Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
статья на тему

Гаридова Любовь Николаевна

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 542 тысячи. В 2013 – 521 тысяча, в 2011 – 505 тысяч человек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_organizatsii_elektronnogo.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы организации электронного

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 542 тысячи. В 2013 – 521 тысяча, в 2011 – 505 тысяч человек.  

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.[1] 

В соответствии с Конституцией и федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» все дети имеют право на образование, и дети с ограниченными возможностями здоровья не являются исключением. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые рассматриваются права детей с ограниченными возможностями здоровья в получении образования: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися»; «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Таких детей становится все больше, но специальных школ, к сожалению, больше не становится. Да и родители иногда предпочитают отдавать своих «особенных» детей в обычные школы. Но несмотря на то, что по закону РФ дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных школах наравне с обычными детьми, — это называется инклюзивное образование, - школы к такому образованию абсолютно не готовы: обычные школы не оборудованы пандусами, лифтами и другими необходимыми приспособлениями для детей с ОВЗ. Также, следует отметить, что и сами педагоги не готовы к тому, что у них в классе может появиться «особенный» ребенок, которому нужно уделять больше внимания, чем остальным детям. Но любой учитель должен уметь создавать условия для обучения абсолютного любого ребенка, будь он обычный или нет. В силу технического прогресса есть возможность организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение.

Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Не все знают какие дети входят в категорию «дети с ОВЗ». По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

А. Д. Вильшанская и И.Н. Карпунина отмечают, что у детей со стойкими трудностями в обучении задержано эмоциональное развитие. Такие дети испытывают эмоциональный дискомфорт, также нарушается их психическое равновесие. У учеников зачастую занижена самооценка. Поэтому педагогу необходимо создать и постоянно поддерживать ситуацию успеха, что позволит учащемуся поверить в себя и в свои силы.

Создание ситуации успеха поможет педагогу:

  1. Повысить мотивацию к учению.
  2. Дать ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.
  3. Повысить самооценку учащегося, скорректировать другие личностные особенности.
  4. Развить активность, инициативность и креативность учащегося.
  5. Поддерживать в классе благоприятный психологический климат.

Чтобы ребёнок не терялся в ситуации выбора, научился оценивать свои возможности и добиваться успеха необходимо предлагать такие задания, чтобы ребёнок смог выбрать содержание, приемы, формы выполнения задания.

Но неуспех тоже может стать путем к успеху. Ощущений достижения не может быть без ощущения неудачи, что позволяет сравнить результаты. Важно объяснить ученику, что неуспех – это хороший повод прийти на занятие, продолжить учиться, но никак не трагедия.

Также у детей с ОВЗ есть другие особенности:

  • Ограниченные представления об окружающем мире.
  • Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
  • Для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
  • Также отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

В связи с этими особенностями детей с ОВЗ можно выделить следующие рекомендации для педагога:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Общаться с ребенком как можно чаще.
  3. Избегать переутомления.
  4. Использовать упражнения на релаксацию.
  5. Не сравнивать ребёнка с окружающими.
  6. Поощрять ребенка сразу.
  7. Хвалить ребенка так, чтобы ребенок знал за что, его хвалят.
  8. Обращаться к ребенку по имени.
  9. Не предъявлять ребенку завышенных требований.
  10. Делать замечания как можно реже.
  11. Оставаться спокойным в любой ситуации, не повышать голос.

Дети с ОВЗ живут повсюду, и главная их мечта – стать кем-нибудь в жизни. Жить по-настоящему. Общество обязано помогать таким детям, дать им хорошее образование, помочь в социализации. Необходимо сделать все возможное, чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя хуже других детей. Также нужно объяснить обычным детям, что есть другие дети, которые отличаются от них, воспитывать толерантность к детям с ОВЗ. И необходимо помнить, что дети, какими бы они ни были – это будущее всего человечества. Люди должны думать о будущем, а значит думать о детях, обо всех без исключений.

Главным в современном обучении детей с ОВЗ является их успешная социализация.

