мастер-класс "Учим себя самостоятельно"
презентация к уроку на тему

Дедова Виктория Николаевна

мастер-класс с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.56 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему:

«Учим себя самостоятельно».

(Слайд 1)

Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.

Важное место в формировании  умения учиться занимают  регулятивные универсальные учебные действия. Умение учиться формируется в учебной деятельности.

Учебно-методический комплект  «Перспективная начальная школа» обладает уникальными возможностями, которые позволяют обеспечить организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

(Слайд 2)

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с элементами, методами и приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.

 

Начать урок можно с  формирования положительной учебной мотивации.

 

Ты на обложку посмотри,

Найди на ней друзей,

Всё, что знакомо, назови,

И в путь пойдём скорей!

 

В учебнике введена внешняя интрига, герои которой Маша и Миша Ивановы сопровождают школьника на протяжении четырёх лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне решают те же задачи, но и вступают с ними содержательный диалог.

Для вступления в диалог использую следующий метод: «Знаю, умею, хочу».

(Слайд 3)

 

Уважаемые коллеги, давайте мы, тоже начнём мастер-класс с этого метода.

Предлагаю записать в таблицу, что вы уже знаете о регулятивных учебных действиях, что умеете и чему хотели бы научиться.

Данный метод позволит вспомнить, полученные ранее знания, учебные умения и позволит более четко определиться со своими образовательными целями.

- Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

 

- Итак, определимся с понятием « регулятивные действия».

- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка»

 

У вас на столах лежат рабочие листы,  на которых перечислены универсальные учебные действия. Вам необходимо выбрать из них только регулятивные учебные действия и структурировать их.

 

Поиск информации

2.Планирование

1.Целеполагание (принятие и сохранение цели)

Моделирование

4.Самооценка (рефлексия)

Анализ, синтез, сравнение

3.Самоконтроль

 

Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания. Он применяется при работе в парах, группах.

 

-И так, определимся с понятием, что такое «регулятивные учебные действия»

(Слайд 4)

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках литературного чтения в первом классе важно ввести понятие темы урока, дав доступное для этого возраста определение:

« У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить сегодня  на уроке».

- Уважаемые коллеги, откройте учебник по обучению грамоте на странице 92 и сформулируйте тему урока. О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

Тема учебного занятия: «Звуки Х, Х*. Буква Х, х».

( мы поговорим о новых звуках и новой букве)

 

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности

(Слайд 5)

Попробуем практически воплотить приём организации  целеполагания, а точнее постановки цели  данного урока на примере игры «Угадай букву?»

 

 

- Уважаемые коллеги, вспомним звуки и буквы, с которыми мы уже знакомы. (Не забывайте , что  звуки Х, Х* и букву Ха  мы ещё не знаем!!!)

а)красным карандашом обведите гласные- показатели мягкости предшествующего согласного;

б)простым карандашом буквы, которые не обозначают никакого звука;

в)синим карандашом буквы, которыми обозначены звонкие согласные;

г)зелёным карандашом буквы, которыми обозначены глухие согласные;

 

Выявление места и причины затруднения

 

- Где вы перестали действовать и начали думать?

-Появилась новая буква.

- Каких знаний не хватает?

- Не знаем какие звуки ею обозначены;

- Не знаем звонкие звуки или глухие;

- Какова цель нашего урока?

-Узнать новый звук и  новую букву.

(составление плана, пункт 1 и 2)

 

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие.

Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы:

«Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

(Слайд6)

-Зачем нужно знакомиться с новыми звуками и буквой?

- научимся читать.

- Что сначала научимся читать?

- слоги

- Где и для чего пригодится умение читать слоги?

-Научимся читать слова с новой буквой.

(составление плана, пункты3 и 4)

 

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов организации принятии цели был использован на этапе целеполагания?

(Слайд7)

(высказывания участников мастер-класса)

 

 

Таким образом, мы плавно от этапа целеполагания перешли к планированию.

(Слайд 8)

 

План графический. УМК «Перспективная начальная школа предоставляет возможность его быстро составить.

 

Для  формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

(Слайд 9)

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов планирования собственной учебной деятельности был использован на данном этапе?

(составление своего плана решения учебной задачи)

Выступления участников мастер-класса.

 

План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

 

Не менее важные компоненты учебной деятельности – самоконтроль и самооценка.

(Слайд 10)

- И так, определимся с понятием « самоконтроль».

- Для этого применим метод «Конструктор»

 

Цель метода: контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Он применяется при работе в парах.

 

Ха- весёлая подружка,

Озорная хохотушка.

 

(Слайд 11)

 

Сконструируйте букву из  её элементов. Договоритесь в паре, кто будет конструировать большую букву, а кто – малую.

- Какие элементы понадобились для большой буквы Х (3-4),  а какие для малой х (7-8)?

Проверьте правильность выполнения по ключу конструирования печатных букв.

- Какие элементы остались невостребованными(19-20, 16-17)?

- Где они нам понадобятся?

(на уроке письма)

 

Что касается действия самооценки, то она на прямую связана с действием самоконтроля.

(Слайд 12)

Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Особое внимание уделяю прогностической оценке.

Для этого использую следующие критерии:

«+» - знаю;

«-» - не знаю;

«?» - сомневаюсь;

(Слайд13)

 

Уважаемые коллеги, на примере игры «Угадай звук» проведём практикум по формированию прогностической самооценки.

Познакомьтесь с заданием, в котором нужно провести работу по дифференциации звуков х-х* по признаку твёрдости- мягкости  (ненужное зачеркнуть). Оцените свои возможности в её выполнении: поставьте на полях знаки

«+» - знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь,  которые отражают прогностическую оценку ваших знаний. Начните выполнение работы.

 

Цель прогностической оценки: самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

 

- Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, твёрдый звук х.

- Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, мягкий звук х*.

 

-  Если вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у вас оценка адекватная, вы  правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

 

К концу первого года обучения большая часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает и оценкой учителя.

 

Вывод:

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Вернусь к задачам мастер-класса.  Смогла ли я помочь вам в организации деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий?

 

Для установления обратной связи применим метод «Синквейн».

(Слайд 14)

- Что формировали?

- Назовите существительное?

- действие

- Опишите:  какое оно?

- регулятивное, новое, важное, нужное

- Какую функцию оно выполняет?

- организует, планирует, контролирует, оценивает

- Что формирует у младших школьников?

- Составьте фразу из четырёх слов.

- Формирует умение учиться самостоятельно.

- Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.

- Способ.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учим себя самостоятельно

Слайд 2

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД средствами УМК «Школа - 2100»

Слайд 3

Знаю … Умею … Хочу …

Слайд 4

Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности Целеполагание; Планирование; Самоконтроль; Самооценка (рефлексия);

Слайд 5

Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Слайд 6

Принятие цели Зачем? Где? Для чего?

Слайд 7

Приёмы принятия цели Опора на личный жизненный опыт; Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели; Моделирование цели урока, введение понятия учебная задача; Использование занимательного игрового материала;

Слайд 8

Планирование составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с уч ё том конечного результата)

Слайд 9

Приёмы планирования Обсуждение готового плана решения учебной задачи; Работа с деформированным планом решения учебной задачи; Использование плана с недостающими или избыточными пунктами; Составление своего плана решения учебной задачи;

Слайд 10

Самоконтроль Контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий

Слайд 12

Самооценка сличение с заданным эталоном: а)способа действия; б) результата действия ;

Слайд 13

Критерии самооценки «+» - знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь;

Слайд 14

Синквейн Название (одно существительное); Описание (два прилагательных); Действие (три глагола); Отношение (фраза из четырёх слов); Повторение сути (синоним из одного слова)

Слайд 15

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД средствами УМК «Школа - 2100»

Слайд 17

Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

Слайд 18

«Барометр настроения» Я буду здесь! «Волшебные линеечки», А С П К «Лесенкауспеха» Сомневаюсь Умею Могу научить

Слайд 20

Предметное содержание Учебный процесс Внеурочная Проекты и жизненные задачи деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно-диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технологии Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий

Слайд 22

Фрагмент урока (целеполагание) 2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи. -А в математике встречается термин «задача»? -На странице «Содержание» найдите тему с этим термином. -Отметьте закладкой эту страницу. -Назовите тему сегодняшнего урока. -О каких задачах мы сегодня говорить на уроке? - Как вы думаете, что мы должны выяснить о задаче? -Это будут наши учебные задачи на урок. - Я видел в учебнике слово задача. - «Задача. Условие и требование» - О математических задачах. - Что такое задача - Как отличать задачи математические и учебные. -Узнать что такое «условие» и «требование» -научиться самим, составлять задачи Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий)

Слайд 24

Фрагмент урока (планирование) 3Планирование деятельности -Давайте составим план нашей работы. (на доске символами обозначены пункты плана) -Что такое задача. -Основные части задачи 2. Работа в группе по учебнику -Научится находить в задаче УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ -научиться составлять задачи 3. Самостоятельная работа в тетради 5. Оценка учебных умений

Слайд 25

Коррекция (в случае расхождения с эталоном) внесение необходимых дополнений и корректив в : план; способ действия .

Слайд 26

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все е ё компоненты: ЦЕЛЬ МОТИВ ПРОГНОЗ СРЕДСТВА КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА

Слайд 27

ИСТОЧНИКИ: Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 2. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. //Источник. – 2002 – №3. http://standart.edu.ru/ h ttp://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

Формирование у учащихся уменийсамостоятельно работать с текстом и контролировать себя  Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя...

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Проверь себя .Самостоятельная работа по русскому языку 3 класс

Эта самостоятельная работа по русскому языку для 3 класса...

Конспект классного часа "Как себя вести. Как я себя веду" (2 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование у учащихся общечеловеческих принципов правил поведения;Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, умение слушать и уважать мнение одно...

Воспитание самостоятельности у учащихся в группе продленного дня, как средство формирования уверенной в себе личности.

Как с помощью самоподготовки в группе продленного дня у младших школьников формируется увернная в себе личность - моя статья об этом....