Доклад "Здоровьесберегающие технологии"
учебно-методический материал

В докладе рассматривается одна из самых актуальных проблем школы: здоровый образ жизни учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад        

        Тема: «Здоровьесберегающие технологии»

        Одной из самых актуальных проблем сегодня является здоровый образ жизни школьников

        Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Это слова Дмитрия Анатольевича Медведева. За последние 10 лет повысилась распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и психическая сфера. Причинами нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы являются снижение возраста приема в школу, сложные учебные программы, низкая двигательная активность детей, нарушения режима дня, уменьшение продолжительности сна.

        Одним из важнейших прав ребёнка, закреплённого в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества. Правительством Российской Федерации утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из приоритетов которой является развитие здоровья и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников. Концепцией модернизации российского образования РФ определены направления по сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе является задача по формированию у школьников мотивации ЗОЖ. Ее решение возможно при правильно разработанной системе внутришкoльнoго управления образовательным учреждением, ориентированной на создание педагогических условий для удовлетворения возрастающих потребностей обучающихся в ЗOЖ.

«…усилить воспитательную и просветительную работу среди населения, направленную на пропаганду здорового образа жизни, на приобретение знаний о мерах по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Особое внимание следует обратить на формирование здорового образа жизни у детей и подростков, так как основы его закладываются уже на ранних этапах жизни»

        Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека зависит от деятельности системы здравоохранения, а так же наследственных факторов, от экологии и самое важное от самого человека.

        Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5- 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 - 3 часов. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам - и в квартире появляется компьютер, за которым ребёнок проводит более двух - трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

        Образ жизни человека в значительной степени зависит от социально - экономических условий общества. В то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей психики, состояния здоровья и функциональных возможностей его организма, от стиля жизни, который в большей степени носит индивидуальный характер и определяет историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

        Социально - экономические и политические факторы действуют на здоровый образ жизни через условия труда и жизни: чрезмерные стрессовые нагрузки, ослабляющие устойчивость организма способствующие росту алкоголизма, наркомании, самоубийств; снижение жизненного уровня значительной части населения и, как следствие, ухудшение питания, бытовых условий. На все эти факторы мы почти не можем оказать эффективного влияния.

        Формирование здорового образа жизни - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения; полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными - Мардахаев Л.В.

        

        Заботой о здоровье детей пронизаны рекомендации по организации обучения, где чередуется физический и умственный труд с целью снятия напряжения, притока сил и энергии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психо - эмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием мышления, внимания, памяти, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально - нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

        Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность учреждений дополнительного образования здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей.

        Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

        Необходимо отметить, что воспитание в семье не является второстепенным путем по отношению к школьному образованию в реализации здоровьесберегающих положений, так как в законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому усилия школы и семьи должны идти параллельно, взаимообогащая друг друга.

        По определению А.В. Мудрика, «семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупности норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». Он выделяет следующие параметры семьи: - демографический - структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);

- социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

- социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

- технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

        Семья, как ячейка общества, с одной стороны, отражает все серьезные социальные изменения, происходящие в обществе, с другой, семья во многом определяет будущее ребенка, и наше будущее, ибо существенно влияет на формирование личности и сохранение здоровья растущего гражданина. Поскольку семья самая близкая и значимая для ребенка макросоциальная среда, то ребенок подражает родным в речи, поступках, привычках, движениях и даже жестах.

        С давнего времени семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства.

        Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительская любовь, по словам А.С. Макаренко, - это «самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такая родительская любовь нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями. Поэтому родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

        Таким образом, под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

        Поэтому, только высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у них верных жизненных позиций.

Сегодня к базовым функциям семьи так же относят:

- сохранение жизни и здоровья членов семьи;

- удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

- создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;

- воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов.

        Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в тоже время они имеют свою специфику.

Формы и методы взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников

        Сотрудничество педагогов и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника образовательного процесса, анализ и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Однако существует ряд факторов, отрицательно влияющих на данную работу. Прежде всего - несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к школе и представлений педагогов (классных руководителей) о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства

        Совместная работа с семьей в рамках здоровьесбережения должна строиться на следующих основных положениях:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только учителям, но и родителям (когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания).

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода обучения ребенка в школе.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в образовательном учреждении семьей включает следующие направления работы:

- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- Просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования (состоит из консультаций, устных журналов и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т.д.);

- Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу и лечебно-профилактические мероприятия школы совместно с их детьми (т.е. «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе).

        В отношении семьи можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, креативном, репродуктивном и воспитательном потенциале. Последний означает «внутренние, присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно», - считает В.Я. Титаренко.         Воспитательный потенциал семьи можно представить, как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

        Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека зависит от деятельности системы здравоохранения, а так же наследственных факторов, от экологии и самое важное от самого человека. Образ жизни человека в значительной степени зависит от социально - экономических условий общества. В то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей психики, состояния здоровья и функциональных возможностей его организма, от стиля жизни, который в большей степени носит индивидуальный характер и определяет историческими и национальными традициями и личностными наклонностями

         

        Семья, является как ячейка общества, с одной стороны, отражает все серьезные социальные изменения, происходящие в обществе, с другой, семья во многом определяет будущее ребенка, и наше будущее, ибо существенно влияет на формирование личности и сохранение здоровья растущего гражданина. Поскольку семья самая близкая и значимая для ребенка макросоциальная среда, то ребенок подражает родным в речи, поступках, привычках, движениях и даже жестах. Под влиянием семьи формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Так же к базовым функциям семьи относятся:

- сохранение жизни и здоровья членов семьи;

- удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

- создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;

- воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов.

Сотрудничество педагогов и семьи неотъемлемая часть воспитания.

Совместная работа с семьей в рамках здоровье сбережения должна строиться на следующих основных положениях:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только учителям, но и родителям (когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания).

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода обучения ребенка в школе.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в образовательном учреждении семьей включает следующие направления работы:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2. Просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования (состоит из консультаций, устных журналов и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т.д.);

Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу и лечебно-профилактические мероприятия школы совместно с их детьми (т.е. «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе)

Формы и методы взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников

  1.       В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. На фоне социальной незащищённости нарастает проблема алкоголизации и наркомании детей, что несёт угрозу нравственного разложения подрастающего поколения.

  2.          На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей и т.п.

  3.         Результаты Всероссийской диспансеризации детей подтвердил тенденции в состоянии здоровья детей: снижение доли здоровых детей с одновременным увеличением в 2 раза удельного веса детей, имеющих хроническую патологию инвалидность. Как показывает статистика, от 20 до 40% негативных явлений в здоровье подрастающего поколения связано с образованием, причём в начальной школе здоровы 11 из 100 детей, а в средней школе только 5.

        Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

               Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернатива привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а знакомство с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога. Работа начинается с 1 класса и продолжается весь курс начальной школы.

Задачи семьи и школы для формирования ЗОЖ

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа должна включать в себя и вопросы физического здоровья, и духовного.

Задачи, которые необходимо решать:

1. Профилактика вредных привычек;

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся;

3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры

и спорта;

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Реализация программы:

- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек,

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе,

- организация питания учащихся,

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах,

- организация и проведение профилактической работы с родителями,

- организация встреч родителей с медицинскими работниками,

- организация и проведение внеклассных мероприятий,

- организация и проведение исследований уровня физического психофизического здоровья учащихся,

- проведение физ. минуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятия снова. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни - здоровый образ жизни и здоровый образ мышления.

  1.        Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

       На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей и т.п.

      Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а знакомство с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога. Работа начинается с 1 класса и продолжается весь курс начальной школы.

            Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа должна включать в себя и вопросы физического здоровья, и духовного.

Задачи, которые необходимо решать:

1. Профилактика вредных привычек;

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся;

3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....