Публичный опыт Авдонькиной И.П., учителя начальных классов МБОУ "Инсарская СОШ №2"
учебно-методический материал
Опыт работы "Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnyy_opyt_avdonkinoy_i.p._uchitelya_nachalnyh_klassov.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьников» (из опыта работы)
Авдонькина Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Введение
Сейчас уже никто не будет отрицать, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания. Основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования.
Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитывать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
Поделюсь своим опытом работы по экологическому воспитанию: « Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры школьников».
Школьный учебный процесс: уроки, участие в конкурсах, олимпиадах, внеклассных мероприятиях, проведение экскурсии по родному краю, участие в акциях "Сделаем вместе", "Вода и здоровье" - направлены на экологическое воспитание. Проведение таких мероприятий способствует формированию экологической культуры и экологического сознания школьников, учит видеть и понимать красоту живой природы; оценивает состояние природной среды, принимает правильные решения по ее улучшению; развивает доброжелательное отношение к природе.
Из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий по экологическому воспитанию особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы, а для этого необходимо читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований учу детей мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности использую игровые приёмы: «Кто первый увидит? », «Кто быстрей найдёт?»
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся занимают проекты. С этой целью, в моей практике введен курс по внеурочной деятельности «Я- исследователь» .
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе проектной деятельности.
Задачи:
- поддерживать интерес детей к окружающей среде;
- развивать познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), детскую любознательность;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Например, при изучении свойства воздуха, дети в игровой форме знакомятся со свойствами, что воздух можно поймать, он имеет вес, он легче воды и т. д.
При изучении свойства мыла, дети узнают волшебные свойства мыла, в домашних условиях учатся изготавливать с помощью мыльных средств - пузыри.
Рассматривая свойства ткани, научились делать из бросового материала тряпичную куклу- куклу, с которой играли наши пробабушки. Появился проект «Русская тряпичная кукла», с данной работой участвовали в республиканских конференциях.
Однажды моей ученице в руки попалась, интересна книга « Про вулканы», нам захотелось в классе понаблюдать за извержением вулкана. Как это происходит? Почему? Это настолько увлекло, что ребенок в домашних условиях изготовила макет вулкана, а потом продемонстрировала извержение. С данной работой выезжали на республиканские конференции, где мы становились победителями и призерами - за роль маленького ученного.
Любим мы наблюдать за домашними животными дома, в ходе наблюдений появляются темы для исследовательских работ. Например, проект «Содержание и разведение домашних кроликов», с этой работой выступали на республиканских конференциях.
Мы не только исследуем, наблюдаем, но и любим интересные моменты из жизни животных и природы запечатлеть на фотографии. Со своими работами выступали на форуме «Одаренные дети», «Мир в объективе».
Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, влиять на развитие нравственных качеств и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему миру в целом.
Роль учителя – помочь детям в этом.
Достижения учащихся в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, конференциях за 3 года
Название конкурса | Уровень | Год | Результаты |
Конкурс «Мир в объективе» | Муниципальный | 2018 | 1 место – 2 уч-ся, 2 место- 2 уч-ся, 3 место – 1 уч-ся |
Конкурс «Защитим лес» | Муниципальный | 2018 | 1 место- 2уч-ся, 2 место-1 уч-ся |
«Экология. Дети. Творчество» | Муниципальный | 2020 | 1 место- 1 уч-ся, 2 место- 1 уч-ся |
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» | Республиканский | 2018 | 3 место- 1 уч-ся |
Научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия» | Республиканский | 2017 | Диплом 1степени -1 уч-ся, Диплом 3 степени- 2 уч-ся |
Научно-практическая конференция «Природа и мы» | Республиканский | 2017 | Призер- 3 уч-ся |
2019 | Победитель- 1 уч-ся, | ||
2020 | Победитель- 1 уч-ся | ||
Учебно- практическая конференция «Юный исследователь» | Республиканский | 2018 | Призер – 2 уч-ся, участие – 2 уч-ся |
Научно- исследовательская конференция «Мой мир – мой дом» | Республиканская | 2018 | Призер – 1 уч-ся |
Научно-практическая конференция «Наследие» | Республиканский | 2017 | Призер- 1 уч-ся |
2018 | Победитель- 1уч-ся, | ||
2020 | Победитель- 1 уч-ся | ||
«Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее» | Республиканский | 2017 2018 | Победитель-1 уч-ся, призер- 1 уч-ся |
Призер-2 уч-ся, Приз жюри- 1 уч-ся | |||
Форум «Одаренные дети» | Международный | 2017 2018 2019 | Гран-при 1 уч-ся |
Диплом – 1 степени, Диплом -3 степени | |||
участие -1 уч-ся | |||
2018 | Призер- 1 –уч-ся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"
Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...
Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Макаровой Натальи Куприяновны
Я работаю учителем начальных классов с 1993 года, после окончания Новокузнецкого государственного педагогического института. В МБОУ «Парбигская сош» – с февраля 2007 года. С 29 апреля 2013 года имею п...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.
В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...
Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Хамидуллиной Ольги Зуфаровны
Результаты педагогической деятельности учителя начальных классов МАОУ лицей №42 г.Уфа РБ Хамидуллиной О.З....
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...