Технология проблемно-диалогического обучения
методическая разработка по теме
Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.rar | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения.
(Семинар по образовательной системе «Школа 2100»)
Поспелова И. В
2008/2009год
Что такое «Школа 2100» сегодня?
Это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы.
Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Учебники по этой системе реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса.
Что такое образовательная система «Школа 2100» для ученика?
Хорошие современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься; продуманная система работы по этим учебникам; отсутствие перегрузки; развитие личности и интеллекта школьника.
. Технология проблемно-диалогического обучения
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».
Общеизвестно, что основными общеобразовательными целями учебного процесса являются: знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения – применяемые на практике знания; навыки – автоматизированные действия.
На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Сказанное означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.
Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их производство – не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных звена. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Следующее творческое звено – поиск решения. Ученики выдвигают самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика1», ибо действительно открыто новое знание.
Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком в принятой форме (статья, доклад, сообщение). В результате получается материальный продукт – рукопись, которая предоставляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт завершается реализацией продукта.
Звенья научного творчества.
Название | Содержание | Результат |
1. Постановка проблемы 2. Поиск решения | возникновение проблемной ситуации осознание противоречия формулирование проблемы выдвижение гипотез проверка гипотез | Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения Решение – понимание нового знания |
3. Выражение решения | выражение нового знания научным языком в принятой форме | Продукт – доклад, статья, сообщение |
4. реализация продукта (воспроизведение) | представление продукта через выступление, публикацию | Реализованный продукт – статья, доклад |
Этап введения новых знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) части подготовки к уроку. Возможно поэтому методы введения новых знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.
Таблица 1. Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.
Цели | Этапы учебного процесса | Методика организ. |
Знания | Введение материала. Воспроизведение (проговаривание) | Методы Задания |
Умения | Задачи и упражнения | Задания |
Навыки | Многократное повторение действия | Задания |
Исходя из этих образовательных целей, творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод, что проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока.
Цели | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
з н а н и я | введение | постановка учебной проблемы - формулирование вопроса |
поиск решения – открытие нового знания | ||
воспроизведение | выражение решения – выражение нового знания в доступной форме | |
реализация продукта – представление продукта учителю и классу |
Давайте рассмотрим методы обучения. При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Перечислим их поименно. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Теперь добавим к нашему перечню проблемных методов способы введения знаний на традиционном уроке объяснением нового материала. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.
методы | проблемные | традиционные | ||
постановки учебной проблемы | побуждающий от проблемной ситуации диалог | подводящий к теме диалог | сообщение темы с мотивирующим приемом | сообщение темы |
поиска решения | побуждающий к гипотезам диалог | подводящий диалог от проблемы | подводящий диалог без проблемы | сообщение знания |
Давайте рассмотрим подробнее подводящий и побуждающий к теме диалог. Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска: «Вдруг не то брякну?». А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? |
Иное дело – подводящий диалог. Он управляет мыслью детей жестко, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания посильны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают радостное удивление: «А! Так вот это к чему мы шли-то». Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он собственно и затевался.
А еще диалоги рознятся своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
А теперь сравним диалоги с … техникой. Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, довольно медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.
Таким образом, на вопрос: «Какой диалог лучше и нужнее: побуждающий или подводящий?» могу смело ответить: «Оба хороши! Но каждый по своему».
Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
Результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. А пока пусть вас поддержат слова коллег, уже освоивших технологию проблемного урока: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения.Презентация.
Презеннтация к выступлению....
Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"
В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии проблемно - диалогического обучения на уроках....
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...
Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....
Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....
Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....