Рабочая программа курса "Развитие познавательных способностей" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса "Развитие позвательных способностей" по рабочим тетрадям О.Холодовой " Юным умникам и умницам" 1 класс. Разработана для курса внеурчной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
![]() | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа должна включать:
- пояснительную записку;
- цели и задачи программы
- особенности программы;
- формы проведения занятий;
- планируемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения курса)
- ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности.
- формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п.
- учебно-тематическое планирование.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Статус программы
Программа по развитию познавательных способностей составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы Холодовой О.А.. Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения рассчитан на учащихся первых классов. Всего 29 часов.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УДД:
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса в первом классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы — классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- выявлять функциональные отношения между понятиями
- выявлять закономерности и проводить аналогии
Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.
3. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс (29 ч., 1ч. в неделю)
Содержание (тема раздела) | Основные понятия |
Графический диктант | Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности. |
Тренировка внимания | Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути. |
Тренировка слуховой памяти | В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. |
Тренировка зрительной памяти | В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. |
Поиск закономерностей | Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. |
Задания по перекладыванию спичек | Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
|
На занятия по РПС в 1 классе отводится 40 минут. Рекомендуемая модель занятий
такая:
1) «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2) Разминка (3-5 минут)
3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5) Логически – поисковые задания (10 минут)
6) Веселая переменка (2-3 минуты)
7) Нестандартные задачи (10 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и
по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Учебно – тематическое планирование курса « Развитие познавательных способностей »
1 класс, 2020-2021 учебный год.
29 часов. 1час в неделю.
Учитель Будзинаускене А.А.
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок) | 1 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. | 8 | |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 4 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 3 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 4 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 4 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 4 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
29 |
Календарно-тематическое планирование (29 часов)
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
I четверть (5 часов) | ||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
II четверть (7 часов) | ||||
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
9 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
10 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
III четверть (9 часов) | ||||
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
15 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | ||
16 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
21 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
IV четверть (8 часов) | ||||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
23 | Тренировка зрительной памяти. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | ||
29 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | ||
Итого | 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-343366-1384368832.jpg)
Рабочая программа: "Развитие познавательной и учебной деятельности"
Обучение в начальной школе - важный этап жизни ребенка. От его успешности зависит дальнейшее становление личности ребенка. Результативность обучения зависит от ряда факторов: медицинских, психологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-935645-1501075001.jpg)
Рабочая программа по познавательному развитию для средне - старшей группы
Рабочая программа разработана по познавательному развитию: ознакомлению с предметной и социальной действительностью...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/14/picture-139960-1528981879.jpg)
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-64351-1354384557.jpg)
Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности «Там, на неведомых дорожках» (68 ч)
Программа общеинтеллектуального направления развития личности предусматривает достижение трех уровней результатов. Содержание курса внеурочной деятельности состоит из модулей: познавате...