Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""
рабочая программа (4 класс) на тему

Анисимова Любовь

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

                                                                   

                                                                  Утверждаю

                                                                           Директор школы

                                                                                                 Тугаринов А.С.______________

                                                                                              Приказ №____от _____2014г.

Рабочая программа

                                      Курс внеурочной деятельности

                                      общеинтеллектуального развития

                                     «Развитие познавательных способностей»

                                      Класс      

                                      Количество часов в неделю   2                                     

                                      Количество часов в год   68

                                     Учитель Анисимова Л.И.

                                     Кв. категория   первая       стаж   36 лет

                                   

2014 – 2015 г.

Пояснительная записка

         Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования (приказ Минобразования РФ от 06.10.09г №373, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные  психологические особенности младшего школьника.

     В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

     Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие познавательных способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Она предназначена решать такие образовательные задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия – логическое мышление);
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Развивать творческие способности;
  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

      Отличительными особенностями рабочей программы  являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты

Особенности реализации программы.

     Внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на 1год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет.

     Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

      Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

 – формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • трудовая деятельность.

Ведущей формой организации занятий является групповая.  Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Дети могут участвовать в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, диспутах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, познавательных играх, круглых столах, научно – поисковых исследованиях.

     Система занятий по программе «Развитие познавательных способностей» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание межличностных отношений.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством,  математикой, информатикой).

Планируемые результаты освоения  программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; 
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

   Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем);
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

     Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

     Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Календарно-тематическое планирование

4класс (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

1-2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

5.09

3-4

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

12.09

5-6

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

19.09

7-8

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задания

26.09

9-10

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

3.10

11-12

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

10.10

13-14

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

17.10

15-16

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

24.10

17-18

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

31.10

19-20

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

14.11

21-22

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

21.11

23-24

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

28.11

25-26

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

5.12

27-28

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

12.12

29-30

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

19.12

31-32

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

26.12

33-34

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

16.01

35-36

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

23.01

37-38

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

30.01

39-40

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

6.02

41-42

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

13.02

43-44

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

20.02

45-46

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

27.02

47-48

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

6.03

49-50

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

13.03

51-52

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

20.03

53-54

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

3.04

55-56

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

10.04

57-58

Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

17.04

59-60

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

24.04

61-62

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

8.05

63-64

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

15.05

65

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

22.05

66

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

29.05

67

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

68

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Литература

1.Гатанов Ю.Б.  Развитие творческого мышления  Санкт – Петербург 2008 г.

2. Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград «Учитель АСТ» 2004г.

3. Гринин Л.Е. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. М. «Эйдос» 2009 г.

3. Лайло В.В.  Развитие памяти и повышение грамотности М. «Дрофа» 2010 г.

4. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград  «Учитель»  2005г.

5. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память  Волгоград  «Учитель» 2010 г.

6. Мухаметова Р.М. Психология. Волгоград  «Учитель АСТ» 2005г.

7. Нежинская О.Ю. Логика Волгоград «Учитель АСТ» 2004г.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка М. «Айрис пресс» 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»

В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти,  воображения, логич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...