Раздел «Где мы живем?» (4 ч) Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Личностные УУД: Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. | Родная страна | Родная страна. Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.
| Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн),отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать,почему народы России называют братскими; Работать со взрослыми: извлекать из рациональных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Дата |
| 2. | Город и село. Проект «Родной город (село)» | Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; Работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;рассказывать о своём городе (селе) по плану; Работать в паре: сравнивать городской и сельский дом; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; Рассказывать о своем доме по плану; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта; Подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; Собирать информацию о выдающихся землях по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; Оформлять стенд, мультимедийную презентацию; Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; Ухаживать за памятниками; Помогать взрослым в благоустройстве; Проводить экскурсию в краеведческий (школьный) музей; Оценивать свои достижения в реализации проекта. |
|
| 3. | Природа и рукотворный мир | Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; Работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; Работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; Обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
Раздел «Природа» (20 ч) Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Адекватно воспринимать оценку учителя; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевоевысказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения. Научатся наблюдать изменения в природе, устанавливать взаимосвязьи рассказывать о них. Наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием, использовать модели. Осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы. Осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в том числе и с использованием Интернета. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
|
|
|
|
| 5. | Неживая и живая природа | Неживая и живая природа. Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.
| Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; Классифицировать объекты природы по существенным признакам; Различать объекты живой и неживой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; Устанавливать связи между живой и неживой природой; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 6. | Явления природы | Явления природы. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; Анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; Рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; Практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 7. | Что такое погода | Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков , ветра; Приводить примеры погодных явлений(дождь, гроза, метель, и др.); Работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; Сопоставлять научные и народные предсказания погоды; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; Работать со взрослыми :вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи. |
|
| 8. | В гости к осени (экскурсия) | В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.
| Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнять; Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; Определять природные объекты с помощью атласа- определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); Оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
|
| 9. | В гости к осени (урок) | В гости к осени (урок). Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в группе: знакомится поучебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края(на основе наблюдений); Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; Работать со взрослыми:вести наблюдения в природе, подготовить фото рассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 10. | Звездное небо | Звездное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Находить на рисунке знакомые созвездия; Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; Знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия;пользоваться для поиска созвездий на небе атласом- определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 11. | Заглянем в кладовые Земли | Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Практическая работа: исследовать с помощью луны состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; Различать горные породы и минералы; Работать в паре: с помощью атласа- определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана(«Моя коллекция»); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 12. | Про воздух и про воду | Про воздух и про воду. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; Работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 13. | Про воздух и про воду | Про воздух и про воду. Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; Работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 14. | Какие бывают растения | Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Устанавливать по схеме различия между группами растений; Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; Определять растения с помощью атласа- определителя; Оценивать эстетическое воздействие растений на человека; Работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|
|
| 15. | Какие бывают животные | Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них,выступать с сообщениями; Сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
| 16. | Невидимые нити | Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Устанавливать взаимосвязь в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении и нарушении этих взаимосвязей; Читать и обсуждать стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 17. | Дикорастущие и культурные растения | Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; Работать вгруппе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
| 18. | Дикие и домашние животные | Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных и уходе за ними; Находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком и домашнем животном (по своему выбору); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 19. | Комнатные растения | Комнатные растения. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; Работать в паре: определять с помощью атласа определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе- определителе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психологического здоровья человека; практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 20. | Животные живого уголка
| Животные живого уголка. Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; Работатьв паре: определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа- определителя для подготовки сообщения; Рассказать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; Практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21. | Про кошек и собак | Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом- определителем; Приводить примеры пород собак с помощью атласа- определителя; Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 22. | Красная книга | Красная книга. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; Работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о животном из Красной книги России (по своему выбору); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| 23. | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факты, угрожающие и живой природе рассказывать о них; Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договориться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; Читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева « Сидел в траве кузнечик»; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта; Извлекать информацию из различных источников; Готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); Составлять собственную Красную книгу; Презентовать Красную книгу и использованием подготовленных наглядных материалов; Оценивать свои достижения в выполнении проекта. |
|
