сознании народа борьба за независимость Отечества получает положительную нравственную и эстетическую оценку, она воспевается и поэтизируется как прекрасное и возвышенное деяние.

        Потрясающий отклик в сердцах советских людей нашел кинофильм братьев Васильевых «Чапаев». Дети, подростки, да и взрослые смотрели картину по несколько раз. В годы Великой Отечественной войны искусство, по словам А.Н. Толстого, стало «голосом героической души народа». Понятие Родины в этот период становится необычайно емким и широким, патриотизм трактуется как общенациональное явление, а Советский Союз представляется «единой крепостью, у ворот которой стоят защитники всех национальностей страны» [5;7].

        Темы войны, героизма не исчерпали себя и в мирное время. Подтверждение этому находим в современных творениях литераторов, кинематографистов. В качестве примера можно привести кинофильм «Звезда» по повести Э. Казакевича, телесериалы последних лет: «Ленинград», «А зори здесь тихие», «Штрафбат» и другие.

        Для искусства последних десятилетий характерна глубокая философская постановка важных, животрепещущих проблем, которые стоят перед человечеством: причины возникновения войн, ответственность человечества за их предотвращение; роль личности в судьбах страны и мира; борьба добра и зла, как в социологическом, так и в нравственном плане; цена основных человеческих качеств – героизма, долга, товарищества, любви и т.п.

        Но искусство может серьезно повлиять на сознание и поведение представителей юношества, сыграть большую роль в патриотическом воспитании лишь тогда, когда оно используется в определенной системе, а не от случая к случаю. Основой для построения такой системы, с точки зрения педагогики, являются виды деятельности учащихся. Такими видами являются: учение, игра, общественная деятельность.

        В учебном процессе общеобразовательной школы искусство может эффективно использоваться на уроках литературы, истории, в качестве иллюстрации изучаемого материала, усиливающей интерес учащихся. Также широко используются произведения искусства во внеучебное время, в процессе общественной деятельности. Для школьников организовываются дискуссии, уроки мужества, встречи с ветеранами, конференции, семинары. Особое внимание стоит уделить проведению творческих молодежных конкурсов и фестивалей, приуроченных к знаменательным датам.

        Подводя итоги, следует сказать

  • Искусство и литература представляют собой подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей и фантазий о Родине, Отечестве, образов героических защитников своей страны.
  • Задача преподавателя – продумать целенаправленный процесс привлечения средств  искусства во всю систему патриотического воспитания.
  • Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности молодежных клубов, факультативных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание школьников в процессе таких занятий формируются ценностные установки, лежащие в основе патриотического чувства.

  • БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / Материалы IV гор. науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск: Б.и., 2003. – 140с.
  2. Гембицкая Е. Пробема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. - с.14 - 19. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001). - М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России. - 2003
  3. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001). - М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России. - 2003.
  4. Здерева Г.В. Патриотизм и его развитие. - Тольятти: ТГУ, 2003. – 191с.
  5. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова. – М., «Просвещение», 1975. – 334с.
  6. Килина С.А. Новые музыкально-образовательные технологии и ломка стереотипов: опыт соприкосновения / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 29-32.
  7. Роль музыки в Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264с.
  8. Эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – 104с.


                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Из опыта работы по программе "Краеведение"...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников

В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности

Доклад на тему"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности"...

Презентация на тему "Художественные фильмы, как средство патриотического воспитания младших школьников"

В презентации рассказывается, что фильмы влияют на воспитание детей. И их можно использовать при обучении....