Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.
статья на тему
В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_innovatsionnogo_opyta.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя начальных классов МОУ « Средняя школа №38» г.о. Саранск Гераськиной Натальи Константиновны
Тема инновационного педагогического опыта. Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё это формируется на начальных ступенях школьного образования.
У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Теперь передо мной стоит задача не только научить читать, считать и писать, но и прививать новые умения. Речь идет об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Не давать знания детям в готовом виде, а выстроить работу так, чтобы у ребёнка появилось желание получить их самому, проявить своё творчество, фантазию, самовыразиться.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие.
Задания творческого характера можно использовать на различных уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых возникающих проблем.
Наличие теоретической базы опыта.
Работая по УМК»Школа России» строю уроки так , чтобы шёл поиск решения поставленных задач. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Накопленный опыт самостоятельной работы предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Заинтересовать, привлечь внимание, лучше усвоить новый материал помогает наглядность. Это различные таблицы, демонстрационный материал, картины, коллекции, гербарии. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать мыслительную деятельность ученика, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление. Это викторины, кроссворды, загадки, стихи, чайнворды. На уроках использую различные технологии: учебный диалог, игры, педагогические ситуации морального выбора, которые позволяют осуществить переход от информационной педагогики к творческо-деятельностной. В своей работе часто использую метод проектов для самостоятельного освоения школьниками учебного материала. Один из таких уроков был мной показан в рамках городского семинара ( тема урока «Водоёмы нашего края»). Ученики моего класса разработают над разными проектами «История мордовского костюма», « История моей улицы», «Как температура воздуха в классе влияет на успеваемость», «Приметы и суеверия». Дети выполняют проекты индивидуально или группой. Так были созданы альбомы «Моя родословная», « Мой город» , «Мой класс», напечатали книгу «Водоёмы нашего края», «Наши стихи». Исследовательская деятельность строится со следующими методическими приёмами:
- Выдвижение проблемы.
- Постановка предположений.
- Обсуждение гипотез
- Сравнение полученных выводов
- Поиск опор.
- Составление плана –опоры.
- Защита.
При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Создание проблемной ситуации на уроке способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и ознакомлению с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
На уроках математики решаем частично –поисковые задачи разного уровня, решение которых они находят самостоятельно открывая для себя знания и способы их добывания «Раздели фигуры на группы», « Найди лишнее». «Найди закономерность и продолжи её», «По какому принципу объединили фигуры» и т.д. Некоторые задания содержат несколько решений «Танграмы», «Лабиринты», «Лото». На уроках русского языка использую следующие виды работ
поисково-творческого характера: составить предложение по опорным словам на определённую тему, восстановить текст, озаглавить рассказ, составь устный рассказ на тему из данных предложений, по картине, рассказ, в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу, сочиняем стихи и загадки. На уроках литературного чтения составляем диафильмы, моделируем, инсценируем сказки, готовим сообщения. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: справочниками, энциклопедиями, словарями. Усвоение учебного материала идёт легче при использовании ИКТ, что обеспечивает многообразие видов деятельности, делает уроки интереснее. В классе имеется компьютер с проектором, которые щироко используются во время всех уроков и внеурочной деятельности. Со второго года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность.
В нашей школе разработана целевая программа «Формирование гражданско –правовой и экономической компетентности школьников». Это часть общей программы инновационного развития школы. В рамках целевой программы курсы общественных дисциплин введены уже в начальной школе. Со 2 класса дети начинали изучать курс «Гражданского образования». Основной целью гражданского образования на данной ступени обучения является создание условий для социализации растущей личности. Для вхождение её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём. По ходу урока дети пишут сочинения , рисуют, разгадывают кроссворды и ребусы, делают оригами, выступают с сообщениями, слушают музыку, исполняют песни, знакомятся с правилами народных игр и учатся в них играть. После каждого урока обнаруживаются всё новые и новые таланты в классе. После урока «Моя родина»родилось стихотворение «Домик в деревне», которое печаталось в газете «Диагональ», а после урока «Моя родословная» - многие изъявили желание написать стихи о своей семье. Дети участвовали в различных городских конкурсах чтецов с авторскими стихами и занимали призовые места.
Активную позицию ребёнка легче формировать, если он принимает участие в проектах, играх, конкурсах, олимпиадах,концертах.. И я согласна со словами американского педагога Гораса Манна: «…великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день, если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека»
Ведущей педагогической идеей является формирование всесторонне развитой личности, готовой к дальнейшей жизни в обществе, через формирование навыков поисково творческой деятельности уже в начальной школе.
Оптимальность и эффективность. Мы говорим о работе с младшими школьниками. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию поисково-творческую деятельность, но ненавязчиво и постепенно надо вовлекать школьников и в исследовательскую деятельность, и творческую, а самое главное закладывать у ребёнка потребность доходить до истины, доводить начатое до конца.
Результативность опыта. Формируя навыки поисково-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, мы развиваем их всесторонне. Мои ученики активно участвуют в школьных и городских мероприятиях. Ежегодно участвуют во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чип», Меташкола, «Познание и творчество» и многие другие. Где часто бывают призёрами и лауреатами.
Опытом своей работы делюсь со своими коллегами , являюсь наставником молодых учителей, даю открытые уроки учителям города, имеются публикации в журнале «Народное образование» №2-3 за 2010г., на сайте http://nsportal.ru/geraskina-nataliya-konstantinowna
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
Публичное представление опыта работы учителя начальных классов
Описание опыта работы за 5 лет...
Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...