«Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
презентация к уроку

Колоколова  Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Использование  инновационных технологий  на уроках литературного  чтения в начальной школе»

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих педагогические технологии:  технология обучения, технология воспитания, педагогическая технология, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, инновационные технологии и т. д.

(Слайд 2)  Педагогическая технология (от древне-греческого τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». 

(Слайд 3)  Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

(Слайд 4)  Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. 

         Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

(Слайд 5)  Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

- упражнения, носящие творческий характер;

- групповые задания;

- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

- уроки-экскурсии;

- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

- занятия, направленные на творческое развитие;

– уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Применение интерактивных технологий выдвигает основные требования к структуре урока.

(Слайд 6)  Существует пять  этапов урока:

мотивация;

объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

актуализация знаний, предоставление необходимой информации;

осмысление;

рефлексия.

Рассмотрим примеры использования интерактивных технологий на разных этапах уроков литературного чтения в начальных классах.

Мотивация учебной деятельности  (Слайд 7,8)  

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в волшебную страну. На каждом уроке мы будем открывать для себя что-то новое и интересное. А как же называется эта волшебная страна? Если вы составите слово из первых букв названий предметов на рисунках, вы узнаете название этой волшебной страны. (Рисунки – сорока, корова, акула,  заяц, кот, ананас. Ответ – сказка.)

– Возьмите волшебную ручку и напишите буквы С, К, А, З, К. А теперь соединим эти буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе в полголоса. (Сказка)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (О сказках)

Объявление, представление темы и ожидаемых результатов  (Слайд 9,10)  

1.Отгадывание загадок

-  Мы будем учиться читать, рассказывать и инсценировать сказки. Я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, о ком эта сказка? (Учитель предлагает детям загадки. Отгадки – это герои новой сказки.)

2. Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения. Например: ШАКА ЗИ ОПТОРА (Каша из топора)

САЛИ И РАВЛЬЖУ (Лиса и Журавль)

- Подумайте и скажите, чему мы будем учиться на уроке?

3. Использование игрового момента.

–Я сегодня на урок  к нам  пригласила удивительную волшебницу. Отгадайте загадку и узнаете  кто она? (Учитель читает загадку.)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня …(Зима)

- Да, сегодня у нас в гостях Зимушка Зима. Вы узнаете про неё много  необычного, интересного, познакомитесь с её подругами  – Метелью и Вьюгой, сыном – Морозом и дочками – Снежинками.

4.Упражнение «Ожидание».

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Актуализация знаний, предоставление необходимой информации  (Слайд 10)  

1.Языковая разминка.

- Вы знаете, что перед выходом на сцену, актеры тщательно готовятся к выступлению. Они каждый день выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, выразительно говорить.

2.Упражнения для развития дыхания.

Возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.

Звукоподражание.

Вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, грохот грома, рычание собаки, шуршание листвы, жужжание шмелей, мурлыкание кошки,  закипание чайника,  звон комариков и т.д.

3.Упражнение на развитие артикуляции.

«Вкусное варенье» (производить движения широкой передней части языка вверх, положение языка «ковш»).

Наша Шура неумело

Вкусное варенье ела.

Нужно ей язык поднять –

С верхней губки все слизать.

4.«Часы» (ритмичные и дифференцированные движения языка).

Отдохнул и подтянулся, (язык высунуть вперед)

Влево - вправо повернулся,

Как часы, исправно так:

Тик – так, тик – так,

Тик – так, тик – так.

5.«Качели» (кончик языка поднимать к носу, опускать к подбородку).

6.Работа со скороговоркой (читаем скороговорку полушепотом и медленно, громко и быстро, весело, сердито.)

Дубовый стол стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

 

Лы-лы-лы – стоят в комнате столы.

Лу-лу-лу – идет Анечка к столу.

Ла-ла-ла – наша Леночка мила.

Ры-ры-ры – сидит мышка у норы.

Ра-ра-ра – начинается игра.

 Ро-ро-ро – привязал к шару перо.

 

7.Чтение – путаница.

- Прочитайте сравнение. Все ли здесь правильно? Исправьте несоответствия.

Верный, как волк.

Голодный, как ёж.

Косолапый, как лиса.

Колючий, как пёс.

Хитрый, как медведь.

Технология «Прогнозирование» (определить, о чем будет текст, опираясь на название произведения или пословицу).

Технология «Предвидение» (по ключевым словам высказать предположение, о чем будет новое произведение).

Осмысление  (Слайд 11)  

1.Работа над произведением:

чтение «цепочкой» (читают ученики)

«Волна» (ученики читают предложение тихо, громко, громче, тише, тихо)

начало предложения читает учитель, конец – ученики

«Прыжки» (чтение текста через слово совместно с учителем)

«Незнайка» (учитель читает предложение и допускает ошибку, ученики хлопают в ладоши, когда замечают её, читают предложение правильно)

выборочное чтение (учитель задаёт вопросы по тексту, ученики должны найти ответ в тексте и прочитать это предложение)

«Молния» (на слово «молния» дети читают очень быстро)

найти и прочитать предложение с определенным словом по заданию учителя и т.п.

2.Игры:

«Восстановите последовательность событий» (Перед детьми план произведения, в которым перепутана последовательность событий. Дети находят ошибки и исправляют их.)

«Что лишнее?» (Дается характеристика главных героев произведения. Одно слово - лишнее. Дети должны найти его и доказать, что это ошибка.) Например: Лиса – коварная, честная, бесстыжая, льстивая.

3.Работа в парах.

4.Игра «Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец). Например:

Береги нос … / много хлеба.

Много снега … / что снегу нанёс.

Два друга - … / в большой мороз.

Спасибо, мороз, … / мороз да вьюга.

Рефлексия  (Слайд 13)  

Технология «Микрофон». (Учитель задает вопросы учащимся по теме урока).

– Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей:

Я считаю…

Я думаю…

По моему мнению…

Интересный,

Эмоциональный

Сдержанный

Неинтересный

Скучный

(Слайд 14)  Новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Литература:

1.Ковальчук Н.И. Литературное чтение: 2 класс. 1 полугодие: планы-конспекты уроков/ Н.А.  Ковальчук, А.И. Настенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2.Инновационные технологии в образовании https://infourok.ru/innovacionnye_tehnologii_v_obrazovanii_doklad-327826.htm

3.Педагогическая технология  https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Костровская средняя общеобразовательная школа» Стропицкой филиал МО учителей начальных классов Выступление на тему: «Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе» Подготовила:Колоколова Л.В. учитель начальных классов Стропицкой филиал МБОУ «Костровская СОШ» Август, 2021 г.

Слайд 2

Педагогическая технология (от древне-греческого - искусство, мастерство, умение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Слайд 3

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Слайд 4

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Слайд 5

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат: - упражнения, носящие творческий характер; - групповые задания; - образовательные, ролевые, деловые игры, имитация; - уроки-экскурсии; - уроки-встречи с творческими людьми и специалистами; - занятия, направленные на творческое развитие; – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет; - использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Слайд 6

Существует пять этапов урока: - мотивация; - объявление, представление темы и ожидаемых результатов; - актуализация знаний, предоставление необходимой информации; - осмысление; - рефлексия.

Слайд 7

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в волшебную страну. На каждом уроке мы будем открывать для себя что-то новое и интересное. А как же называется эта волшебная страна? Если вы составите слово из первых букв названий предметов на рисунках, вы узнаете название этой волшебной страны. ( Рисунки – сорока, корова, акула, заяц, кот, ананас. Ответ – сказка.) - Возьмите волшебную ручку и напишите буквы С, К, А, З, К. А теперь соединим эти буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе в полголоса. ( Сказка) Мотивация учебной деятельности

Слайд 8

сказка Сказка

Слайд 9

1.Отгадате загадку. 2. Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения : ШАКА ЗИ ОПТОРА ( Каша из топора) САЛИ И РАВЛЬЖУ ( Лиса и Журавль) 3.Использование игрового момента. 4.Упражнение «Ожидание» Объявление, представление темы и ожидаемых результатов

Слайд 10

Слайд 11

1. Языковая разминка. 2. Упражнение на развитие артикуляции. 3. Работа со скороговоркой 4. Игра «Чистоговорка» 5. Чтение – путаница . 6.Технология «Прогнозирование» 7.Технология «Предвидение» Актуализация знаний, предоставление необходимой информации

Слайд 12

1. Работа над произведением. 2. Игры. 3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец). Например: Береги нос … / много хлеба. Много снега … / что снегу нанёс. Два друга - … / в большой мороз. Спасибо, мороз, … / мороз да вьюга. Осмысление

Слайд 13

Технология «Микрофон». – Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей: Я считаю… Я думаю… По моему мнению… Интересный Эмоциональный Сдержанный Неинтересный Скучный Рефлексия

Слайд 14

Новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...