«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
статья
Одним из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
В статье говорится об этапах (стадиях) применения данной технологии: вызов, осмысление, размышление.
Приведены примеры использования некоторых приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
- Во-первых – это мышление самостоятельное;
- Во-вторых – это мышление обобщенное;
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
- В четвёртых – это мышление аргументированное;
- В пятых – это мышление социальное.
В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение;
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
- Решает проблемы;
- Аргументировано спорит;
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
«Корзина идей» - углубляя изученную тему, вспоминаем, что уже знаем об этом.
Так, начиная изучать тему «Правописание парных согласных на конце слова», предлагаю детям вспомнить, что они знают о согласных звуках: отличие от гласных, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие и т.д.
«Синквейн». Этот приём чаще использую на этапе рефлексии. Например, заканчивая по чтению раздел сказок о богатырях, предложила детям по группам составить синквейн . Вот что у них получилось:
Богатыри
Сильные, добрые.
Сражаются, защищают, спасают
Защищают свою родную страну.
Герои!
«Сбор ассоциаций» - озвучивается тема, дети пытаются предположить, о чём пойдёт речь на уроке; высказывают ассоциации, связанные с этим.
«Верные и неверные утверждения» - утверждения пишутся на доске или даются в устной форме. Дети отвечают, верят они или нет.
Например: -Корень – главная часть слова.
-Приставка стоит после корня.
Суффикс и сказуемое – главные члены предложения. И т.д.
«Инсерт» - системная разметка для эффективности чтения и размышления. При самостоятельной работе с текстом ребёнок на полях условными значками отмечает материал известный ему, непонятный, заинтересовавший и т.д.
«Тонкие и толстые вопросы» Этот приём использую на уроках литературного чтения. Тонкие вопросы – вопросы по содержанию прочитанного: где…? когда…? как звали …? Толстые - вопросы на понимание содержания: почему…? зачем…? что, если бы…?
Приём «Шесть шляп». Этот приём использую при групповой работе.
На уроке чтения, говоря о жанре сказки, детям предложила этот приём.
- 1 гр. Белая шляпа. В толковом словаре нашли значение слова, назвали виды сказок, авторство и др. Т.е. факты без эмоций.
- 2 гр. Жёлтая шляпа. Чем хороши сказки? Аргументируйте (позитивное мышление)
- 3 гр. Чёрная шляпа. Чем плохи, вредны сказки? (негатив)
- 4 гр. Красная шляпа. Рассказ о чувствах, эмоциях, связанных со сказками (эмоциональная шляпа).
- 5 гр. Зелёная шляпа. Как влияют сказки на нашу жизнь? Как мы используем их уроки?
- 6гр. Синяя шляпа. Постараться обобщить всё , что говорили о сказке. Это задание являлось самым сложным для второклассников. Поэтому им больше помогала.
Технология критического мышления учит детей:
- Работать самостоятельно
- Задавать вопросы
- Выслушивать чужое мнение
- Иметь своё мнение и отстаивать его
- Критически относиться к мнению оппонентов
- Осуществлять рефлексию своей деятельности
- Анализировать и классифицировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Статья...
Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...
«Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»
Выступление по обобщению опыта работы...
Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффекти...