Рабочая программа курса "Развитие познавательных способностей" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Будзинаускене Анна Анатольевна

Рабочая программа курса "Развитие позвательных способностей" по рабочим тетрадям О.Холодовой " Юным умникам и умницам" 1 класс. Разработана для курса  внеурчной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Титульный лист ВУД27.32 КБ
Microsoft Office document icon Рабочая программа ВУД143 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           


Рабочая программа должна включать:

  1. пояснительную записку;
  2. цели и задачи программы
  3. особенности программы;
  4. формы проведения занятий;
  5. планируемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения курса)
  6. ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности.
  7. формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п.
  8. учебно-тематическое планирование.

  1. содержание занятий
  2. список литературы.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Статус программы

Программа по развитию познавательных способностей составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы Холодовой О.А..  Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения рассчитан на учащихся   первых  классов. Всего 29 часов.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  •  определять и формулировать цель деятельности
  •  проговаривать последовательность действий
  •  учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
  •   учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  •  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
  •  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
  •  добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные УДД:

  • слушать и понимать речь других
  • читать и пересказывать текст
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса в первом классе являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
  • выделять существенные признаки предметов
  • сравнивать между собой предметы, явления
  • обобщать, делать выводы — классифицировать явления, предметы
  • определять последовательность событий
  • судить о противоположных явлениях
  • давать определения тем или иным понятиям
  • выявлять функциональные отношения между понятиями
  • выявлять закономерности и проводить аналогии

Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

 Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

     Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

     Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.

3. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс  (29 ч., 1ч. в неделю)

Содержание

(тема раздела)

Основные понятия

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

 Тренировка внимания

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти

     В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой  памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти

   В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

На занятия по РПС в 1 классе отводится 40 минут. Рекомендуемая модель занятий

такая:

1) «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

2) Разминка (3-5 минут)

3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе

познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

5) Логически – поисковые задания (10 минут)

6) Веселая переменка (2-3 минуты)

7) Нестандартные задачи (10 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и

по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

 

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Учебно – тематическое планирование курса « Развитие познавательных способностей »

1 класс, 2020-2021 учебный год.

29 часов. 1час в неделю.

Учитель Будзинаускене А.А.

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей.

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

4

Тренировка внимания. Развитие мышления.

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

29

  Календарно-тематическое планирование  (29 часов)

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (5 часов)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

1

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

II четверть (7 часов)

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.  Графический диктант.

1

9

Тренировка внимания. Развитие мышления.

 Графический диктант.

1

10

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления. Графический диктант.

1

11

Тренировка зрительной памяти.   Развитие мышления.

Графический диктант.

1

12

Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

III четверть (9 часов)

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

15

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

1

16

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

18

Тренировка зрительной памяти.  Развитие мышления. Графический диктант.

1

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

21

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

IV четверть (8 часов)

22

Развитие концентрации внимания.   Развитие мышления.

Графический диктант.

1

23

Тренировка зрительной памяти. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

27

Развитие концентрации внимания.  Развитие мышления. Графический диктант.

1

28

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

1

29

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Итого

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: "Развитие познавательной и учебной деятельности"

Обучение в начальной школе - важный этап жизни ребенка. От его успешности зависит дальнейшее становление личности ребенка. Результативность обучения зависит от ряда факторов: медицинских, психологичес...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по познавательному развитию для средне - старшей группы

Рабочая программа разработана по познавательному развитию: ознакомлению с предметной и социальной действительностью...

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"...

Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности «Там, на неведомых дорожках» (68 ч)

Программа общеинтеллектуального направления развития личности предусматривает достижение трех уровней результатов. Содержание курса внеурочной деятельности состоит из модулей: познавате...