«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"
презентация к уроку (математика, 1 класс) по теме

Пискун Наталья Александровна

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это всё то-же воспитание и развитие личности. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_urok_matematiki_massa.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

математика

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Величина. Масса. Килограмм.

Цель

создание условий для овладения  обучающимися знаниями о величине, массе, единице измерения массы;

для формирования УУД обучающихся

Основные термины, понятия

величина, масса, мерка,  единицы измерения массы, свойства предметов

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "величина", "масса";

- уметь измерять массу  разными весами;

- уметь различать понятия «мерка» и «мера»;

- помнить, что сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками;

- знать единицу измерения массы - кг;

- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

 Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Групповая

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Т.Е. Демидова. Математика. 1 класс. Часть 2.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 1.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

     Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Актуализация опорных знаний

Предметные:

-уметь складывать и вычитать числа в пределах десяти;

- уметь находить значение выражения в два действия.

- уметь группировать предметы по  признакам: цвет, форма, размер

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-выполнять анализ, группирование; обобщение;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Устный счет.

1.Задача. Слайд 2.

У лисы Алисы было 5 золотых монет, а у кота Базилио на 3 монеты меньше. Сколько монет было у кота Базилио?

Какой ещё вопрос можно задать к этой задаче? (сколько всего монет у них вместе?)

2.Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 (приложение №1 – игра

« Помогите Буратино» ).

3.Работа в парах (классификация геометрических фигур по цвету, форме и размеру). Слайды  4-5.

- Сейчас вам предстоит выполнить РАБОТУ В ПАРАХ. Выложите фигуры на парту. Рассмотрите их и подумайте, какое задание с ними можно выполнить? ( разложить по группам).

- Договоритесь в паре, по какому признаку вы будете это делать. Выполните работу вместе, (один ученик работает у доски).

 - По каким ещё признакам можно сравнивать предметы? (Цвет, форма, размер, вкус, запах, назначение, по материалу…)

Учащиеся отвечают с места (фронтальный опрос).

Обучающиеся договариваются в паре, выполняют задание «разложи на группы» и  выполняют обобщение, анализируют признаки геометрических фигур.

Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность.

Постановка учебной проблемы

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

- А теперь я предлагаю вам сравнить эти два кубика. Что вы можете о них сказать? (Одинаковые по цвету, форме и размеру).

-А я считаю, что у кубиков всё же есть отличительный признак! Какой же? Слайд 7.

 - Тогда  попробуйте взять их в руки и подержать…(вызывает двух учеников).

 – Какой кубик  легче? Какой  тяжелее?

 - Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета? (Да, это новый признак, о котором мы знали и раньше, но не говорили на наших уроках.)

 - При помощи чего можно проверить, какой предмет легче, а какой тяжелее? (при помощи прибора - весов).

 - Весы бывают разные: механические, аптечные, электронные…  Посмотрите, как их много. Слайд 8.

 - Где вы видели весы?

 - Люди каких профессий пользуются весами?

Учитель помещает коробки на чашечные весы, уравновешенные перед этим, и чашечки весов перемещаются.

Почему одна чашечка опустилась, а другая поднялась? (Один кубик  легче, а  другой тяжелее.)

Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос.

- Мы не знаем.

Несколько человек пробуют подержать в руках кубики, разные по массе, озвучивают свои наблюдения, делают вывод, что один кубик легче, а другой тяжелее.

Вы сказывают свои предположения.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

 (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

- Итак, вы, наверно, уже догадались, о каком свойстве предметов мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

 - Как вы думаете, что нового вы сегодня должны узнать на этом уроке? Слайд 9.

(Как это свойство предметов называется? Является ли оно величиной? Можно ли его измерять и сравнивать? Какие у него есть мерки?)

Обучающиеся высказывают свои предположения.

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются на слайде.

Открытие нового знания

Предметные:

-  владеть способом сравнения массы: на глаз по уровню и положению чашей весов, на которые помещены яблоко, груша, лимон и клубника;

- владеть сравнением массы при помощи выбранной мерки;

- знать общепринятую единицу измерения массы – кг.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

Слайд 10.

2) Рассматриваем задание № 1 на с. 78 учебника. Сравниваем массу яблока с массой лимона, груши, клубники.

Делаем вывод:

 - Чаша весов с грушей опустилась вниз, значит груша самая тяжёлая.

 - Чаша весов с клубникой поднялась вверх, значит клубника легче всех.

3) Читаем текст под знаком  ?! и в оранжевой рамке.

 - Теперь мы узнали как называется это свойство предметов «быть легче и тяжелее», оно называется МАССА! Слайд 11.

-Например: масса яблока равна массе лимона, масса яблока меньше массы груши, масса яблока больше массы клубники.

Слайд 12.

ФИЗМИНУТКА 1. (приложение № 2) 

- Только что мы узнали новое свойство предметов  – МАССА.

4) Попробуем измерить массу яблока.

 Задание № 2, с. 78.

- Петя предлагает нам измерить массу яблока. Какую мерку он для этого выбрал? (клубнику)

 -Какова же мера массы яблока в клубниках? ( мера – 5 клубник). Слайд 13.

- Верно. На весах яблоко и пять клубник. Весы в равновесии, значит, масса яблока равна массе 5 одинаковых клубник. Масса одной клубники – мерка, 5 – мера массы яблока.

Учащиеся рассматривают задание в учебнике, устно отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, сравнивая предметы на глаз по расположению чашей весов на рисунке.

Делают выводы о самом лёгком и самом тяжёлом предмете на рисунке.

Читают текст под знаком ?! Знакомятся с понятием «масса».

Дети выполняют ритмичные движения под музыку.

Обучающиеся высказывают свои предположения об измерении массы яблока меркой - клубникой.

– Вы сказали мне, что масса -  признак предмета. Только что мы с вами измерили массу яблока. Как же называются такие признаки предметов, которые можно измерять? (Измерять можно величину.)

5) Проверяем предположения. Читаем вывод в учебнике в оранжевой рамке. Слайд 14.

 6) Задание № 3, с. 78.

 - Катя предлагает нам яблоко измерить другой меркой. Какой? ( шоколадкой)  Слайд 15.

  - Сравните массу яблока с массой шоколадок. (Масса 1 яблока равна массе 2 шоколадок).

 - Сравните массы 5 клубник и 2 шоколадок. (Они равны, так как равны массе одного и того же яблока).

  - Но ведь тогда получается, что  5 > 2   ! ? (приходим к видимому противоречию, которое тут же разрешается, как только мы вспомним, что сравнивали меры одной и той же величины, измеренной разными мерками. )

Делаем вывод: сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками. Слайд 16.

7) Задание № 4, с. 79.

Массу дыни и массу упаковки риса сейчас сравнить нельзя – они измерены разными мерками.

 - Что мы можем посоветовать Вове, чтобы задание можно было выполнить? (измерить дыню и рис одинаковыми мерками – яблоками или бананами).

-Удобно ли пользоваться разными мерами для измерения массы?

-Почему?

- Существует ли общепринятая единица измерения массы?

- Где вы можете получить такую информацию?

8) Вводим новую единицу измерения – один килограмм. 

Текст в оранжевой рамке. Слайд 17.

 - Найдите в учебнике продукты, масса которых равна 1 кг. (соль, сахар)

После этого учитель может дать детям краткую историческую справку.

  - Людям всегда было очень важно иметь единые для всех единицы измерения. Например, сумма, которую мы должны заплатить за дыню, зависит от того, сколько она весит. Если измерить одну и ту же дыню разными мерками, получится разная мера, и от этого может произойти путаница: покупатель и продавец не смогут договориться и дыню не удастся купить. Такая путаница могла произойти в России в XIX веке, когда массу измеряли фунтами, и при этом было 120 разных фунтов. И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

  • Посмотрите, какие гири весом в 1 и 2 кг есть у продавцов.

Физминутка 2. Слайд 18.

Учитель читает текст физминутки.

Учащиеся делают вывод о том, что масса – это величина, т. к. её можно измерять меркой.

Сравнивают свои предположения с выводом в учебнике.

Сталкиваются с противоречием, что 5>2 !

Обучающиеся высказывают мысль  о том, что сравнивали меры одной и той же величины, измеренной разными мерками.

Запоминают правило.

Учащиеся высказывают мнение, что массу дыни и массу упаковки риса сейчас сравнить нельзя – они измерены разными мерками.

Нужно выбрать одну мерку (яблоко например) и измерить массу дыни и массу пакета с рисом одной меркой. Тяжелее будет тот предмет, у которого больше мера в яблоках!

Обучающиеся высказывают свои предположения.

-В учебнике.

Читают информацию в учебнике.

Учащиеся стоят поочерёдно на правой и на левой ноге, обхватив свободное колено руками, потом вытягивают руки в стороны, машут как птицы «крыльями» и «летят».

Применение нового знания

Предметные:

-  владеть способом сравнения массы: на глаз по уровню и положению чашей весов, на которые помещены яблоко, груша, лимон и клубника;

- владеть сравнением массы при помощи выбранной мерки;

-уметь взвешивать предмет при помощи весов - безмена и определять массу предмета;

- знать общепринятую единицу измерения массы – кг.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей).

III. Первичное закрепление.

1) Логические задачи*:     Слайд 19.

 - Что легче, 1 кг ваты или 1 кг гвоздей? (масса одинаковая)

 - Если цапля стоит на двух ногах, то её масса 6 кг. Какова её масса, когда она стоит на одной ноге? (масса такая же – 6 кг)

2) Групповая работа.    Слайд 20.

-Вам нужно разделиться на четыре группы. Каждая группа получает план работы на карточке. Ознакомьтесь с ним. Распределите роли в группе, возьмите весы – безмен, пакет и продукт. Две группы будут измерять массу пакетов с мукой, третья группа – массу пакета соли, а четвёртая группа измерит массу коробки сахара-рафинада.

- Свои результаты вы должны записать в таблицу.

-Проверим результаты измерений…

Задание для групповой работы.

  1. Положите продукт в пакет с ручками.
  2. Ручки пакета соедините вместе и повесьте на крючок весов.
  3. Осторожно поднимайте безмен (весы) вверх так, чтобы пакет висел.
  4. На шкале найдите цифру, где остановился уровень.
  5. Заполните таблицу:

Название продукта

Масса продукта

Учащиеся рассуждают, высказывают разные мнения, приходят к выводу, что масса цапли не изменится, даже если она встанет на одну лапу.

Масса 1кг гвоздей равна массе 1кг ваты.

Учащиеся распределяются на рабочие группы, внимательно читают инструкцию по выполнению задания.

Кладут продукт в пакет с ручками и взвешивают на безмене.

Результаты фиксируют в таблицу.

Один ученик выходит к доске, отвечает по алгоритму:

-У нас было задание…

-У нас получилось…

3) Задание № 5, с. 79.   Слайд 21.

Измеряем массу дыни и пакета риса в килограммах и сравниваем.  Слайд 22.

- Что мы сейчас делали? (Узнавали массу дыни и массу риса сложением, а затем сравнивали их массы по числовым значениям.)

 - Какие же операции можно выполнять с величинами? (складывать, вычитать, сравнивать по числовым значениям.)

4)Выполнение разноуровневых заданий.

IV.Индивидуальная самостоятельная работа (на карточках). Слайд 23.

 - Выберите то задание, которое вам по силам и запишите его в тетрадь.

Первый уровень. 

Вычисли:

2+4-5=

10-3+2=

6+4-2=

Второй уровень.

Сравни: (>, <, = )

5кг   7кг

8кг   4кг

2кг   2кг

Третий уровень.

Вычисли в кг:

2кг+4кг-5кг=

10кг-3кг+2кг=

6кг+4кг-2кг=

 - Выполните самопроверку решения по слайду.

 - Оцените свою работу, нарисуйте рядом с решением кружок нужного цвета.

Учащиеся  выполняют вычисления в тетради, один ученик работает у доски с объяснением.

Учащиеся сравнивают получившиеся массы и выясняют, что масса дыни больше массы пакета риса.

Обучающиеся определяют уровень сложности каждой группы заданий..

Выбирают уровень, соответствующий их умениям и знаниям.

Записывают решение выбранной группы.

Проверяют правильность решения по образцу (на слайде).

- Если кто-то из вас выполнит задание раньше остальных, предлагаю решить ещё одно задание на карточке. Здесь нужно «уравновесить» математические весы.

- Это задание также нужно проверить по слайду. Слайд 24.

Учащиеся, которые быстро и легко выполняли задание на карточках, получают дополнительное задание на смекалку.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

VI. Рефлексия. Слайд 25.

 - Расскажите по алгоритму о своей работе:

-Я узнал…

-Теперь я умею…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок в ежедневнике. Слайд 26.

V. Итог урока. Домашнее задание: творческие работы детей ( узнать из энциклопедий, в интернете или спросить у взрослых, какие мерки массы существовали до килограмма).

Обучающиеся заполняют таблицу (в большие овалы вписывают названия изученных величин, в маленькие – единицы измерения каждой величины)

Делают устную самооценку своей работы на уроке.

Учащиеся открывают «Личный ежедневник первоклассника» и раскрашивают кружок определённого цвета на математике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...

Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организац...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»

Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»    ...

Интерактивные технологии в образовательном процессе

В настоящее время все чаще и чаще мы слышим про использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Термин «интерактивное обучение» происходит английского interactive learni...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В размещённом материале вы можете ознакомиться с понятиями интерактивных технологий, что они из себя представляют и как их использовать. Эта информация может пригодиться каждому, ведь в настоящее врем...