| 24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Оценивать бережное или потребительское отношение к природе; Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
|
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Строить рассуждения; обобщать и делать выводы Устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: Владеть диалогической формой речи, Строить понятные для партнёра высказывания. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
|
|
|
|
|
|
| 25. | Что такое экономика | Что такое экономика. Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения; Читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; Определять по фотографии деньги различных стран; Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
| 26. | Из чего что сделано | Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 27. | Как построить дом | Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать ( по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе ( селе);читать текст учебника, находить названия в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы по тексту, оценивать ответы одноклассников; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| 28. | Какой бывает транспорт | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления обистория развития транспорта.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификаций, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запоминать номера телефонов экстренного вызова 01,02, 03; Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 29. | Культура и образование | Культура и образование. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Различать учреждения культуры и образования, в том числе в своём регионе; Извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
| 30. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; Читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей различных профессий; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по подготовке проекта( кто о какой профессии будет собирать материал); Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; Подбирать фотографии их семейных архивов; Составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; Собирать материал в «Большую книгу профессий»; Презентовать работы; Оценивать результаты выполнения проекта. |
|
| 31. | В гости к зиме (экскурсия) | В гости к зиме (экскурсия) Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Наблюдать над зимними погодными явлениями; Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе- определителе «От земли до неба»; Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; Наблюдать поведение зимующих птиц; Формулировать выводы по материалу экскурсии; Оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. |
|
| 32. | В гости к зиме (урок) | В гости к зиме (урок) Зимние явления в неживой и живой природе. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в « Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Формулировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
| 34. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; Обсуждать выступления учащихся; Оценивать свои достижения и достижения учащихся. |
|
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. Задавать вопросы; строить монологическое высказывание. Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Ориентация на здоровый образ жизни. |
|
|
|
|
|
| 35. | Строение тела человека | Строение тела человека. Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека, моделировать внутреннее строение человека; Работа в группе: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
| 36. | Если хочешь быть здоров | Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; Обсуждать сбалансированное питание школьника; Работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; Формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; Демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| 37. | Берегись автомобиля! | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (правила перехода улицы, дорожные знаки, сигналы светофора, движение по загородной дороге).
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; Работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; Выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; Формировать, пользуясь рисунком в учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; Оценивать свои достижения на уроке |
|
| 38. | Школа пешехода | Школа пешехода. Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС).
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; Практическая работа: учиться соблюдать правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 39. | Домашние опасности | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; Работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в буту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| 40. | Пожар | Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); Запомнить правила предупреждения пожара; Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; Работать в группе: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; Работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 41. | На воде и в лесу | На водоеме и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; Запомнить правила поведения во время купания; Работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»((рассказ «Коварные друзья»); Определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 42. | Опасные незнакомцы | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; Моделировать звонок по телефону( обычному и мобильному) в милицию и МЧС; Работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; Работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Формулировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
Раздел «Общение» (7 ч) Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Адекватно воспринимать оценку учителя; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения. Научатся наблюдать изменения в природе, устанавливать взаимосвязь и рассказывать о них. Наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием, использовать модели. Осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы. Осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе и с использованием Интернета. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
|
|
|
|
| 44. | Наша дружная семья | Наша дружная семья. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Понимать учебную задачу при изучении материала раздела «Обобщение» и данного урока и стремиться её выполнять; Рассказать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; Формулировать понятие «культура общения»; Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; Отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); Составлять родословное дерево семьи; Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; Оценивать свои достижения. |
|
| 45. | Проект «Родословная» | Проект «Родословная» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 46. | В школе | В школе Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; Обсуждать вопрос о культуре общения в школе; Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 47. | Правила вежливости | Правила вежливости. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Обсуждать, какие формы вежливости имеются в русском языке и как они примеряются в различных ситуациях общения; Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; Моделировать ситуации общения в различных ситуациях; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 48. | Ты и твои друзья | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народ России; Обсуждать проблему подарка в день рождения друга; Обсуждать правила поведения за столом; Моделировать правила поведения за столом(практическая работа); Формулировать правила поведения в гостях; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 49. | Мы – зрители и пассажиры | Мы – зрители и пассажиры Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; Обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвай, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Формулировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
Раздел «Путешествия» (18 ч) Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. Задавать вопросы; строить монологическое высказывание. Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Ориентация на здоровый образ жизни.
