Рабочая программа: "Развитие познавательной и учебной деятельности"
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обучение в начальной школе - важный этап жизни ребенка. От его успешности зависит дальнейшее становление личности ребенка. Результативность обучения зависит от ряда факторов: медицинских, психологических, социальных, педагогических. Начиная обучаться в школе, обучающиеся сталкиваются с проблемой школьной неуспеваемости. Причиной многих трудностей, возникающих на первоначальных этапах обучения и сопровождающих младших школьников в дальнейшем обучении, является низкий уровень психического и речевого развития, несформированность пространственно-временных представлений, недостаточно полный объем математических знаний, низкий уровень развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_i_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Введение
Обучение в начальной школе - важный этап жизни ребенка. От его успешности зависит дальнейшее становление личности ребенка. Результативность обучения зависит от ряда факторов: медицинских, психологических, социальных, педагогических. Начиная обучаться в школе, обучающиеся сталкиваются с проблемой школьной неуспеваемости. Причиной многих трудностей, возникающих на первоначальных этапах обучения и сопровождающих младших школьников в дальнейшем обучении, является низкий уровень психического и речевого развития, несформированность пространственно-временных представлений, недостаточно полный объем математических знаний, низкий уровень развития мелкой моторики.
Актуальность программы
Количество детей, испытывающих трудности на начальном этапе обучения, несмотря на вариативность программ начального образования, увеличивается. Разделы данной программы направлены на устранение причин школьной неуспеваемости, формирование базовых компонентов школьного обучения, системы представлений, развитие познавательной сферы.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является обеспечение коррекционно-развивающего процесса, направленного на коррекцию и устранение недостатков обще интеллектуального развития и восполнение пробелов в знаниях обучающихся.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- подготовка обучающихся к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению обучающимися содержанием начальной ступени обучения;
- коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Программой предусматриваются разные формы проведения занятий: индивидуально или в небольших подгруппах (два - четыре ребенка) сменного состава.
Адресат программы
Занятия предназначены для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Концепция программы
1.Диагностика умственного и физического развития, качеств познавательных процессов обучающихся.
2. Поэтапность отработки качеств познавательных процессов в соответствии с логикой естественного развития:
Первый класс - развитие восприятия и его качеств (дифференцированность, аналитичность, конкретность); развитие мелкой моторики детей и подготовка руки к письму;
Второй класс - развитие памяти, отработка приемов запоминания;
Третий класс - развитие мыслительных операций, соответствующих основным функциям мышления, - познания, ориентировка в действительности, творчества;
Четвертый класс - развитие речи и формирование навыков грамотного письма через развитие необходимых качеств восприятия, памяти, мышления.
При тренировке каждого отдельного познавательного процесса происходит обязательное включение других. Однако они обслуживают ведущее качество одного из процессов, интегрируются с ним, образуя новое качество. Например, такое качество, как наблюдательность, интегрирует в себе и развитую память, и мыслительный анализ, однако ведущим в этом качестве является процесс восприятия.
3. Развитие сфер личности и отработка качества познавательных процессов на занятиях с основой на комплексный подход.
4. Контроль над развитием познавательных процессов, психических функций, уровнем овладения учебными знаниями, умениями, навыками.
Учитель – дефектолог комплектует группы по признаку однородности нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для дефектологических занятий составляет 2-3 обучающихся.
На индивидуальные и групповые дефектологические занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребенка.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от степени развития психофизических функций, познавательных процессов, произвольной сферы, представлений об окружающей действительности, усвоения знаний, умений и навыков по математике.
Содержание программы
1 класс
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
- Различать и называть основные цвета.
- Классифицировать геометрические фигуры.
- Составлять предмет из 2 - 3 частей.
- Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
- Различать речевые и неречевые звуки.
- Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
- Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
- Выполнять выразительные движения.
- Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
- Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
- Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
- Различать и называть основные цвета и их оттенки.
- Конструировать предметы из 3 - 4 геометрических фигур.
- Узнавать предмет по части.
- Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
- Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
- Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
- Различать вкусовые качества.
- Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
Различать характер мелодии.
- Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
- Соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
- Целенаправленно выполнять действия по трех и четырехзвенной инструкции педагога.
- Дорисовывать незаконченные изображения
- Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
- Конструировать предметы из 5 - 6 деталей, геометрических фигур.
- Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
- Зрительно дифференцировать 2 - 3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
- Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
- Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
- Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
- Действовать по звуковому сигналу.
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- Определять время по часам.
4 класс
- Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
- Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
- Пользоваться элементами расслабления.
- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
- Смешивать цвета, называть их.
- Конструировать сложные формы из 6 - 8 элементов.
- Находить нереальные элементы нелепых картинок
- Определять противоположные качества и свойства предметов.
- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
- Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
- Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
- Определять возраст людей.
