Мероприятия по подготовке образовательной организации к обучению детей с РАС
статья

Перед началом обучения детей с РАС, на подготовительном этапе, администрация образовательной организации должна оценить свои ресурсы (кадровые, материально-технические и финансовые), чтобы восполнить имеющиеся дефициты до начала учебного года. Образование ребенка с РАС, независимо от модели обучения, требует координации действий всех специалистов (учителя, тьютора, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.), а также администрации ОО, с целью обязательной организации регулярного и качественного междисциплинарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятия по подготовке образовательной организации к обучению детей с РАС

Перед началом обучения детей с РАС, на подготовительном этапе, администрация образовательной организации должна оценить свои ре- сурсы (кадровые, материально-технические и финансовые), чтобы вос- полнить имеющиеся дефициты до начала учебного года. Образование ребенка с РАС, независимо от модели обучения, требует координации действий всех специалистов (учителя, тьютора, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.), а также администрации ОО, с целью обязательной организации регулярного и качественного междисциплинарного взаимодействия.

Перечислим необходимые локальные акты, закрепляющие основ- ные положения, регламентирующие процесс обучения детей с РАС:

  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме школы». До- кумент определяет цели и задачи ПМПк, состав и организацию его работы, основные направления деятельности и функции. Грамотно организованная деятельность ПМПк позволяет коллегиально опре- делять цели и задачи обучения и воспитания ребёнка с РАС с учётом его индивидуальных возможностей, а также направления коррекци- онно-развивающей работы.
  • «О коррекционно-развивающей работе». Документ определяет приоритеты при определении форм и направлений коррекционной работы на основании заключения ПМПК и в зависимости от ре- комендаций ПМПк школы, в том числе время индивидуальных и групповых коррекционных занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка с РАС. Например, время индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ре- бенком может составлять 20 минут. При этом для обучающегося с РАС коррекционное занятие считается за 1 час, а для педагога – за 20 академических минут.
  • «О реализации адаптированных образовательных программ». В документе определяются условия и особенности разработки как адаптированной основной образовательной программы, так и адапти- рованной образовательной программы отдельного ребёнка с РАС.
  • Положение об организации промежуточных и итоговых аттеста- ций обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС.

Образование обучающихся с РАС, в том числе инклюзивное, прак- тически невозможно без индивидуализации планируемых результатов

и системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и, естественно, без адаптации программ учебных предме- тов и курсов внеурочной деятельности. Это обусловлено особыми обра- зовательными потребностями каждого ученика с РАС и определяет не- обходимость разработки адаптированной образовательной программы, содержащей индивидуальные цели, задачи, планируемые результаты и пр. конкретного обучающегося с РАС.

Многолетний опыт обучения и воспитания обучающихся с РАС представлен в методическом пособии «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра» (Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахо- вич О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с рас- стройствами аутистического спектра / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 177 с.), разработан ном Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Пособие предназначено педагогам обра- зовательных организаций, обучающих детей с РАС в начальной школе.

  • «Об обучении по индивидуальному учебному плану». В докумен- те определяются основные причины, а также условия организации обучения по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП).

К таким причинам можно отнести:

  • ребенок с РАС обучается в общеобразовательном классе с детьми без особых образовательных потребностей (полная инклюзия);
  • ребенок интегрирован в класс, в котором обучаются дети с ОВЗ другой категории, например, дети с задержкой психического раз- вития;
  • ребенок испытывает значительные трудности в освоении одного или нескольких предметов;
  • ребенок имеет академическую задолженность;
  • другие причины.

При разработке локальных актов образовательной организации для реализации АООП НОО обучающихся с РАС необходимо учитывать следующие статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» и положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:

  • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования: «Обучающимся предоставляются академические права на: обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в поряд- ке, установленном локальными нормативными актами ОО».
  • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социаль- ная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освое- нии основных общеобразовательных программ, развитии и со- циальной адаптации: «Психолого-педагогическая, медицинская и

социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации …. в центрах психолого-педагогической, ме- дицинской и социальной помощи, а также психологами, педагога- ми-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются».

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает поддержку организациям, осуществляющим образователь- ную деятельность, по вопросам обучения и воспитания детей с РАС:

  • осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реали- зации адаптированных основных образовательных программ;
  • оказывает методическую помощь организациям, включая по- мощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с РАС;
  • осуществляет мониторинг эффективности оказываемой помощи обучающимся с РАС, испытывающим трудности в освоении основ- ных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся, ч. 9: «Обу- чающиеся в образовательной организации по образовательным про- граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академи- ческой задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образова- тельным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивиду- альному учебному плану».
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ п. 2.9.9: «Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах».
  • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имею- щим основного общего и среднего общего образования и обучавшим- ся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осу- ществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
  • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: «Общее образова- ние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осу-

ществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специ- альными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федераль- ном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специаль- ных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических мате- риалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техниче- скую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек- ционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Помимо разработки необходимых локальных актов, для обучения детей с РАС в организации, реализующей АООП НОО (в условиях инклюзивной модели образования), необходимо соблюдение ряда важ- ных условий:

  • Взаимодействие с региональным и/или федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС с целью методической поддержки по вопросам обеспечения образо- вания и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС (при его наличии в регионе РФ).
  • Повышение уровня квалификации педагогических работников об- разовательной организации (курсы повышения квалификации в сфере обучения и воспитания детей с РАС). Деятельность в школе психолого-педагогического консилиума, в том числе службы пси- холого-педагогического сопровождения. В зависимости от потреб- ностей ребенка или группы детей в условиях полной или частичной инклюзии по первому варианту, а также возможностей школы, такая служба может включать специалистов различного профиля: педа- гога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, педагогов дополнительного образования, социального педагога. Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа учителей и специалистов службы психолого-педагогическо- го сопровождения позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС. ПМПк образова- тельной организации является важным инструментом психолого-пе-

дагогического сопровождения ребенка. Консилиум решает следу- ющие вопросы: проведение психолого-педагогического обследо- вания, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе, организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. В заседаниях консилиума по обсуждению наиболее сложных вопросов оказания обучающемуся с РАС ком- плексной помощи принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации ме- дицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатром), с нейропсихологом. В ходе диалога обсуждают ся вопросы возможного изменения медикаментозного воздействия, проведения медицинского обследования, изменения подходов пси- холого-педагогической работы с ребенком, введения индивидуаль- ного графика посещения ребенком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол, и при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в АОП, СИПР. Плановые заседания ПМПк проводятся 3 раза в год (в начале, середине и конце года), а при необходимости и чаще.

  • Организация сетевого взаимодействия с центром психолого-педагоги- ческой, медицинской и социальной помощи, с организациями допол- нительного образования, другими учреждениями в целях разработки адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС, в том числе организации психолого-педагогического сопровождения, дополнительного образования, медицинских и социальных услуг.
  • Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации обучения: очная, очно-заочная (в условиях обучения на дому).
  • Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включаю- щая разработку адаптированной образовательной программы (инди- видуальной на конкретного ученика с РАС) на платформе основной образовательной программы и варианта АООП, рекомендованного ПМПК. Опыт обучения детей с РАС показывает, что во многих слу- чаях, например, при организации образования в форме инклюзии, необходимы:
  • адаптация программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности для каждого обучающегося с РАС;
  • индивидуализация планируемых результатов и системы оценки достижения планируемых результатов;
  • разработка коррекционных программ специалистов сопровожде- ния, рекомендованных ПМПк (программы психолого-педагоги- ческого сопровождения обучающегося с РАС);
  • осуществление различных форм коррекционно-развивающей рабо- ты: индивидуальной, в малых группах, подгрупповой, групповой;
  • подготовка всех участников образовательного процесса к появ- лению ребенка с РАС в классе;
  • организация работы со всеми родителями класса, в том числе с родителями обучающегося с РАС, куда приходит ребёнок.

Источник:

Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Федерального госу- дарственного образовательного стандарта начального общего обра- зования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаусто- ва А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....