|
|
|
|
|
|
| 51. | Посмотри вокруг | Посмотри вокруг Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать фотографии в учебнике находить линию горизонта; Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; Работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта; Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 52. | Ориентирование на местности | Ориентирование на местности Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам (практическая работа).
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школе, в своём городе (село); Практическая работа в работе: знакомьтесь с устройством компаса и правилами работы с ними. Осваивать приёмы ориентироваться по компасу; Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 53. | Ориентирование на местности | Ориентирование на местности Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам (практическая работа).
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школе, в своём городе (село); Практическая работа в работе: знакомьтесь с устройством компаса и правилами работы с ними. Осваивать приёмы ориентироваться по компасу; Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 54. | Формы земной поверхности | Формы земной поверхности Равнины и горы. Холмы и овраги. Эстетическое воздействие гор на человека.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; Работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; Описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н,И, Сладкова, личных впечатлений);работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; Работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школе, в своём городе (село); Практическая работа в работе: знакомьтесь с устройством компаса и правилами работы с ними. Осваивать приёмы ориентироваться по компасу; Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 55. | Водные богатства | Водные богатства Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К.Д. Ушинского, фотографиями в учебнике, личным впечатлениям); Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 56. | В гости к весне (экскурсия) | В гости к весне (экскурсия) Наблюдения над весенними явлениями природы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; Оценивать свои достижения на экскурсии. |
|
| 57. | В гости к весне (урок) | В гости к весне (урок) Весенние явления в неживой и живой природе.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; Работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщением в классе; Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; Работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 58. | Россия на карте | Россия на карте Физическая карта. Изображение территории России на карте. Отражение рельефа России на физической карте. Условные значки на карте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать изображение России на глобусе и карте; Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположения их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); Учиться правильно показывать объекты на настенной карте ( по инструкции учебника); Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 59. | Проект «Города России» | Проект «Города России» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе работы над проектом дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта; В дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; Составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); Презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); Оценивать достижения свои и товарищей; Оформлять стенд «Города России». |
|
| 60. | Путешествие по Москве | Путешествие по Москве Москва – столица нашей Родины. История основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности Москвы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; Отличать герб Москвы от гербов других городов; Работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 61. | Московский Кремль | Московский Кремль Московский Кремль и Красная площадь. План Кремля. Архитектурные памятники Кремля и Красной площади. Кремль - символ России.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; Работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану; Читать текст учебника, находить в нем сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А.Васнецова; Рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
| 62. | Город на Неве | Город на Неве Санкт-Петербург – «северная столица» России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нем достопримечательности города; Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведенному образцу об одной из достопримечательностей Санкт- Петербурга и использованием дополнительной литературы; Отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; Работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу с помощью Интернета; Читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 63. | Путешествие по планете | Путешествие по планете Карта мира. Материки (континенты) и океаны, их изображение на карте. Животный мир на материках (наиболее характерные представители). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать глобус и карту мира; находить , называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
| 64. | Путешествие по материкам | Путешествие по материкам Материки. Их расположение на карте мира. Особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Находить материки на карте мира; Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
| 65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | Страны мира. Проект «Страны мира». Политическая карта, особенности ее цветового решения. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Сравнивать физическую и политическую карты мира; Находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти странны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том , что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; Пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта; Готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; Подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); Презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; Оценивать свои достижения в выполнении проекта. |
|
| 66 | Впереди лето | Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Эстетическое воздействие красоты животных на человека.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; Читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; Работать со взрослыми : за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», « Красота животных»; Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| 67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Формулировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
| 68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; Обсуждать выступления учащихся; Оценивать свои достижения других учащихся. |
|