Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.
учебно-методический материал по русскому языку

Андрейчик Елена Евгеньевна

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

          Можно ли научиться мыслить более эффективно? Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_kriticheskogo_myshleniya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы критического мышления на уроках русского языка

и литературного чтения.

           Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

           Можно ли научиться мыслить более эффективно? Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. 

           Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что наиболее актуальна технология критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

          Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

  • 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей»;

-древо предсказаний;

-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

  • 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц  (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;

- формулирование вопросов;

- чтение с остановками.

  • 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Хотелось бы рассмотреть некоторые приёмы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения

Приём «Кластер»

Суть этого приема критического мышления в рамках русского языка и литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Приём «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной технологии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

  • В первой строке тема называется одним словом - именем существительным. Сказка.
  • Вторая строка - описание темы в двух словах, именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Третья строка - описание действия в рамках этой темы. Читать, пересказывать, учить.
  • Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Пятая строка - это синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы. Фантазия

Универсальность этого приёма поражает. Он нравится всем учащимся. Технология используется на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

   Басня И. Крылова «Ворона и лисица»

  1. Ворона.
  2. Глупая, доверчивая.
  3. Верит, слушает, каркает.
  4. Вороне нравятся льстивые слова.
  5. Простофиля.

На уроках русского языка «Словарные слова»

  1. Товарищ.
  2. Добрый, верный.
  3. Помогает, дружит, выручает.
  4. В беде не бросит.
  5. Друг.

1.Собака.

2.Верная, смелая.

3.Лает, кусает, охраняет.

4. Самый лучший друг человека.

5. Верность.

Приём «Корзина идей»

Прием "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

   На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

   Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

"Плюсы" приема "Корзина идей"

Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме, "вызывается" из памяти учащихся всё, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

 Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся, в том числе и детей ОВЗ. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

   Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих знаний, умений и навыков.

           Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Пример использования приема «Корзина идей».

Предмет: русский язык, 4 класс. Тема урока: «Многозначные слова»

   Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

  1. слова, имеющие несколько значений
  2. прямое значение и переносное
  3. много значений

На доске фиксируются все предположения.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое многозначные слова.

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое многозначные слова? Самостоятельно читают текст.

Текст 1.

Я сказал папе:

  • Папа, купи мне грушу!
  • Сейчас январь, груш нет.  Съешь пока морковку. Я   рассмеялся:
  • Нет, папа, не   такую!   Не   съедобную   грушу!   Ты, пожалуйста, купи мне другую грушу!
  • А тебе зачем?  —  сказал папа.
  • «Тренироваться», —сказал   я.   —   Потому   что   я   буду боксёром.

По В.  Драгунскому

Карточка со словарной статьёй

ГРУША, -и; ж.  1.   Фруктовое   дерево   с   крупными сладкими плодами в   виде   округлого   конуса.   Груша- дюшес, осенний   сорт   груши.   2.   Плоды   этого   дерева. Мягкая, сочная груша. Повидло из груши. 3. Спортивный снаряд для отработки ударов боксёрами.  Боксёрская, тренировочная груша.  Подвесить грушу.

Текст 2.

-   Кто вы?

  • Мы   лисички, дружные   сестрички.   Ну, а   вы-то   кто же?
  • Мы   лисички   тоже.
  • Как, с   одной-то   лапкой?
  • Нет, ещё   — со шляпкой.

Карточка со словарной статьёй

ЛИСИЧКА, -и; ж.     1.     Уменьшительно-ласкательное к словам лиса и лисица. Охотник пожалел лисичку. Лисичка была похожа на мягкий клубок.  2.  Пластинчатый гриб желтовато-оранжевого цвета с ножкой, переходящей   в    воронкообразную    шляпку.    Собрать    лисички. Жареные лисички.

Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

Приём «Письмо учителю» 

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Детям предлагается памятка для написания письма:

Памятка:

1. Я прочитал(а) рассказ___________________________________

2. Больше всего запомнилось_______________________________

3. Понравилось__________________________________________

4. Не понравилось________________________________________

5. Мое эмоциональное состояние____________________________

6. Этот рассказ учит меня__________________________________

Еще один интересный прием – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием «Закончи предложение»

    Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Что даёт технология критического мышления ученику

Повышение эффективности восприятия информации;

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

Умение работать в сотрудничестве с другими

Что даёт технология критического мышления учителю

Уметь создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

Применение данных приемов критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока счита...

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...