Публичный опыт Авдонькиной И.П., учителя начальных классов МБОУ "Инсарская СОШ №2"
учебно-методический материал

 

Опыт работы  "Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьника"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьников» (из опыта работы)

Авдонькина Ирина Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Введение

Сейчас уже никто не будет отрицать, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания. Основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования.

Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитывать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

Поделюсь своим опытом работы по экологическому воспитанию: « Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьников».

Школьный учебный процесс: уроки, участие в конкурсах, олимпиадах, внеклассных мероприятиях, проведение экскурсии по родному краю, участие в акциях "Сделаем вместе", "Вода и здоровье" - направлены на экологическое воспитание. Проведение таких мероприятий способствует формированию экологической культуры и экологического сознания школьников, учит видеть и понимать красоту живой природы; оценивает состояние природной среды, принимает правильные решения по ее улучшению; развивает доброжелательное отношение к природе.

Из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий по экологическому воспитанию особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы, а для этого необходимо читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований учу детей мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности использую игровые приёмы: «Кто первый увидит? », «Кто быстрей найдёт?»

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся занимают проекты. С этой целью, в моей практике введен курс по внеурочной деятельности «Я- исследователь» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе проектной деятельности.

Задачи:

  •  поддерживать интерес детей к окружающей среде;
  •   развивать познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение),  детскую любознательность;
  •   развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Например, при изучении свойства воздуха, дети в игровой форме знакомятся со свойствами, что  воздух можно поймать, он имеет вес, он легче воды и т. д.

При изучении свойства мыла, дети узнают волшебные свойства мыла, в домашних условиях учатся изготавливать с помощью мыльных средств - пузыри.

Рассматривая свойства ткани, научились делать из бросового материала тряпичную куклу-  куклу, с которой играли наши пробабушки. Появился проект «Русская тряпичная кукла»,  с данной работой участвовали в республиканских конференциях.

Однажды моей ученице  в руки  попалась, интересна книга « Про вулканы», нам захотелось в классе понаблюдать за извержением вулкана. Как это происходит? Почему? Это настолько увлекло, что ребенок в домашних условиях изготовила макет вулкана, а потом продемонстрировала извержение. С данной работой выезжали на республиканские конференции, где мы становились победителями и призерами - за роль маленького ученного.

Любим мы наблюдать за домашними животными дома, в ходе наблюдений появляются темы для исследовательских работ. Например, проект «Содержание и разведение домашних кроликов», с этой работой выступали на республиканских конференциях.

Мы не только исследуем, наблюдаем, но и любим интересные моменты из жизни животных и природы запечатлеть на фотографии. Со своими работами выступали на форуме «Одаренные дети», «Мир в объективе».

Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, влиять на развитие нравственных качеств и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему миру в целом.

Роль учителя – помочь детям в этом.

Достижения учащихся в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, конференциях за 3 года

Название конкурса

Уровень

Год

Результаты

Конкурс «Мир в объективе»

Муниципальный

2018

1 место – 2 уч-ся,

2 место- 2 уч-ся,

3 место – 1 уч-ся

Конкурс  «Защитим лес»

Муниципальный

2018

1 место- 2уч-ся,

2 место-1 уч-ся

«Экология. Дети. Творчество»

Муниципальный

2020

1 место- 1 уч-ся,

2 место- 1 уч-ся

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Республиканский

2018

3 место- 1 уч-ся

Научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия»

Республиканский

2017

Диплом 1степени -1 уч-ся, Диплом 3 степени- 2 уч-ся

Научно-практическая конференция «Природа и мы»

Республиканский

2017

Призер- 3 уч-ся

2019

Победитель- 1 уч-ся,

2020

Победитель-  1 уч-ся

Учебно- практическая конференция «Юный исследователь»

Республиканский

2018

Призер – 2 уч-ся,

 участие – 2 уч-ся

Научно- исследовательская конференция «Мой мир – мой дом»

Республиканская

2018

Призер – 1 уч-ся

Научно-практическая конференция «Наследие»

Республиканский

2017

Призер- 1 уч-ся

2018

Победитель- 1уч-ся,

2020

Победитель- 1 уч-ся

«Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»

Республиканский

2017

2018

Победитель-1 уч-ся,

 призер- 1 уч-ся

Призер-2 уч-ся, Приз жюри- 1 уч-ся

Форум «Одаренные дети»

Международный

2017

2018

2019

Гран-при 1 уч-ся

Диплом – 1 степени,

Диплом -3 степени

участие -1 уч-ся

2018

Призер- 1 –уч-ся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Макаровой Натальи Куприяновны

Я работаю учителем начальных классов с 1993 года, после окончания Новокузнецкого государственного педагогического института. В МБОУ «Парбигская сош» – с февраля 2007 года. С 29 апреля 2013 года имею п...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.

В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Хамидуллиной Ольги Зуфаровны

Результаты педагогической деятельности учителя начальных классов МАОУ лицей №42 г.Уфа РБ Хамидуллиной О.З....

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...