Компьютер — это прямой путь к образованию и самообразованию, компьютер позволит расширить базовые знания, которые дает учебник. Поэтому электронное обучение — это как раз то, что необходимо детям с ОВЗ.

Многие путают электронное обучение с дистанционным.

В своей статье А.А.Зубрилин четко разграничивает эти понятия.

«Дистанционное обучение предполагает опосредованное взаимодействие обучающего и обучаемого на расстоянии путем обмена учебной информацией. Электронное же обучение предполагает как виртуальное, так и непосредственно физическое взаимодействие.»

Следует также отметить, что термин «электронное обучение» в литературе трактуется по-разному.

В. П. Тихомиров даёт термину «электронное обучение» следующее определение – «технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, т.е. технология для достойной и красивой жизни в информационном обществе, технология, развивающая умения и навыки для устойчивой жизни и непрерывного самосовершенствования.» А. Н. Муромцев характеризует электронное обучение как организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. А. Е. Сатунина в своей статье дает электронному обучению следующее определение – «учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.»

Главными отличиями электронного обучения от дистанционного являются:

  1. «Дистанционное обучение» является более широким понятием чем понятие «электронное обучение». Для термина «дистанционное обучение» можно подобрать синоним – заочное обучение. Основное его отличие — обучение «на дистанции». Следовательно, обучаться ученик может и с помощью обычной почты. Обучающийся изучает материал самостоятельно на протяжении всего курса обучения. В то время как при электронном обучении обучающийся изучает курс самостоятельно лишь на половину, а другую половину курса он изучает на занятиях. Электронное обучение подразумевает использование компьютера для обучения.
  2. Так как электронное обучение подразумевает получение знаний с помощью компьютера только частично, дети с ОВЗ также смогут развивать свои коммуникационные навыки, проводя некоторое время в школе с другими детьми. Что трудно представить при обучении дистанционно.
  3. Дистанционное обучение наиболее активно применяется в высшем образовании чем в среднем или же в начальном. Для ученика начальных классов довольно сложно самостоятельно освоить весь учебный курс. Ученики начальной школы плохо организованы, у них не вполне развито чувство ответственности, нет чувства важности обучения. Этим обычные дети отличаются от детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ уже с малых лет понимают всю важность обучения, так как от этого зависит их будущая жизнь.
  4. Связь в электронном обучении преимущественно осуществляется с помощью Skype. Помимо Skype в электронном обучении пользуются электронной почтой, чатами, ICQ и другими программами, не требующими специальных знаний. Занятия в дистанционном обучении проходят на базе образовательного портала, где находятся все необходимые документы для изучения курса.
  5. Также отличительной особенностью дистанционного обучения является направленность на определённую аудиторию, которую составляют учащиеся старших классов, студенты, аспиранты, люди, получающие второе высшее образование.  Целевая аудитория в электронном обучении не имеет ограничений по возрасту и уровню образования. Обучающимися могут быть как взрослые, так и дети, у каждого из которых свои интересы и потребности.

Следует отметить, что электронное обучение несет с собой целый ряд как преимуществ, так и недостатков для учащихся и для педагогов.

Основными достоинствами электронного обучения являются:

  1. Процесс обучения полностью адаптирован под учащегося, под его возможности и потребности. У электронного обучения нет четкого расписания как в школе, электронное обучение — это индивидуальная работа ученика в удобное ему время и в удобном ему темпе.
  2. Ещё одним положительным фактором электронного обучения является то, что освоение компьютерных технологий позволит ребёнку в дальнейшем повысить эффективность использования знаний. Так как ребенок фактически все делает самостоятельно, он становится более ответственным, организованным, сможет самостоятельно взвешивать и принимать решения.
  3. Процесс обучения включает в себя обмен информацией через Интернет, без затрат на учебную литературу, проезд на транспорте.
  4. Обучение осуществляется дома, что является удобным для детей с ОВЗ, которые в силу своих особенностей не имеют возможности посещать школу каждый день.
  5. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15—25%.
  6. Также очень важным преимуществом электронного обучения является возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.
  7. Во время электронного обучения у обучающихся постепенно сформировывается навык изложения своих мыслей в письменном виде.
  8. Электронная форма обучения позволяет обновлять материал.
  9. Проверка заданий осуществляется автоматически, также осуществляется долговременное хранение результатов, следовательно, учитель и ученик могут проследить прогресс в усвоении знаний.
  10. Еще одним достоинством электронного обучения является его непрерывность.
  11.  Также с помощью электронного обучения учащийся и педагог получают доступ к информации по всей сети Интернет.

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения остаётся ряд проблем. К ним относятся следующие:

  1. Первой и, возможно, самой главной проблемой электронного обучения является проблема в оценке электронных курсов – возникает вопрос: «Кто и как может оценить электронные курсы?»
  2. Также возникают правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности.
  3. Помимо правовых проблем и проблем оценивания важными проблемами электронного обучения являются финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов, их обновление
  4. Еще одной немаловажной проблемой электронного обучения является кадровая проблема, связанная с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.
  5. Проблема отсутствия практики речевого диалога возникает из-за довольно продолжительного обучения через компьютер. При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах учеников этот материал более доступным.
  6. «Соблазн» следования ссылкам, отвлекающий от главной информации, также на следование ссылкам уходит много времени.
  7. Переинформатизация, перенасыщенность мультимедиа, что может только запутать обучающегося, а не помочь ему.
  8. Виртуализация, отсутствие реального опыта
  9. Так как достаточно большую часть времени обучающийся проводит за компьютером, это может оказать достаточное воздействие на здоровье.

Электронное обучение в значительной степени основывается на компьютере, который выступает в качестве инструмента для размещения учебной информации, а также на компьютерных сетях, которые выступают, как средства доступа к учебной информации. Проанализировав общедидактические принципы обучения, следует выделить некоторые из них, которые характерны и для электронного обучения. Знание этих принципов позволит обоснованно определить содержание, формы и методы организации электронного обучения.

К таким принципам относятся:

  1. Доступность обучения.
  2. Сознательность и активность обучения.
  3. Прочность усвоения знаний.
  4. Наглядность обучения.
  5. Массовость обучения.
  6. Гуманизация обучения.
  7. Научность обучения.
  8. Индивидуализация обучения.
  9. Непрерывность обучения.
  10. Модульность обучения.

На основе перечисленных принципов обучения можно составить требования к электронному обучению. Таковыми являются:

  1. Учебный материал должен содержать подтвержденные научные факты и знания.
  2. В процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины.
  3. Преподаватель не должен в процессе обучения пользоваться устаревшими и жаргонными терминами.
  4. Каждое нововведенное научное понятие должно систематически повторяться.
  5. Содержание учебного материала должно быть разбито на логически завершенные взаимосвязанные отрезки, которые изучаются последовательно, без больших перерывов, чтобы четкая система полученных знаний могла предотвратить забывание информации.
  6. В процессе подачи материала необходимо учитывать различные способы усвоения материала, а также сферу чувств и эмоций, что предполагает в обязательном порядке использование наглядности, ярких фактов из жизни и литературы.  
  7. Важно показать учащимся взаимосвязь учебного предмета с конкретной наукой, частью которой он является, и с другими областями знаний.
  8. Необходимо вырабатывать у учащихся четкие представления о развитии данной науки в историческом контексте.
  9. Должна обеспечиваться постоянная взаимосвязь знаний, получаемых в настоящий момент, с уже полученными, в совокупности же эти знания помогут усвоить и понять те, которые еще предстоит получить.  
  10. Доступность учебного материала, его основание на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте.  
  11. Учебный материал должен быть достаточным, то есть помогал выявить достигнутый уровень развития обучаемых, способствовал их переходу на более глубокий уровень развития или создавал заметные предпосылки для такого перехода.
  12. Необходимо учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития, их уровень подготовленности и степень возможностей.
  13. При организации обучения важно устанавливать оптимальный темп обучения.
  14. Использование таких способов подачи материала, как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление, с целью понимания материала учащимися.
  15. Не перенасыщать занятие большим количеством наглядности.  
  16. Поддерживать интерес учащегося к содержанию обучения и к его процессу.
  17. Своевременное выявление педагогом результатов воздействия на мотивационную сферу учащихся, постоянный анализ своей деятельности и корректировка ее.
  18.  Постановка перед учащимися проблемных задач.
  19. Обязательным элементом процесса обучения должны быть самоконтроль и самооценка.  
  20. Необходимо контролировать процесс восприятия учащимся того или иного предмета или явления, так как лучше запоминается сознательно усвоенный и хорошо осмысленный материал.
  21. Необходимо подавать учащимся один и тот же материал с различных точек зрения.
  22. В процессе обучения следует обеспечивать постоянную связь изучаемого учебного материала с практической деятельностью.  

Необходимость соблюдения данных принципов и правил обучения позволит педагогу создать курс электронного обучения таким образом, чтобы учащиеся с ОВЗ смогли не только получить информацию, но и запомнить ее, а также использовать в дальнейшей жизни, что обеспечит успешную социализацию «особенных» детей. Также у ученика будут сформированы высокий уровень интеллектуального и нравственного развития.

В законе «Об образовании в РФ» электронное обучение трактуется следующим образом: «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Система электронного обучения включает в себя три компоненты: человеческую, процессуальную и технологическую:

  • Человеческая компонента – это обучаемые, преподаватель(тьютор) и системный администратор. Функции преподавателя в электронном обучении отличаются от его традиционных функций трансляции знаний. Преподаватель становится помощником учащихся при выборе образовательной траектории и консультантом по изучаемому материалу.

  • Процессуальная компонента содержит четыре вида процессов:
  • процессы обучения;
  • процессы управления обучением;
  • организационные процессы;
  • процессы разработки и сопровождения ресурсов.

  • Технологическая компонента – это, прежде всего, программное обеспечение (ПО). В области электронного обучения используется три вида систем:
  • системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS);
  • системы управления учебным содержанием (Learning Conten tManagement Systems - LCMS);
  • авторские программные продукты (Authoring Packages).

В последние годы большой популярностью в университетах мира, в том числе и в РФ, пользуется программная среда MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle на русский язык переводят как МООДУС (Модульная Объектно-Ориентированная Динамичная Учебная Среда). Moodle распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GPL. Это означает, что для использования Moodle необходимо соблюдать авторские права, но с определенными свободами.

Программная среда Moodle позволяет:

  • создавать учебные курсы, используя как собственные программные средства, так и компьютерные материалы, разработанные с помощью других программ;
  • управлять учебной деятельностью учащихся;
  • контролировать выполнение заданий;
  • организовывать учебное общение.

Основными особенностями Moodle, существенными прежде всего для образовательных учреждений (вузов, школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования) являются:

  1. Нет необходимости платить за получение, использование и обновление, нет ограничений на число лицензий.
  2. Возможность внесения каких-либо изменений, расширения возможностей Moodle своими программными модулями.
  3. Гарантировано постоянное развитие и совершенствование Moodle в связи с многочисленностью пользователей в разных странах (также и в России).
  4. Moodle легко устанавливается на обычном стандартном оборудовании, работает без модификаций в Unix, Linux, Windows, Mac OS X, Netware.
  5. Moodle позволяет реализовать практически все основные функции современной LMS. В дидактическом плане Moodle базируется на концепции социального конструктивизма.

 Также необходимо отметить основные условия эффективности электронного обучения.

  • Для широкого внедрения электронного обучения в образовательную среду необходимо разработать систему поэтапной подготовки преподавателей и учащихся.
  • Высокий дидактический потенциал электронных технологий может быть реализован только при использовании учебного контента, имеющего грамотное психолого-педагогическое обоснование.
  • Также эффективность электронного обучения во многом зависит от мотивации учащихся и преподавателей. Как правило, учащиеся на сегодняшний день больше готовы психологически и практически, чем преподаватели к использованию электронного обучения. У большинства учащихся уже сформированы навыки работы в сети. Почти каждый ученик имеет свою страницу в социальных сетях, в которой происходит обмен информацией, учебными материалами.
  • Немаловажным фактором является также материальная заинтересованность преподавателей.
  • Решение перечисленных вопросов находится в компетенции высшего руководства учебного заведения, поэтому важным фактором успешности внедрения электронного обучения в образовательную среду является заинтересованность и поддержка директора учебного заведения.

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие особенности электронного обучения в начальной школе:

  1. При использовании электронного обучения в начальной школе построение учебного процесса предполагает изменение ролей учителя и ученика:
  • Во-первых, педагог становится в большей степени «тьютором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
  • Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего материал.
  1. Следовательно, учебный процесс на основе электронного обучения – это процесс при котором:
  • учитель готов не только передать учебную информацию, а предложить учащимся необходимый комплект средств обучения;
  • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
  • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности так же, как и педагог, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
  1. Определяя специфику деятельности учителя в новых условиях, можно выделить следующие особенности организации учебной деятельности младшего школьника в условиях электронного обучения:
  • Учитель — не единственный источник информации. Учитель является посредником между учащимися и источником информации.
  • Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой.
  1. Роль младшего школьника при организации обучения на основе использования электронного обучения отражается в следующем:
  • Ученик — активный участник учебного процесса.
  • Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.
  • Ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными программами определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.
  • Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности знания за счет различных тестов.

В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

  1. В сравнении с традиционным обучением, где главной задачей являлась передача ученику определенного количества знаний, формирование ряда заранее определенных умений, информационно-образовательная среда направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как:
  • постановка и решение познавательной проблемы;
  • нахождение, переработка, использовании и создание различной информации средствами ИКТ;
  • ориентировка в информационном пространстве.

Список используемой литературы

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

  3. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.  
  4. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Методология создания систем защиты. [Тескт]– К.: ООО "ТИД "ДС", 2002. – 688 с.
  5. Зайцев Д.В. Основы коррекционной педагогики. [Тескт]: учебно - методическое пособие / Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. –  Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского., 1999. – 110с.
  6. Инновационный образовательный проект на основе электронного обучения [Тескт] /Куклев В. А.// Информатика и образование [Тескт].  2007. №5 – с.65-70.
  7. Использование ИКТ в начальном образовании [Тескт]. /Ефимов В.Ф.// Начальная школа [Тескт]. 2009. №2 – с.38-43.
  8. Качественное образование для всех как основа формирования знаний [Тескт]. /Тихомиров В. П. //Информационное общество. [Тескт]. 2005. №4 – с. 6-10.
  9. Подвинцева О.В. Что такое компьютер. [Электронный ресурс] /Подвинцева О. В. – Режим доступа: - http://informatika.sch880.ru/p3aa1.html
  10. Подласый И. П. Педагогика начальной школы[Тескт]: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование»./ Подласый И. П. – М. «Владос».2008. – 463с.
  11. Проблемы электронного обучения в вузе. [Тескт]./А. А. Зубрилин// Педагогика [Тескт]. 2012. №6. – с. 29-33
  12. Сластенин В.А. Педагогика[Тескт]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  13. Современные подходы к коррекционной работе специалиста с учащимися, испытывающими трудности в обучении. [Тескт]./Вильшанская А. Д., Карпунина И. Н.//Комплексная модернизация системы образования города Москвы [Тескт]: сборник методических материалов. – М. 2011. – с.16 -21.
  14.  Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст]/ Корниенко С. А.// Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф.  — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182.
  15. Электронное обучение: плюсы и минусы. [Тескт]/ Сатунина А.Е. // Современные проблемы науки и образования. – 2006. № 1. – С. 89-90
  16.  Гаврыш С.В. Дистанционное обучение и электронное обучение [Электронный ресурс] /Гаврыш С.В. – Режим доступа: – http://g-sv.ru/drupal-7.33/node/32   
  17. Муромцев А. Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] / Муромцев А.Н. – Режим доступа: – http://sibac.info/conf/pedagog/xxxiii/34355 


[1] Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые дей...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их...