Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Карева Инна Дмитриевна

   Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. О видах современных образовательных технологий и их применении пойдет речь в данной статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_kareva_i.d._1.pdf667.84 КБ
Файл tekstvystupleniya_kareva_i.d.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

2 слайд

   Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

3 слайд

   Расскажу о технологии развития критического мышления. Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

   Считаю, что все необходимые стороны критического мышления ярче всего проявляются в речи, письменной и устной.

   Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляю, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

   Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

4 слайд

   Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

   Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

   Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

   Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане приращённого знания, а также сам процесс, методы и приемы.

   В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии развития критического мышления

5 слайд

Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Инсерт», «Корзина идей», «Синквейн», «Чтение с остановками», «Перекрёстная дискуссия», «Знаю, хочу знать, узнал», «Да-нет».

6,7 слайд

Прием «Кластер». Слово кластер в переводе обозначает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  • Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
  • В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
  • В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
  • НЕ бояться записывать всё, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определённому плану.

   Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

8,9 слайд,

   Следующий прием «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Это простой и практический способ преодолеть все трудности мышления. На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочерёдно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка. После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой вводятся шляпы жёлтая и чёрная.

   Жёлтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в жёлтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать?

   Чёрный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. В чёрной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чём недостатки? Надевая жёлтую шляпу, ребёнок учится во всём искать только положительные моменты. А надевая чёрную - только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных персонажей.

   Когда дети научатся выделять плюсы и минусы – в поведении героев, в какой – то ситуации вводится символ зелёной шляпы. Зелёная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

   Белый цвет – символ чистоты, как белый лист бумаги. А значит никаких эмоций, никаких оценок, а только факты, информация, даты, цифры.

   Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

10 слайд

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский «Тайное становится явным» (Класс разбивается на шесть групп)

  • Белая – собирает факты.

           - Что узнали о жизни мальчика?

           - Что произошло? (Дети выписывают цитаты из рассказа).

          «Тайное становится явным!»

          «Видеть не могу манную кашу!»

          «Ты должен съесть всё до конца!»

          «Ты это запомнишь на всю жизнь»

  • Жёлтая – Что положительного взяли для себя, читая произведение Драгунского?

           - Надо съесть нелюбимую кашу и пойти посмотреть любимый Кремль.

  • Чёрная – Какие трагические события произошли в рассказе?

           Ужасно трудно есть густую, невкусную кашу.

           Выбрасывает кашу в окно.

          Милиционер приводит пострадавшего, и мальчик понимает, что в Кремль не попадает.  

  • Красная - эмоции

          - Что испытал Дениска?

         - Какие у вас возникли чувства?

  • Зелёная – творческая

         - Чтобы вы сделали на месте мальчика?

           - Дайте совет Дениске.

  • Синяя – вывод, обобщение всего сказанного

         - Чему научило вас это произведение?

         «Действительно, тайное становится явным»

          Он запомнит это на всю жизнь.

11 слайд

   Приём «Составление синквейнов»

   Универсальность этого приёма поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

   Басня И. Крылова «Ворона и лисица»

  1. Ворона.
  2. Глупая, доверчивая.
  3. Верит, слушает, каркает.
  4. Вороне нравятся льстивые слова.
  5. Простофиля.

12 слайд

Урок русского языка «Словарные слова»

  1. Каникулы
  2. Весенние, летние.
  3. Отдыхать, гулять, рисовать
  4. Перерывы во время учёбы.
  5. Отдых  
  1. Товарищ.
  2. Добрый, верный.
  3. Помогает, дружит, выручает.
  4. В беде не бросит.
  5. Друг.

  1. Арбуз.
  2. Круглый, сладкий.
  3. Зреет, растёт, лежит.
  4. Арбуз – это большая ягода.
  5. Лето.

1.Велосипед.

2.Быстрый, трёхколёсный.

3. Едет, катает, радует.

4.Навстречу ветру и приключениям.

1.Собака.

2.Верная, смелая.

3.Лает, кусает, охраняет.

4. Самый лучший друг человека.

5. Верность.

13 слайд

   Следующий приём «Корзина идей»

   Нюансы использования приема "Корзина идей".

   Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

   Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

   На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

   Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

"Плюсы" приема "Корзина идей"

   Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

   Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся, в том числе и детей ОВЗ. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

   Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.

   Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

14 слайд

Пример использования приема «Корзина идей».

Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Л.Н.Толстой «Детство».

-Какими были воспоминания Николеньки? (Светлыми, чистыми, праздничными)

- А что говорит о детстве Аня? (Детство не всегда может быть счастливым)

- На какой вопрос будем искать ответ? (Всегда ли детство бывает счастливым и радостным? В ходе работы выясняем, что не всегда)

- Какими словами можно дополнить нашу корзину идей? (Боль, унижение, сострадание, сочувствие)

  Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается.

15 слайд

   Пример использования приема «Корзина идей».

   Предмет: русский язык, 4 класс. Тема урока: «Многозначные слова»

   Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

  1. слова, имеющие несколько значений
  2. прямое значение и переносное
  3. много значений

   На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое многозначные слова.

16,17 слайд

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое многозначные слова? Самостоятельно читают текст.

Текст 1.

Я сказал папе:

  • Папа, купи мне грушу!
  • Сейчас январь, груш нет.  Съешь пока морковку. Я   рассмеялся:
  • Нет, папа, не   такую!   Не   съедобную   грушу!   Ты, пожалуйста, купи мне другую грушу!
  • А тебе зачем?  —  сказал папа.
  • «Тренироваться», —сказал   я.   —   Потому   что   я   буду боксёром.

По В.  Драгунскому

Карточка со словарной статьёй

ГРУША, -и; ж.  1.   Фруктовое   дерево   с   крупными сладкими плодами в   виде   округлого   конуса.   Груша- дюшес, осенний   сорт   груши.   2.   Плоды   этого   дерева. Мягкая, сочная груша. Повидло из груши. 3. Спортивный снаряд для отработки ударов боксёрами.  Боксёрская, тренировочная груша.  Подвесить грушу.

Текст 2.

-   Кто вы?

  • Мы   лисички, дружные   сестрички.   Ну, а   вы-то   кто же?
  • Мы   лисички   тоже.
  • Как, с   одной-то   лапкой?
  • Нет, ещё   — со шляпкой.

Карточка со словарной статьёй

ЛИСИЧКА, -и; ж.     1.     Уменьшительно-ласкательное к словам лиса и лисица. Охотник пожалел лисичку. Лисичка была похожа на мягкий клубок.  2.  Пластинчатый гриб желтовато-оранжевого цвета с ножкой, переходящей   в    воронкообразную    шляпку.    Собрать    лисички. Жареные лисички.

   Этот пример показывает, как использовать прием ТРКМЧП "Корзина идей" в начальной школе для обсуждения одного из вопросов по новой теме, а не всей темы.

   Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

18 слайд

Еще один интересный прием – «Чтение с остановками»

   Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

   Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать».

   К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

19 слайд

Что даёт ТРКМ ученику

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт ТРКМ учителю

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

20 слайд

Коллеги, спасибо за внимание!
Здоровья и творческих успехов!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

1.     Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...

«Развитие критического мышления на уроках русского языка»

В данной работе описаны некоторые приемы технологии критического мышления....

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока счита...

Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффекти...