Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дёрина Елена Ивановна

 

 

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 

       Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит переход системы образования из системы, осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Г.О. Саранск

Дериной Елены Ивановны

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

                                                        К. А. Тимирязев

Тема опыта

Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД

у младших школьников

Условия возникновения  опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  

       Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит переход системы образования из системы, осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем.

Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода от объяснительно-иллюстративного способа обучения  к  деятельностному способу, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология в рамках исследовательской деятельности.  

Так возникла идея применения форм и методов работы по формированию УУД у учащихся начальной школы в рамках исследовательской деятельности.

Новизна  опыта.

Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методик работы в рамках исследовательской деятельности направленной на формирование УУД у учащихся начальной школы.

Ведущая педагогическая идея.

В процессе исследовательской деятельности происходит формирование и развитие УУД, выступающих  основой образовательного и воспитательного процесса. Функция  УУД  заключаются в обеспечении обучающихся умением учиться. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих формированию и развитию УУД у учащихся, на основе использования методов и форм работы в рамках исследовательской деятельности.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой работы в начальной школе  по программе  «Школа 2100», направленной на развитие УУД у школьника через применение исследовательской деятельности в процессе обучения.

Наличие  теоретической  базы.

Изучением исследовательской деятельности школьников занимались многие педагоги, такие как И. И. Бойцов, А. К. Бруднов, В. В. Гузеев, Т. Ивочника, Е. И. Кассир, А. Леонтович, Д. Монахов, И. Г. Машечкова, Е. А. Нинбург, Е.И. Регирер, А.И. Савенков, И.Д. Чечель, Т.В. Чибирякова. Что касается определения исследовательской деятельности, то различные авторы определяют ее как «научная», «исследовательская», «научно-исследовательская» и «творческая». Философский словарь определяет исследовательскую деятельность как «деятельность, направленную на производство новых знаний (о природе, обществе, мышлении)».

В     исследованиях     В.В.  Давыдова,     Л.В.  Занкова,      Г.В.  Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются  и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А. И. Савенков исследовательскую  деятельность рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [8, c.10]. Труды А.И. Савенкова ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. В его работах описаны доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

 Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности.

 Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Организация исследовательской деятельности  младших     школьников, направленная на формирование УУД.

Изучив теоретический материал, я решила, что исследовательская деятельность наиболее эффективно формирует УУД с помощью реализации педагогической модели «обучение через открытие», реализованное как на уроках, так и в процессе внеклассной работы.

Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование. Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке. В более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. В качестве основных неоспоримых  достоинств данного метода,  по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний,  я выделила:  высокую степень  самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательную   мотивированность;  развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметную  интеграцию  знаний, умений и навыков; формирование универсальных учебных действий школьников.

Развитие познавательной активности я осуществляю  через организацию экспериментально-исследовательской деятельности младших школьников в рамках  урока окружающий мир и во внеурочной деятельности. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный курс предмет окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др., что позволяет широко использовать экспериментально-исследовательскую деятельность.

Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность, и быть ее активным субъектом.

Работу строю так, чтобы ученик:

а) получал знания,

б) чувствовал свой рост,

в) уважал себя как личность.

Это возможно, когда:

  • четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
  • детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
  • есть контакт учителя с детьми;
  • исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
  • у ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).

Исследования классифицирую по-разному:

•        по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

•        по месту проведения (урочные и внеурочные);

•        по времени (кратковременные и долговременные);

•        по теме (предметные или свободные);

•        по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями,  под руководством учителя и т.д.);

•        по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования определяю в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

Эксперимент похож на чудо, которое может совершить каждый ребенок. Как и любая деятельность  экспериментально-исследовательская  имеет свои этапы:

 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

На каждом этапе распределяю деятельность учителя и детей, где ребенок активный участник, а учитель партнер ученика .

Этапы дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:

  •  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  •  умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  •  умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя познавательную активность младших школьников через экспериментально-исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Данные умения (УУД) формирую с первых дней обучения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формируют   необходимые  правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, (построение высказываний , обращенность, адресованность высказывания, внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний).

Усвоение правил систематически осуществляю в различных способах учебных взаимодействий в процессе обучения : в диадах (учитель – ученик, ученик – учитель), в малых и средних группах по 4-8 человек (ученик – группа учеников, учитель – группа учащихся), во всем классе (учитель – ученики).

Значение совместной деятельности учащихся трудно переоценить. Ведь стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с компьютерами, испытывают дефицит общения между  собой  . Они не могут играть в коллективах, почти не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Исследовательская деятельность способна, на мой взгляд, компенсировать данные издержки быстро изменяющейся действительности. Она способствует развитию мышления учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление, сравнение, обобщение).

 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Чтобы отследить результаты работы по формированию УУД у учащихся начальных классов в процессе исследовательской деятельности были проведены исследования, в начале и в конце первого года обучения.

         Сводные данные стартовой диагностики учащихся 1 Б класса

       При поступлении в 1 класс:

Высокий уровень     3

Выше среднего         3

Средний уровень     18

Ниже среднего         4

Низкий уровень       2      

Показатели

Визуальное мышление

Понятийное мышление

Воображение

слабый

7%

33 %

32%

средний

30%

50%

30%

хороший

48%

14%

28%

высокий

15%

3%

10%

На конец 1 класса:

Высокий уровень     5

Выше среднего         4

Средний уровень     14

Ниже среднего         5

Низкий уровень       0      

Показатели

Визуальное мышление

Понятийное мышление

Воображение

слабый

4%

14%

10%

средний

18%

44%

22%

хороший

56%

32%

47%

высокий

22%

10%

21%

Как видно из таблиц  уровень визуального, понятийного мышления и развития УУД повысился, а значит, проводимая работа в 1 классе с предложенными творческими и исследовательскими заданиями дает хорошие результаты.

Высокие потенциальные творческие способности учащихся, подтверждают целесообразность проводимых исследовательских заданий на уроках, как условие развития креативных качеств личности. Учащиеся  стали более уверенными, успеваемость по предметам  повысилась.

                             Уровень  обученности  детей по годам.

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Ударники

Качество знаний

Успеваемость

2010- 2011

4

27

2

15

69 %

100%

2012- 2013

2

28

3

14

76 %

100%

2013- 2014

3

26

2

16

72%

100%

2014-2015

4

25

2

15

68%

100%

Учащиеся  активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.  

Результаты внеурочной деятельности  учащихся по предметам

Ф. И.

участника

Класс

Уровень

Название

олимпиад, конкурсов

Результат

Подмарева Ксения

4

Муниципальный уровень

Олимпиада по математике.

призёр

Прохоров Алексей

2

Всероссийский уровень

Олимпиада по окружающему миру.

3 место

Журавлева Кристина

2

Муниципальный уровень

Олимпиада по русскому языку.

3 место

Саина Кристина

3

Республиканский уровень

Фестиваль  детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп».

1 место

Плюшкина Валерия

3

Всероссийский уровень

Олимпиада по русскому языку.

Олимпиада по математике.

1 место

Солдатова Дарья

3

Всероссийский уровень

2 место

Волков Ярослав

3

Всероссийский уровень

3 место

Бершин Александр

3

Всероссийский уровень

3 место

Тепляков Максим

3

Всероссийский уровень

Олимпиада по математике.

3 место

Плюшкина Валерия

3

Муниципальный уровень

Литературно творческий конкурс «Экофантазёры».

3 место

Солдатова Дарья

3

Муниципальный уровень

Литературно творческий конкурс «Экофантазёры».

призёр

Петрушкина Юля

3

Муниципальный уровень

Литературно-творческий конкурс «Добрая Сказка Нового года».

3 место

Петрушкина Юля

3

Муниципальный уровень

Авторские стихи.

1 место

Маслова Кристина

3

Муниципальный уровень

Конкурс рисунков «Моя бабушка и дедушка».

«Приз зрительских симпатий»

Петрушкина Юля

3

Муниципальный уровень

Стихи собственного сочинения на мордовском  языке.

1 место

Солдатова Дарья

3

Межрегиональный конкурс

«Дерево земли,на котором я живу».

3 место

Петрушкина Юля

4

Городской конкурс стихов соб.соч.

«70 лет Победы».

2 место

Бершин Саша

4

Всероссийский уровень

Олимпиада по эрзянскому языку.

призёр

Бершин Саша

4

Всероссийский уровень

Интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности-2015».

Победитель

Маслова Кристина,

Бершин Саша

4

Муниципальный уровень

Интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности-2015».

Победители в командном зачёте

Маслова Кристина

Волков Ярослав

4

Школьный уровень

Олимпиада по русскому языку и математике.

Возможность тиражирования

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских марафонов,  провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания  методической помощи.   Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения, в социальной сети работников образования.

Список использованной литературы

  1. ФГОС: Начальное общее образование.  М.: Просвещение, 2009.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская  Г.В.,. Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
  4.  Выготский Л.С. Проблемы детской психологии //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983.
  5.  Доналдсон  М. Мыслительная деятельность детей. -  М.: Педагогика, 1985.
  6. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
  9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М.: Ось -89, 2006.
  10. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.
  11. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: «Генезис», 2005.
  12. Савенков А.И. Содержание  и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
  13. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа + до и после . - 2005. - № 2.
  14. Леонтович А. В.. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. // Завуч. - 2001. - № 1.
  15. Леонтович А. В.. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.// Завуч. – 2001. - № 1.
  16. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – № 2.
  17. Горячева Г.И. Исследовательское обучение младших школьников. // Уроки, справочники, рефераты. [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/download/docs-197318/197318.doc 
  18. Лобанова В.В. Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.//  ПроШколу.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proshkolu.ru/
  19.  Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир".// РЕФ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://referatwork.ru/refs/pedagogics/ref-3781.html
  20. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности.// Исследователь.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3jpfi2.html 

Приложение:

Окружающий мир

Тема: Осень: природа готовится к зиме. (Экскурсия)

Место проведение экскурсии: ближайшая к школе территория                                  ( парк   им. А.С.Пушкина)

Цели:

– познакомить детей с признаками и особенностями осенней природы;

– сформировать представление о состоянии природных объектов в осеннюю пору;

– определить основные отличительные признаки объектов природы осеннего периода.

Оборудование: планшеты у каждого ребёнка, карандаши для записи наблюдений, карточки с заданиями.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Ι. Актуализация знаний

- Прозвенел дружок звонок, начинается урок!

Всё на месте , всё в порядке, книжки , ручки и тетрадки.

– Ребята, давайте вспомним, что  делают животные осенью?

– Как птицы готовятся к зиме?

– Что происходит с растениями?

–А что по вашему изменилось осенью в жизни людей в городе? Как вы думаете,?

– Если Вике и Артему, ученикам нашего класса,  сейчас захочется пойти на улицу, они могут выйти так, как они одеты сейчас?

– Что им нужно надеть? (Предложение детей.) Объясните почему?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде таблицы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Подготовка к экскурсии

–. Сейчас нам всем предстоит одеться. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей)

– Да, сегодня у нас не простой урок, а урок-экскурсия.

– Тема нашей экскурсии – «Осенние изменения в природе».

– Ребята, сегодня мы с вами будем юными исследователями. Нам предстоит выяснить все признаки осени.

– Предлагаю разделиться на команды по шесть человек, выбрать капитана и придумать название своей команды. Сколько у нас получится команд? (5)

 - Каждая команда получит свой конверт с заданиями для исследования. 1

Капитаны вскрывают конверты и  озвучивают направление своих исследований и  наблюдений, а учитель спрашивает о том, что нужно будет сделать, чтобы выполнить задание, как заполнить карточку, как приготовить сообщение о своих наблюдениях.

ΙΙΙ. Экскурсия

Задания для команд 2 4

1-я команда

2-я команда

3-я команда

4-я команда

5-я команда

Дети наблюдая  исследуют   состояние природных объектов. Данные наблюдений фиксируют в заданиях. Читают задания капитаны команды, обсуждаются группой, и ставится крестик в нужной ячейке.

Обобщение результатов в классе.

После экскурсии дети возвращаются в класс и обобщают результаты своих исследований (наблюдений).Выступают капитаны команд. Учитель задаёт вопросы каждой команде. 2

1. Что было предметом ваших исследований?

2. Какие наблюдения сделали?

3. Кто из группы, на ваш взгляд, внёс наибольший вклад в работу? В чём это проявилось?

4. Как бы вы оценили работу вашей группы?

– Сделайте вывод, как изменяется природа с наступлением осени.

VΙ. Итог урока

Наш урок – исследование подходит к концу.

– Чему мы сегодня учились? 2

– Для чего это нужно знать?

– Какие виды заданий мы выполняли? Какие выводы сделали?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Понравилось ли вам на уроке-экскурсии? Чем?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

ТООУ

Урок математики 2 класс

        Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат».

Цели урока :

  • Уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат»; выявить основные свойства прямоугольника и квадрата.
  • Учить распознавать эти фигуры на основе существенных свойств.

-        Формировать навыки изображения и вычисления периметра этих
фигур.

  • Развивать вычислительные навыки, умения решать задачи.
  • Повторить и закрепить изученный материал.

  • Развивать гибкость мышления, познавательный интерес, творческие способности.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, культуру учебного труда.

Планируемые достижения на уроке:

  • знать, что такое прямоугольник и квадрат;
  • уметь распознавать их в окружающих предметах или их частях;

-        уметь чертить квадрат и прямоугольник, вычислять их периметр.
Оборудование: учебник Математика 2 класс (II) часть Л.Г. Петерсон

«Ювента» - 2011 г., демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы.

                                                 Ход урока

I.        Организационный момент

Прозвенел дружок звонок

Начинается урок.

Добрый день уважаемые гости и дети! Мне приятно вас видеть сегодня в нашем классе.

Давайте подарим друг другу улыбку.

На части не делится солнце лучистое

И землю на части нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

Улыбка помогает улучшить настроение, а с хорошим настроением мы можем справиться с самой трудной задачей и добиться хороших результатов.

II.        Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы с вами совершим интересное путешествие, если быстро и правильно ответим на мои вопросы. Отвечая на вопросы, вы будете открывать букву.

  • Какие геометрические фигуры вы знаете?
  • Точка, отрезок, луч, прямая, ломаная.

  • А это что?
  • Геометрические фигуры.
  • А как они называются
  • Прямой угол, острый угол, тупой угол. Показв
  • Хорошо. А еще?
  • Учитель показывает рисунок

- Ребята, а это что ?

  • Это ломаная, состоящая из звеньев
  • А что такое многоугольник? Это и есть замкнутая ломаная. Три звена - треугольник, Четыре звена - четырехугольник, 100 звеньев - 100 угольник.

Вот теперь, проверив свои силы, мы отправляемся в страну

  ГЕОМЕТРИЯ

III. Постановка цели урока

Посмотрите на доску. Работаем в парах, исследуем особенности геометрических фигур.

  • На какие группы можно разбить все фигуры?
  • По цвету (красный, желтый синий)

- По размеру (большие и маленькие)

  • По форме (круги, треугольники, четырехугольники)
  • Сколько кругов? (Три)
  • Сколько треугольников?  (Два)
  • Сколько четырехугольников? (Шесть)

        - А среди четырехугольников все ли одинаковые? (Нет)

-        Найдите те, у которых только прямые углы. Как они называются? (Прямоугольники)

  • А чем интересна эта фигура? (учитель показывает на квадрат), чем она не похожа на остальные прямоугольники? (У нее все четыре  стороны равны, углы прямые)

- Как ее называют?(Квадрат)

- Сегодня на уроке мы будем с вами юными исследователями.   Познакомимся со свойствами прямоугольника и квадрата, научимся их узнавать, чертить и вычислять периметр.

IV. «Открытие» нового знания

-        Откройте ст. 50 № 1. Прочитайте задание. Ребята с помощью чего мы
можем определить прямой угол? (
С помощью макета прямого угла)

Задание выполняется по вариантам. Делается взаимная проверка.

  • Все углы прямые? (Да)
  • А что можете сказать про стороны?( Противоположно лежащие стороны одинаковые)
  • Да действительно противоположные стороны равны.
  • Отметим одной чертой большую сторону – это длина, двумя чертами Меньшую  сторону – это ширина.

Учитель указывает на чертеж:.

  • А что вы можете сказать про эту фигуру? (указывает на квадрат)
  • Что заметили, исследуя эту фигуру?( Все стороны равны)

        - Какой можно сделать интересный  вывод? (Это квадрат и  особый прямоугольник ,у которого все стороны равны)

  • Молодцы! Хорошо!
  • Поработаем в группах. №2 стр. 50.
  • Прочитайте задание. Что нужно сделать?
  • Какой можно сделать вывод? ( Квадрат является частью прямоугольника)
  • № 3 стр. 51.

На доске чертеж.

  • Cколько квадратов на рисунке
  • А сколько прямоугольников? Назовите их. № 4 стр. 51. в тетради
  • Прочитайте задание.
  • Сколько сторон будем измерять и какие?( Только две, верхнюю и боковую, у прямоугольника противоположные стороны равны.)

-Чему равен периметр?(Сумме длин всех сторон прямоугольника)

  • Молодцы ребята!
  • Физкультминутка
  •  VI. Первичное закрепление

Задание дается по вариантам в тетрадь. Два ученика работают у доски. Идет взаимопроверка.

№ 6 стр. 51.

А в это время на другой части доски № 6 (б) выполняет ученик.

-        Прочитайте задачу № 6 (б), посмотрите вено ли ее решил Коля на
доске.

(Если останется время, мы дадим № 7 самостоятельно)

VII.        Повторение изученного

-        Чтобы возвратиться из путешествия по стране «Геометрия»  мы должны справиться с заданием № 10, подобрав ключ к нужному замку, когда из двух половинок соберется прямоугольник.

VIII.        Итог урока
Рефлексия.

  1. Что исследуя геометрические фигуры узнали нового  о том, чем квадрат отличается от прямоугольника?
  2. Всякий ли прямоугольник может быть квадратом? А наоборот?
  3. Что нужно знать, чтобы найти периметр квадрата, прямоугольника?

  • Кто из вас доволен своей работой?
  • Кто не очень доволен своей работой?
  • Почему?

-        А мне хочется отметить, (дети)

Домашнее задание на доске.

№8,№ П.

-        Урок окончен. Спасибо всем за работу!


Обучение грамоте

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: физическая карта России или карта мира.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг. момент

Ι. Актуализация знаний

Прозвенел дружок звонок, начинается урок.

1. Чтение текста «Украшение сада».

– Назовите слова с буквой Я, которая обозначает мягкость предшествующего согласного. (Осенняя, рябина, выделяется, пятном, рябине, ударят, слетятся, к рябине, дятлы.) 

– Какой согласный звук стал мягким благодаря Я?

– Назовите мягкие согласные.

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения О. Григорьева «Яма».

3. – Ребята, что мы знаем про букву Я? (Буква Я обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного. Буква Я обозначает звуки [й’а] в начале слова или после букв гласных.)

– Прочитайте слова, которые написаны на доске: Яша, Яна, Ярослав. 

– Чем мы сегодня займёмся на уроке? Можно ли, прочитав слова, догадаться, какая тема урока?

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

3   2

  1. Знакомство с заглавной буквой.
  2. Знакомство с написанием буквы Я.
  3. Чтение  слогов.
  4. Чтение предложений и текстов.
  5. Письмо слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)             

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 

Работа в прописи.   2   5

Письмо заглавной буквы Я, сравнение её с заглавными буквами Л, М. 

1) Запись этих букв.

2) Запись имён собственных. Обозначение звуков в словах. Подчёркивание нижнего соединения буквы Я с последующей.

3) Самопроверка. Графическое обозначение заглавной буквы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 1. Работа в «Букваре».  5   6   2

– Откройте «Буквари» на с. 122.

1) Чтение однокоренных слов с буквой Я.

– Прочитайте слова сначала про себя, затем вслух.

– Что вы можете про них сказать? (Однокоренные слова, корень  -земл-.) 

– Объясните значение каждого слова.

– Какой звук обозначен в этих словах буквой Я? (Буквой Я обозначен звук [а] и мягкость предшествующего согласного.)

2) Чтение слов с заглавной буквой Я, повторение правописания заглавной буквы.

– Прочитайте про себя слова.

– Что у них общего?

Работа в парах. Выборочное чтение вслух.

-  Исследуйте возможности записи слов с заглавной буквы.(ответы детей: имена людей, фамилии, названия государств)

3) Чтение предложений, поясняющих названия и подтверждающих правильность ответов детей.

Учитель показывает географические названия на физической карте.

Проверка с самооценкой.      

– Что мы сейчас делали?(Применяли правила написания заглавной буквы)  

Физкультминутка.

 

3. Работа в прописи.   4   2   2

1) Работа в группах. Каждая группа получает свой вариант.

Вариант 1: игра «Отгадай, кто стоит у доски?».

Вариант 2: игра «Кто играет в прятки?» (по выбору учащихся).

Образование имён детей из слогов и самостоятельная запись в прописи.

– Какое правило надо помнить при написании имён?

– Подчеркните заглавную букву.

2) Списывание предложения с печатного образца (нижняя строка).

– Прочитайте предложение.

– Сколько в нём слов?

– Какие слова написаны с большой буквы?

– Объясните почему?

– Послушайте и произнесите сами слово сестра.

– Посмотрите, как оно написано.

– Что заметили?

– Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.

– Как её можно проверить? (Сестра – буква безударного гласного Е, проверочное слово сёстры.)

– Поменяйте слова в предложении местами так, чтобы слов в предложении было только 4, а смысл при этом не изменился. (Яна – сестра Яши Яковлева.)

– Запишите предложения.

Взаимопроверка в парах.

   4. Работа в «Букваре».  5   7  

Наблюдение над образованием множественного числа от слов – названий детёнышей животных и птиц.

– Прочитайте слова. Что интересного заметили?

– Что выделено цветом? (Суффиксы.) 

– В каких словах встречаются суффиксы -ёнок-, -ят-? (В словах, которые называют детёнышей животных.)

Выделение суффиксов.

– Какие звуки обозначены в этих словах буквами Ё, Я?

– Что мы сейчас делали?  

– Что нового узнали? 4

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

      5. Работа в прописи (с. 16).  4   2

1) Написание буквы Я я.

2) Написание слов с заглавной буквы – Якутия, Япония, Земля.

Чтение слов, постановка ударения, подчёркивание букв безударных гласных. Устное составление предложений с этими словами.

   6. Работа с текстом «Воспитатели» на с. 123.  1    1    3    1

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие и рассмотрите иллюстрацию.

– Кто будет героями рассказа?

– А кого называют воспитателями?

– Как картинка связана с названием?

2) Чтение текста про себя.

– Кого же будут воспитывать Оля и Яна? (Игрушечных котят, лисят и т.д. Они играют в ясли.)

– Многие из вас ходили в ясли. Что делает воспитатель?

– Посмотрим, как Оля и Яна справились с этой трудной работой.

3) Повторное чтение.

– В какую группу придут лисята и котята?

– Кто их воспитатель? Прочитайте.

– Котята и лисята по-настоящему пили молоко? (Нет, но молоко было настоящее, и девочки играли «по правде».)

– Как девочки относились к своим воспитанникам?

– А как мамы отнеслись к игре? (Тоже серьёзно.) 

4) Вопросы ко всему тексту.

– Что можно сказать про Олю и Яну?  

– Согласен ли с вами художник Пётр Северцов? Внимательно рассмотрите иллюстрацию ещё раз.

– Прочитайте предложения, из которых видно, что девочки вели себя, как заботливые, любящие мамы.

– Подходит ли заглавие к тексту?

– Как вы думаете, кем хотят стать Оля и Яна, когда вырастут? Почему?

– А как вы играете в свои мягкие игрушки? Расскажите.

5) Дополнительные задания.

– Найдите и прочитайте слова с буквами Я, Е, И, Ё. 

– В каких случаях эти буквы обозначают мягкость согласных?

– Когда буквы Е, Ё, Я обозначают два звука? Прочитайте слова из текста.

– Выделите в словах знакомые суффиксы.

– Найдите обращения, прочитайте с соответствующей интонацией.

– Что мы сейчас делали? Какое формировали умение?

 

      7. Работа в прописи (с. 16).  4   2

Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

1) Анализ слов.

– Отгадайте загадку.

Крупное, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

– А где растёт яблоко? (На яблоне.)

– Найдите эти слова, прочитайте их по слогам, подчеркните букву безударного гласного, спишите слова. Напишите на строчке ниже однокоренные слова.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Домашнее задание

Чтение текста «Воспитатели». Нарисуй рисунок и подготовь устный рассказ «Кем я стану, когда вырасту».

V. Итог

– Вспомните, что нового мы сегодня узнали? Что исследовали? Чему научились? Где применили свои знания?

– Какое задание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься? 4  4

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников....

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя английского языка

опыт учителя английского языка в использовании на уроках игровых технологий...