«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"
презентация к уроку (математика, 1 класс) по теме
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это всё то-же воспитание и развитие личности. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_urok_matematiki_massa.rar | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | математика |
Класс | 1 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Величина. Масса. Килограмм. |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о величине, массе, единице измерения массы; для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия | величина, масса, мерка, единицы измерения массы, свойства предметов |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о понятиях "величина", "масса"; - уметь измерять массу разными весами; - уметь различать понятия «мерка» и «мера»; - помнить, что сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками; - знать единицу измерения массы - кг; - уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Групповая Индивидуальная | Книгопечатная продукция Т.Е. Демидова. Математика. 1 класс. Часть 2. Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Слайд 1. - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
Актуализация опорных знаний | Предметные: -уметь складывать и вычитать числа в пределах десяти; - уметь находить значение выражения в два действия. - уметь группировать предметы по признакам: цвет, форма, размер Метапредметные (УУД): познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -выполнять анализ, группирование; обобщение; регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1.Устный счет. 1.Задача. Слайд 2. У лисы Алисы было 5 золотых монет, а у кота Базилио на 3 монеты меньше. Сколько монет было у кота Базилио? Какой ещё вопрос можно задать к этой задаче? (сколько всего монет у них вместе?) 2.Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 (приложение №1 – игра « Помогите Буратино» ). 3.Работа в парах (классификация геометрических фигур по цвету, форме и размеру). Слайды 4-5. - Сейчас вам предстоит выполнить РАБОТУ В ПАРАХ. Выложите фигуры на парту. Рассмотрите их и подумайте, какое задание с ними можно выполнить? ( разложить по группам). - Договоритесь в паре, по какому признаку вы будете это делать. Выполните работу вместе, (один ученик работает у доски). - По каким ещё признакам можно сравнивать предметы? (Цвет, форма, размер, вкус, запах, назначение, по материалу…) | Учащиеся отвечают с места (фронтальный опрос). Обучающиеся договариваются в паре, выполняют задание «разложи на группы» и выполняют обобщение, анализируют признаки геометрических фигур. Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность. |
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли. | - А теперь я предлагаю вам сравнить эти два кубика. Что вы можете о них сказать? (Одинаковые по цвету, форме и размеру). -А я считаю, что у кубиков всё же есть отличительный признак! Какой же? Слайд 7. - Тогда попробуйте взять их в руки и подержать…(вызывает двух учеников). – Какой кубик легче? Какой тяжелее? - Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета? (Да, это новый признак, о котором мы знали и раньше, но не говорили на наших уроках.) - При помощи чего можно проверить, какой предмет легче, а какой тяжелее? (при помощи прибора - весов). - Весы бывают разные: механические, аптечные, электронные… Посмотрите, как их много. Слайд 8. - Где вы видели весы? - Люди каких профессий пользуются весами? Учитель помещает коробки на чашечные весы, уравновешенные перед этим, и чашечки весов перемещаются. – Почему одна чашечка опустилась, а другая поднялась? (Один кубик легче, а другой тяжелее.) | Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос. - Мы не знаем. Несколько человек пробуют подержать в руках кубики, разные по массе, озвучивают свои наблюдения, делают вывод, что один кубик легче, а другой тяжелее. Вы сказывают свои предположения. |
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Итак, вы, наверно, уже догадались, о каком свойстве предметов мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. - Как вы думаете, что нового вы сегодня должны узнать на этом уроке? Слайд 9. (Как это свойство предметов называется? Является ли оно величиной? Можно ли его измерять и сравнивать? Какие у него есть мерки?) | Обучающиеся высказывают свои предположения. - Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются на слайде. |
Открытие нового знания | Предметные: - владеть способом сравнения массы: на глаз по уровню и положению чашей весов, на которые помещены яблоко, груша, лимон и клубника; - владеть сравнением массы при помощи выбранной мерки; - знать общепринятую единицу измерения массы – кг. Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;
познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; | Слайд 10. 2) Рассматриваем задание № 1 на с. 78 учебника. Сравниваем массу яблока с массой лимона, груши, клубники. Делаем вывод: - Чаша весов с грушей опустилась вниз, значит груша самая тяжёлая. - Чаша весов с клубникой поднялась вверх, значит клубника легче всех. 3) Читаем текст под знаком ?! и в оранжевой рамке. - Теперь мы узнали как называется это свойство предметов «быть легче и тяжелее», оно называется МАССА! Слайд 11. -Например: масса яблока равна массе лимона, масса яблока меньше массы груши, масса яблока больше массы клубники. Слайд 12. ФИЗМИНУТКА 1. (приложение № 2) - Только что мы узнали новое свойство предметов – МАССА. 4) Попробуем измерить массу яблока. Задание № 2, с. 78. - Петя предлагает нам измерить массу яблока. Какую мерку он для этого выбрал? (клубнику) -Какова же мера массы яблока в клубниках? ( мера – 5 клубник). Слайд 13. - Верно. На весах яблоко и пять клубник. Весы в равновесии, значит, масса яблока равна массе 5 одинаковых клубник. Масса одной клубники – мерка, 5 – мера массы яблока. | Учащиеся рассматривают задание в учебнике, устно отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, сравнивая предметы на глаз по расположению чашей весов на рисунке. Делают выводы о самом лёгком и самом тяжёлом предмете на рисунке. Читают текст под знаком ?! Знакомятся с понятием «масса». Дети выполняют ритмичные движения под музыку. Обучающиеся высказывают свои предположения об измерении массы яблока меркой - клубникой. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? VI. Рефлексия. Слайд 25. - Расскажите по алгоритму о своей работе: -Я узнал… -Теперь я умею… -Мне было интересно… -Мне было трудно… - Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок в ежедневнике. Слайд 26. V. Итог урока. Домашнее задание: творческие работы детей ( узнать из энциклопедий, в интернете или спросить у взрослых, какие мерки массы существовали до килограмма). | Обучающиеся заполняют таблицу (в большие овалы вписывают названия изученных величин, в маленькие – единицы измерения каждой величины) Делают устную самооценку своей работы на уроке. Учащиеся открывают «Личный ежедневник первоклассника» и раскрашивают кружок определённого цвета на математике.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...
Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организац...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»
Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни» ...
Интерактивные технологии в образовательном процессе
В настоящее время все чаще и чаще мы слышим про использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Термин «интерактивное обучение» происходит английского interactive learni...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В размещённом материале вы можете ознакомиться с понятиями интерактивных технологий, что они из себя представляют и как их использовать. Эта информация может пригодиться каждому, ведь в настоящее врем...