Рабочие программы УМК "Школа России" 4 класс (Обучение на дому)
рабочая программа (4 класс)

Рабочие программы по предметам. УМК "Школа России" 4 класс. Обучение на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_obuchenie_na_domu4_klass.zip483.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4  класса разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. «Изобразительное искусство».

Общая характеристика

         Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

     Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-изобразительная художественная деятельность;

-декоративно-художественная деятельность;

-конструктивная художественная деятельность.

      Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности - практическая  художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

   Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.

   Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

   Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.

   Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального  практического творчества учащихся и уроков  коллективной творческой деятельности.

Цели программы:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи программы:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Место предмета в учебном плане

На изучение изобразительному искусству в 4 классе при надомном обучении отводится 8,5 учебных часа в год,  из расчёта 0,25 учебный час в неделю, 34 недели.

Учебно-тематический план

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Истоки родного искусства

2 часа

2

Древние города нашей земли

1,75 часа

3

Каждый народ - художник

2,75 часа

4

Искусство объединяет народы

2 часов

Итого

8,5 часа

        

Содержание программы (8,5 часа)

Истоки родного искусства – 2 час.

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли – 1,75 час.

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник- 2,75 час.

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы – 2 час.

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Результаты изучения учебного курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Регулятивные:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Деятельность учащихся

Корректировка рабочей программы

План

Факт

Истоки родного искусства (2 ч.)

1

Пейзаж родной земли.Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев).

0,25

 

Характеризоватькрасоту природы родного края. Характеризоватьособенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.Использоватьвыразительные средства живописи для создания образов природы.Овладеватьживописными навыками работы гуашью. Восприниматьи эстетическиоцениватькрасоту русского деревянного зодчества. Характеризоватьзначимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования – конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности. Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать представленияоб особенностях национального образа мужской и женской красоты.Понимать и анализироватьконструкцию русского народного костюма.Приобретатьопыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.Различатьдеятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.Характеризоватьиэстетически оцениватьобразы человека в произведениях художников.Создаватьженские и мужские народные образы (портреты).Овладеватьнавыками изображения фигуры человека.Изображатьсцены труда из крестьянской жизни.Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

 

2

Деревня - деревянный мир.

0,25

 

 

3

Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»).

0,25

 

 

4

Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ).(Беседа: «Образ русского человека в произведениях художников» (А.Веницианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов и др.).

0,25

 

 

5

Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.

0,25

 

 

6

Воспевание труда в искусстве. Беседа: "Воспевание труда в произведениях русских художников".

0,25

 

 

7

Народные праздникиБеседа: «Образ народного праздника в изобразительном искусстве» (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин).

0,25

 

 

8

Народные праздники (обобщение темы).

0,25

 

 

Древние города нашей земли (1,75 ч.)

9

Родной угол. Древнерусский город крепость.

0,25

 

Понимать и объяснятьроль и значение древнерусской архитектуры.Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.Знать картины художников, изображающие древнерусские города.Создаватьмакет древнерусского города.Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.Пониматьроль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).Знать и называть  основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной культуры. Интересоваться историей своей страны. Знать и называтькартины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображения фигуры человека.Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Создавать образ древнерусского города. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать и изображать праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

 

10

Древние соборы.

0,25

 

 

11

Города Русской земли.

0,25

 

 

12

Древнерусские воины – защитники.

0,25

 

 

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

0,25

 

 

14

Узорочье теремов.

0,25

 

 

15

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение.

0,25

 

 

Каждый народ – художник (2,75 ч.)

16

Образ японских построек.

0,25

Обрести знанияо многообразии представлений народов мира о красоте.Иметь интереск иной и необычной художественной культуре.Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Восприниматьэстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представлениеоб образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлятьтрадиционные представления о красоте русской и японской женщин. Пониматьособенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.Создаватьженский образ в национальной одежды в традициях японского искусства.Создаватьобраз праздника в Японии в коллективном панно. Приобретатьновые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.Приобретатьновые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира. Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых различных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной практической работы.Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь художественных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах. Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников. Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народом мира. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознавать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

 

17

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

0,25

 

18

Отношение к красоте природы в японской культуре.(«Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем»).

0,25

 

19

Народы гор и степей.

0,25

 

 

20

Города в пустыне.

0,25

 

 

21

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.

0,25

 

22

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.

0,25

 

 

23

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции.

0,25

 

 

24

Европейские города Средневековья (архитектура).

0,25

 

 

25

Средневековые готические костюмы.

0,25

 

 

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник».

0,25

 

 

Искусство объединяет народы (2 ч.)

27

Материнство (Беседа: «Великие произведения искусства на тему материнства: «Образ Богоматери»).

0,25

 

Узнаватьи приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства,анализироватьвыразительные средства произведений. Развиватьнавыки композиционного изображения. Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Развиватьнавыки восприятия произведений искусства. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять,рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.Эмоционально откликатьсяна образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Выражатьхудожественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображатьв самостоятельной творческой работе драматический сюжет.Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, умение выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.Объяснять,почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.Обсуждать и анализироватьсвои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в обсуждении выставки.

 

28

Мудрость старости (Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко).

0,25

 

 

29

Мудрость старости.

0,25

 

 

30

Сопереживание - великая тема искусства.

0,25

 

 

31

Герои-защитники.

0,25

 

 

32

Юность и надежды.

0,25

 

 

33

Искусство народов мира (обобщение темы).

0,25

 

 

34

Каждый народ – художник. Итоги года.

0,25

 

 

Материально-техническое обеспечение  

Оборудование:

-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, животных человека;

-открытки  и календари с репродукциями;

-таблицы по ДПИ;

-стелажи (полки) для хранения;

- демонстрационные и постановочные материалы;

-разнообразные художественные материалы.

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству;

-презентации к урокам на  дисках и флеш.носителях;

-DVD – фильмы по ИЗО;

-записи классической и народной музыки.

Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-ноутбук с художественными программами,

-интерактивная доска;

-музыкальный центр;

-магнитная доска.

Список литературы

Для учащихся:

Учебник:  4 класс - «Каждый народ- художник», Л.А.Неменская,   Москва  «Просвещение», 2014 г.

Для учителя: 

-Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2010 год.

-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку обучения на дому

Обучение грамоте  и русский язык  (Канакина)...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

рабочая программа УМК "Школа России" Обучение на дому

рабочая программа УМК "Школа России" Обучение на дому...

Тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру (обучение на дому)

Данное тематическое планирование разработано к рабочей программе по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" (обучение на дому). 34 часа, 1 час в неделю....

Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку (обучение на дому)

Данное тематическое планирование составлено к рабочей программе по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" (обучение на дому), 3 класс. Количество часов - 68 (2 часа в неделю)....

Рабочие программы, вид 7.1, обучение на дому

Представлены рабочие программы по математике, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии и физической культуре для учащихся, обучающихся на дому (начальная школа,общая недельная нагрузка 8 часов), сост...

Рабочая программа по русскому языку ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. -СанП...