Учебно-тематический план
Номер п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Обследование | 2 |
2 | Развитие моторики, графомоторных навыков | 14 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 18 |
6 | Развитие зрительного восприятия | 5 |
7 | Восприятие особых свойств предметов | 4 |
8 | Развитие слухового восприятия | 5 |
9 | Восприятие пространства | 7 |
10 | Восприятие времени | 5 |
Название раздела, тема дефектологического занятия | Количество |
1 класс | 68 |
Обследование психофизических функций Обследование произвольной сферы | 1 |
Обследование познавательных процессов Обследование уровня сформированности математических знаний, умений и навыков | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 14 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 |
Формирование чувства равновесия | 1 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | 1 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | 1 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями | 1 |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями | 1 |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 1 |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 1 |
Развитие координации движений руки и глаза | 1 |
Работа в технике рваной аппликации | 1 |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 |
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» | 1 |
Игры с крупной мозаикой | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей | 1 |
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений | 1 |
Выразительность движений. Имитация движений (повадки зверей) | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 18 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 1 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 1 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом | 1 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом | 1 |
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | 1 |
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | 1 |
Работа с геометрическим конструктором | 1 |
Дидактическая игра: «Какой фигуры не стало» (3 - 4 предмета) | 1 |
Различение предметов по величине (большой - маленький) | 1 |
Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 |
Сравнение двух предметов по ширине и толщине | 1 |
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | 1 |
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 |
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» | 1 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (2 - 3 детали) | 1 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (2 - 3 детали) | 1 |
Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 5 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза | 1 |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» | 1 |
Дидактическая игра: «Какой детали не хватает» | 1 |
Дидактическая игра «Что изменилось» (3 - 4 предмета) | 1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 4 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом | 1 |
Вкусовые ощущения. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | 1 |
Развитие обоняния. Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | 1 |
Развитие слухового восприятия | 5 |
Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 |
Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Прослушивание музыкальных произведений | 1 |
Различение речевых и музыкальных звуков | 1 |
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» | 1 |
Восприятие пространства | 7 |
Ориентировка на собственном теле | 1 |
Движение в заданном направлении в пространстве | 1 |
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении | 1 |
Ориентировка в линейном ряду | 1 |
Ориентировка на листе бумаги | 1 |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | 1 |
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 |
Восприятие времени | 5 |
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» | 1 |
Последовательность событий (смена времени суток) | 1 |
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 |
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 |
Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 |
2 класс | 68 |
Обследование психофизических функций Обследование произвольной сферы | 1 |
Обследование познавательных процессов Обследование уровня сформированности математических знаний, умений и навыков | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 14 |
Развитие точности движений | 1 |
Развитие точности движений | 1 |
Координация движений | 1 |
Координация движений | 1 |
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога | 1 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 |
Упражнения на синхронность работы обеих рук | 1 |
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | 1 |
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | 1 |
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 |
Развитие координации движений рук и глаз | 1 |
Графический диктант | 1 |
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | 1 |
Работа в технике объемной аппликации | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
Определение на ощупь предметов с разными свойствами | 1 |
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | 1 |
Работа с пластилином и глиной | 1 |
Игры со средней мозаикой | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей | 1 |
Движения и положения головы, вербализация собственных ощущений | 1 |
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» | 1 |
Имитация движений и поз | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 14 |
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) | 1 |
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) | 1 |
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | 1 |
Сравнение 2 - 3 предметов по высоте и толщине | 1 |
Сравнение 2 - 3 предметов по длине и ширине | 1 |
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога | 1 |
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога | 1 |
Составление серии рядов по величине из 3 - 4 предметов по заданному признаку | 1 |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | 1 |
Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | 1 |
Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 |
Выделение и различение частей знакомых предметов | 1 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | 1 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 5 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3 - 4 деталей | 1 |
Нахождение отличий на наглядном материале | 1 |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 |
Различение наложенных изображений предметов | 1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 6 |
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры | 1 |
Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое - вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» | 1 |
Развитие обоняния, обозначение словом ощущений | 1 |
Развитие обоняния , обозначение словом ощущений | 1 |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений | 1 |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений | 1 |
Развитие слухового восприятия | 5 |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов | 1 |
Характеристика звуков по громкости и длительности | 1 |
Различение мелодии по характеру. Прослушивание музыкальных произведений | 1 |
Звуковая имитация | 1 |
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» | 1 |
Восприятие пространства | 7 |
Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 |
Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше - ближе» | 1 |
Ориентировка на листе бумаги | 1 |
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа | 1 |
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами | 1 |
Пространственная ориентировка на поверхности парты | 1 |
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 |
Восприятие времени | 7 |
Порядок месяцев в году | 1 |
Порядок месяцев в году | 1 |
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» | 1 |
Знакомство с часами (циферблат, стрелки) | 1 |
Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | 1 |
Определение времени по часам. Игры с моделью часов | 1 |
Определение времени по часам. Игры с моделью часов | 1 |
3 класс | 68 |
Обследование психофизических функций Обследование произвольной сферы | 1 |
Обследование познавательных процессов Обследование уровня сформированности математических знаний, умений и навыков | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 12 |
Упражнения на развитие меткости | 1 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц | 1 |
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога | 1 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 |
Совершенствование точности мелких движений рук | 1 |
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 |
Рисование бордюров по образцу | 1 |
Графический диктант (зрительный и на слух) | 1 |
Графический диктант (зрительный и на слух) | 1 |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 |
Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 5 |
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 1 |
Восприятие поверхности на ощупь. Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» | 1 |
Восприятие поверхности на ощупь. Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» | 1 |
Работа с пластилином и глиной. Лепка «Овощи» | 1 |
Игры с сюжетной мозаикой | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела, вербализация собственных ощущений | 1 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела, вербализация собственных ощущений | 1 |
Выразительность движений | 1 |
Выразительность движений | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 14 |
Сравнение и обозначение словом формы предметов | 1 |
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 1 |
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам | 1 |
Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 |
Составление рядов по величине из 4 - 5 предметов | 1 |
Составление рядов по величине из 4 - 5 предметов | 1 |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 |
Составление ряда из 4 - 5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 |
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 |
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | 1 |
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 6 |
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 |
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 |
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 6 |
Развитие осязания (теплее - холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов | 1 |
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 |
Определение различных свойств веществ | 1 |
Определение различных свойств веществ | 1 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 1 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 1 |
Развитие слухового восприятия | 6 |
Определение направления звука в пространстве. Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 |
Выполнение действий по звуковому. Дидактическая игра «Прерванная песня» | 1 |
Выполнение действий по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня» | 1 |
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 |
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 |
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы - барабанщики» | 1 |
Восприятие пространства | 7 |
Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 |
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1 |
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 |
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 1 |
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 |
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 |
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 |
Восприятие времени | 7 |
Определение времени по часам | 1 |
Определение времени по часам | 1 |
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 1 |
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 |
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 2 |
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
4 класс | 68 |
Обследование психофизических функций Обследование произвольной сферы | 1 |
Обследование познавательных процессов Обследование уровня сформированности математических знаний, умений и навыков | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 10 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом | 1 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении | 1 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении | 1 |
Совершенствование точности мелких движений рук | 1 |
Графический диктант с усложненными заданиями | 1 |
Графический диктант с усложненными заданиями | 1 |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 1 |
Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 5 |
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) | 1 |
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам | 1 |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | 1 |
Игра «Волшебный мешочек» | 1 |
Игры с мелкой мозаикой | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
Сочетание движений и поз различных частей тела, вербализация поз и действий | 1 |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 |
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 |
Воображаемые действия | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 12 |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | 1 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 1 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 1 |
Составление рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов | 1 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов | 1 |
Цветовой спектр. Смешение цветов | 1 |
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 |
Конструирование сложных форм предметов | 1 |
Узнавание предмета по одному элементу | 1 |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 1 |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 7 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2 - 3-предметных (сюжетных) картинок) | 1 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале | 1 |
Нахождение нелепиц на картинках | 1 |
Нахождение нелепиц на картинках | 1 |
Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 10 |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, их словесное обозначение | 1 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений, словесное обозначение | 1 |
Дифференцированное восприятие ароматов . Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | 1 |
Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 |
Определение противоположных качеств предметов | 1 |
Определение противоположных качеств предметов | 1 |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | 1 |
Развитие слухового восприятия | 6 |
Различение звуков по длительности и громкости | 1 |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона . Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» | 1 |
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» | 1 |
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | 1 |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» | 1 |
Восприятие пространства | 6 |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | 1 |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | 1 |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 1 |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога | 1 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного | 1 |
Восприятие времени | 7 |
Определение времени по часам | 1 |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | 1 |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | 1 |
Работа с календарем и моделью календарного года | 1 |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
Последовательность основных жизненных событий | 1 |
Возраст людей | 1 |
Список используемой литературы
1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда и дефектолога: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2009. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2009.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2010.
3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста. М.: «Просвещение», 2007.
4. Шевляков И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2011.
5. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников
Представлены материалы о возрастных особенностях младших школьников: психологических новообразованиях возраста, развитии личности и познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения,...
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированное достаточно высокого уровня произвольного внимания. К...
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"...
рабочая программа "Развитие познавательной и учебной деятельности"
Рабочая программа...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год обучающегося 3 «В» класса Макеева Виктора
При составлении специальной индивидуальной программы развития руководствовались Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Констит...
Использование рабочих листов как средство организации учебной деятельности
Обучение в рамках федерального государственного образовательного стандарта предполагает, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки ...