развитие критического мышления на уроках русского языка и чтения
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Герасимова Ольга Васильевна

конспект доклада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_temy2.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы

        Согласно новым стандартам начального образования с 1 сентября 2010 года в российских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира. Я считаю, что данные нововведения обеспечат успешность любых школьных занятий, новый учебный стандарт начальной школы научит детей «сортировать» и анализировать информацию, которая обрушивается на неокрепшие умы и откладывает отпечаток на формирование и менталитет, и развитие подрастающего поколения страны.  Современному обществу нужна личность, способная к саморазвитию, способного оценивать жизненные ситуации, отстаивать свои позиции чётко сформированным мировоззрением. А это возможно только при условии, что ребёнок владеет навыками осознанного чтения, работы с текстами. Что способствует развитию критического мышления. Именно в начальной школе закладываются основы, где такие психические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, воображение ребёнка имеют решающее значение для его усвоения. По этим качествам знаний, относящимся к содержательной стороне психической жизни человека, обычно судят об одарённости детей. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особо остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности младших школьников – это и есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Причины, побудившие к решению данной проблемы учить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное-не работа с текстом, даже не умение самостоятельно  добывать знания а, учить общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовить граждан открытого общества.

Цель данной технологии:

     Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в   учёбе, но и в обычной жизни:

-  умение принимать взвешенные решения;

 - работать с информацией;

  - анализировать различные стороны явлений и т.п.

Задачи:

  1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
  2. Развитие таких  базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
  3. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
  4. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации

Однако, возникает противоречие между потребностями современной          личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как  следствие, их творческой самореализации.

     C внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условиям которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в вовлечённость ученика в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учит осмыслению, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамических изменений главным становится, умение учится самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

    ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывать быть услышанным, выслушивать, понимать принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Технология критического мышления, как и новые стандарты,  должна научить школьников:

  • организации своей деятельности;
  • выделять причинно-следственные связи;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • умению мыслить;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • формированию и отстаиванию своей точки зрения;
  • партнёрские отношения;
  • гибкости мышления;
  • умению слушать;
  • мобильности;
  • Способности оценивать свои действия. Рефлексии.

                                             Выявление проблемы

Школа должна готовить ребёнка к жизни, формировать активную позицию. Поэтому на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и чётко ответить на вопрос: каким ему видится ребёнок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или уже думающую личность, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающий за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого. На мой взгляд, ученик думающий – это прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной технологии, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становятся всё меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим  проблема формирования навыка чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. Овладение чтением для ребёнка 6-9 лет – процесс длительный и нелёгкий, отнимающий много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребёнок не научится читать быстро, а главное – осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Традиционные требования к технике чтения таковы, что проверяется, сколько слов ученик читает в минуту, то есть беглость чтения, и лишь затем – осмысленность. Я за осмысленное, вдумчивое чтение, чтение – размышление, так как только такое чтение развивает мышление более высокого уровня.

      В моём классе находятся дети разного уровня подготовленности, для        обучения требуются задания разного уровня сложности. Я, как учитель, должна развивать любого ученика, согласно индивидуальным способностям и выявить творческие возможности каждого в отдельности. Должна думать о том, чтобы сделать ученика пригодным для восприятия образования. Прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должна пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию. Не объём знаний или качество информации, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом, присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструированное своего, которое рождается в процессе обучения.

              Изучение положительного опыта по данной проблеме

   Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения,  как таковые, а способность пользоваться приобретёнными; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и даёт возможность личностного роста ребёнка, развития его индивидуальности, развития мыслительной деятельности. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.

   Что представляет собой технология развития критического мышления учащихся? Это совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, а затем создать ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

                                         Технологические стадии

   В технологии развития критического мышления посредством чтения и письма существуют три основные стадии, которые соответствуют трём компонентам обучения: вызов, осмысление, рефлексия.

                                             1 стадия – «Вызов»

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию для изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. Стадия вызова включает:

  • актуализацию имеющих знаний;
  • пробуждение интереса к получению новых знаний;
  • постановку учеником собственных целей обучения;

Возможны методы и приёмы (составление «списка» известной информации):

а)  рассказ-предложение по ключевым словам;

б)  графическая систематизация материала (кластеры, таблицы).

в) верные (неверные) утверждения;

г) перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

                                      2. стадия «Осмысление»

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей;
  • ученик читает (слушает), текст, делает пометки на полях и ведёт записи

Использую методы активного чтения:

а) маркировка с использованием значков «+», «- » (по мере чтения их ставят на полях справа).

б) ведение двойного дневника, поиск ответов на вопросы, которые были поставлены на стадии вызова.

                                        3 стадия «Рефлексия»  

  • размышление рождение нового знания;
  • постановку новых целей обучения.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».

Возможные методы и приёмы:

а) заполнение кластеров, таблиц;

б) установление причинно-следственных связей между блоками;

в)возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям

г) ответы на поставленные вопросы.

                                              Методы и приёмы:

Использование рисунков и значков для развития критического мышления

Кластер (гроздь) – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление  в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Сфера кластеров необъятна. Учащиеся делают попытки систематизации материала, к изучению которого ещё не приступили (т.е. на стадии вызова). Например, предмет «Окружающий мир», тема: «Значение водоёма». В начале урока используется приём «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения статьи учебника. Вместо записей в кластерах можно применять условные обозначения. Например, «Окружающий мир» тема: «Формы земной поверхности. Овраг». Условные знаки: дождь, таяние снега, сильный дождь, высаживание деревьев, кустов, вырубка леса. Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом.

Следующий приём мною используемый – это инсерт .Инсерт–это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста.

Рекомендуемые два варианта условных обозначений.

Таблица 1

Знаю

Не знаю

Хочу знать больше

+

-

?

Таблица 2

v

+

-

?

Знаю

Не знаю

Это противоречит тому, что я знал

Хочу знать больше. Непонятно

После чтения текста подводим итоги. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать и выделять нужную информацию. Начиная со второго класса, учащиеся могут тезисно заполнять таблицу после первого чтения текста. Например: предмет «Окружающий мир» 2 класс, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».

Таблица №3

+

-

?

Солнце-звезда.

9 планет

Солнечная система.

16 век-новая модель Вселенной

Учёные, которые открыли новую модель

Вселенной

Правила использования приёма инсерта таковы:

  1. ставьте значки по ходу чтения текста;
  2. прочитав один раз, вернись к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали по данной теме раньше.
  3. Прочитайте текст ещё раз. Возможно, количество значков увеличится.
  4. Запишите или забудете! Предлагается таблица, которую легко заполнить с помощью пометок в тексте, при этом вы ещё раз вернитесь к тексту и поработайте с ним.
  5. Обсудите с кем-нибудь то, что вы записали.

Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», - писал американский психолог Элисон Кинг. Классификация вопросов Б.Блума.

Каждый тип вопросы актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления.

В технологии развития ифитического мышления придерживаются следующей системы:

  • Простые «(Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»
  • Объясняющие («Почему?»)
  • Уточняющие («Правильно ли я понял?...», «Верно ли?...)
  • Оценочные («Чем отличается?..., «Как ты относишься?..._
  • Практические («Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...)
  • Творческие («Что было бы, если?...»)

Простые вопросы –это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации и ориентированные на работу памяти.

Объясняющие вопросы направлены на установление причинно-следственных связей. Начинать использовать объясняющие вопросы можно с первого класса. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию своих поступков.

Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ребёнка умения выражать свои мысли. Учащиеся узнают о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

Оценочные вопросы направлены на осознание собеседником своего отношения к некоторому явлению или факту. Они вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Творческие вопросы направлены на развитие творческого мышления. (умение вжиться в роль другого, стремиться находить новое применение известным вещам, склонность к прогнозам, фантазия, тяга к изобретениям)

Например, на уроке литературного чтения, 2 класс, тема: Работа над сказкой «Аист и соловей»  В.Берестова.

Простые вопросы:

-Где жил старый, мудрый человек? - Какие птицы прилетали к мудрецу?

Объясняющие вопросы:

- Почему мудрец научил Соловья петь песни, а Аиста - нет?

Почему автор называет Аиста чудаком?

Уточняющие вопросы:

- Верно ли, что Соловей был очень воспитанной птицей?

- Что навело вас на мысль, что Соловья научат петь, аАиста  нет? Оценочные вопросы:

- Какие чувства вы испытали, когда к мудрецу прилетел Соловей?

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самые распространённым являются таблицы.

Приём «Выглядит, как…звучит, как…»

Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием. Например: война.

Таблица №4

Выглядит как…

Звучит как…

Пропасть

Стоны

Слёзы

Крики

Горящий танк

Грохот

Кровь

Взрывы

Горе

Плачь

На стадии вызова ассоциации записываются синим цветом, а после знакомства с основной информацией – на стадии рефлексии – можно записать новые ассоциации другим цветом и сравнить их. Приём работы на стадии вызова и рефлексии

-Как вы относитесь к поведению Аиста?

Практические вопросы:

-Как бы вы поступили на месте Аиста?

Творческие вопросы:

-Что было бы, если бы Аист повёл себя по другому?

-Что было бы, если бы в далёкой стране не жил бы старый мудрый человек?

Моя педагогическая деятельность направлена на осуществление реализации социального заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся самостоятельности мышления, инициативности, способности к успешной самореализации в современном обществе. Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Я убеждена, что творческая самореализация будет успешной лишь в результате продуктивной мыслительной деятельности на основе опыта учащихся и их возможностей.

Сравнительная карта

Старые цели

Новые цели

Учащийся

Приобретает знания и навыки;

Приобретает их как можно в большем объёме;

Ориентация на объём материала;

Отсутствие возможности выбора;

Принятие целей образования и жизни в готовом виде;

Стремление избежать контроля.

Саморазвитие и самосовершенствование;

Знания приобретаются в деятельной форме с акцентом на будущую занятость;

Наличие возможности выбора программ и даже предметов;

Постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

Стремление к своевременному и объективному контролю.

Процесс

обучения

Передача опыта и знаний;

Обучение на основе устоявшихся знаний;

Использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

Жёсткость учебных и образовательных программ.

Индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

Обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

Гибкость учебных и образовательных программ.

Результат

Подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

Редкие нововведения сверху.

Создание условий для комфортной «жизни» сейчас в данной школе, в данном коллективе;

Формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

Постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

                                           Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты включают в себя:

  1. Повышение информативной грамотности в учебной деятельности;
  2. Применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности;
  3. Технологию «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо»
  4. Новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  5. Применение базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  6. Повышение культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  7. Стимулирование самостоятельной деятельности.

Владение разнообразными стратегиями решения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развивает критическое мышление и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.

Заключение.

Использование технологии критического мышления позволило достичь следующих результатов:

  1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира;
  2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
  3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы (они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
  5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру);
  6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс»,выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
  7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо направлено на развитие работы с информацией, умение не только вдумчиво читать,  быть активным слушателем, но и развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

Мониторинговые исследования результатов подтверждают преимущество использования новых технологий;

1 кластеры (показывают более высокий уровень навыков работы с текстом, учебником и дополнительной литературой).

Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления кластеров и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно-следственные связи оценивалось по уровням:

Уровень

Параметры

Баллы

Допустимый

Полное отражение темы в кластере и установление причинно-следственных связей

10 баллов

Средний

Неполное отражение темы в кластере и установление причинно-следственных связей

7-9 баллов

Низкий

Неумение устанавливать причинно-следственные связи

Меньше 6 баллов

Используемые источники:

  1. З.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке:пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. -2-е изд., дораб.-М.:Просвещение, 2011-223с..
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо) «Перемена»2001, №4
  3. Поль Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в бвстро меняющемся мире. 1990.
  4. Журнал «Начальная школа»  Москва, №2 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...

«Развитие критического мышления на уроках русского языка»

В данной работе описаны некоторые приемы технологии критического мышления....

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока счита...

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...

Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффекти...