«Развитие критического мышления на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Вагайцева Олеся Ильгизовна

В данной работе описаны некоторые приемы технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вагайцева О.И.

учитель  1 категории

МБОУ «Сокольская СОШ»                      

            «Развитие критического мышления на уроках русского языка»      

     Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Русский язык не является исключением. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, к 2, 3 классу отношение меняется. Начинают  тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности. Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

     В своей работе я  опираюсь на технологию развития критического мышления ( Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.     ТРКМ  напрямую  связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною  программа «Перспективная начальная школа». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках русского языка ТРКМ. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Например, при изучении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом.  Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера ( пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.  На своих уроках я использую приём « Дерево предсказаний». Задаётся прямой вопрос: « Что надо сделать чтобы не допускать ошибки в правописании приставок на С, З? Как научиться правильно строить свою речь? Для чего изучать орфографию? Что надо сделать, чтобы в будущем писать без ошибок? Ребята отвечают  всё, что они думают по данной проблеме, опираясь и доказывая своё мнение на уже имеющиеся у них знания.

Приём « Тонкие и толстые вопросы»

    Толстые                                                      Тонкие

Объясните, почему?                                     Кто?

Почему вы так думаете?                            Что?

Предположите, что будет если?             Верно ли?

Приём составления маркировочной таблицы:

                        З

               Х

                 У

В данную таблицу, необходимо заносить сведения и факты только своими словами, не цитируя учебник или текст,  предложенный в учебнике. Данный приём позволяет учителю  проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то предложить детям завершить работу дома.

Пример:

                  З

                Х

                    У

        Слова признаки

 Отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

Каким членом предложения являются, как подчёркиваются в предложении

Слова признаки отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?какие? в предложении является второстепенным членом и подчёркивается волнистой линией

Таким образом, использование на уроках ТРКМ  учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...

Развитие критического мышления на уроках английского языка в начальной школе

Данная публикация посвящается такой сложной психической фукции как мышление. Как правило, развитию мыслительных способностей уделяют внимание на средней и старшей ступенях обучения. В своей статье я п...

Статья "Развитие критического мышления на уроках английского языка"

Критическое мышление как важная составляющая образовательного процесса. "Шесть шляп мышления" - отличный способ развивать критическое мышление у обучающихся....

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...