Проблемно-диалогическая технология
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Намзалова Сэсэгма Дамдинцереновна

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-dialogicheskaya_tehnologiya_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическая технология

Автор: Е.Л. Мельникова

Сегодня построение урока невозможно без использования этой технологии.

 Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и         поиск решения. Ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.

Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.   Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала.

Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.    Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой

Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

  1. Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
  3. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
  4. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.

Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей. Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной дороге, развивая его логическое мышление.

Опираясь на данную технологию мною проведен открытый урок на ШМО учителей начальных классов по окружающему миру по теме: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/08/31/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-iz-knizhnoy

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного   диалога. Где сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога   организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемно-диалогического обучения

Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе

Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...