Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования
статья по теме

Юферева Екатерина Сергеевна

Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, уровни воспитательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Учитель начальных классов – Юферева Екатерина Сергеевна

Тема:

 Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

Владимир

2012

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», выступающей методологической основой разработки и реализации ФГОС начального общего образования, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, представляющая собой важный компонент социального заказа для воспитательной деятельности любого образовательного учреждения. Известно, что содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Таким образом, приоритетным в процессе развития и социализации  младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются  и решаются в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

На основе этого идеала в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы»:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения поставленной цели определены задачи духовно-нравственного воспитания т.е. ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию и  универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника осуществлять нравственный самоконтроль.

•  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

•  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

•развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.

        В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности определены ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которые согласуются с традиционными источниками нравственности. К ним относятся:

•  патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная;

• гражданственность — долг перед Отечеством.

• семья — любовь и верность, забота,

уважение к родителям, забота о старших и младших;

• личность — саморазвитие и совершенствование, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.

            Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

        На основе данных ценностей определены основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

 Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю.

Содержание

-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах;

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

-любовь к образовательному учреждению, городу;

-умение отвечать за свои поступки;

Формы работы:

-Беседы, чтение книг;

-  экскурсии,  путешествия по историческим и памятным местам,

-сюжетно-ролевые игры,  творческие конкурсы,  праздники;

-проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,  встречи с ветеранами и военнослужащими.

 

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость.

Содержание

-различение хороших и плохих поступков;

-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его.

 

Формы работы:

-обучение дружной игре, взаимной поддержке,

-беседы, классные часы о семье, о родителях и прародителях;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности: уважение к труду; целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Содержание

-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда.

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях;

-первоначальные навыки коллективной работы;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей

           -умение соблюдать порядок на рабочем месте.

Формы работы

-экскурсии , во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

-беседы о профессиях своих родителей;

- проведения внеурочных мероприятий- праздники труда,  конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Содержание

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил,

-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Формы работы

-составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.

  • Воспитание  ценностного  отношения к природе, окружающей среде.

 Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Содержание

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-бережное отношение к растениям и животным.

Формы работы

-экскурсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц,  создание и реализация коллективных природоохранных проектов.

 

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

 Содержание

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы работы

-разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

-беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах;

-обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего,

          -участие в художественном оформлении кабинетов.

 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

         ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации,

         элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества,

         начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

         начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,

         нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;    

         способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,

         уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

         знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

         ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

         ценностное и творческое отношение к учебному труду;

         элементарные представления о различных профессиях;

         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

         ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

         первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

         ценностное отношение к природе;

         первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

         личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

         первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

         первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

            первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение научающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

 

При этом воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

 

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

        Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях, а уже на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

В 1 классе реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания личности  осуществляется посредством проведения занятий «Азбука нравственности». Содержание этих занятий соотносится с основными направлениями  духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, перечисленными выше.

Основные разделы программы:

1.Культура речи.

2. Культура общения, или искусство диалога. Направление по воспитанию нравственных чувств.

           3. Личная гигиена, аккуратность и опрятность. Направление по формированию ценностного отношения к здоровью.

          4. Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах.

Основные темы

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться- всегда пригодиться», «Твое здоровье».

 «Что значит быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Моя семья»; «Моя малая Родина».

«Наш труд в классе и дома», «Мой труд каждый день дома», «Культура внешнего вида», «Каждой вещи - свое место», «Как быть прилежным и старательным».

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.

На занятиях  происходит постоянное  общение  учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей.

Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся  позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

          Результатом работы  в данном направлении является нравственное развитие учащихся, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В методическом материале представлена Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «СОШ № 1» и раскрыт методический потенциал по ...