Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Предметная область: « Обществознание и естествознание»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pered_okr_mir.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа № 6
имени Героя Советского Союза Д.К. Потапова
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Чикская СОШ№6
_________________ МКОУ Чикская СОШ №6 им. Героя Советского Союза
________/Молявко Л.А./ им. Героя Советского Союза Д.К. Потапова 19.08.2017 Д.К. Потапова ________________Киселева Е.Н.
____________ Цветкова О.Б. Приказ № 8-220 от 10.09.2017
05.09.2017
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Предметная область: « Обществознание и естествознание»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 2г
Срок реализации 2017 - 2018 учебный год
Разработчики: Ращупкина М.А.
Рассмотрено и утверждено
на заседании педагогического совета
протокол №165 от 17.08.2017
с. Прокудское
2017
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки АОП для обучающихся с ТНР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»− № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования− для обучающихся с ОВЗ; Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в− Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24− июля 1998 г. № 124-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №− 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении− федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий− для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 г. № 26 (зарегистрированы в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир и развитие речи» для учащихся с тяжелым нарушением речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Школа России» Окружающий мир 1-4 кл. А. А. Плешаков, планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ТНР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
Программа учебного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе ТНР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. ТНР нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир и развитие речи» носит личностно-развивающий характер.
Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
- формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
- формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
- формировать навык работы с научным текстом.
- - расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
- - повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
- - обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;
- - систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;
- - уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
- - улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
- - активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- - развитие устной монологической речи;
- - систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).
Общая характеристика курса
Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающегося. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у ребёнка развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащегося познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных процессов, у ребёнка с ЗПР формируется диалоговая речь. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимся предметов и явлений близких их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Уроки окружающего мира должны развить у ребёпка с задержкой психического развития способности:
- вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
- задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
- составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
- усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения программы по курсу "Окружающий мир" к концу 2 класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Содержание тем учебного курса 2 класса
Для обучающихся с ОВЗ кол-во часов по программе уменьшено ( изменено). Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане . Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке ( таблицы, памятки и т.д.)
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Содержание тем, выделенных курсивом, изучаются учащимся с ТНР в ознакомительном плане. Освободившиеся учебное время используется для организации коррекционной работы. Уровень обучения базовый.
При организации учебного процесса используются
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся получат возможность знать:
о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: холм, овраг, гора; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ТНР:
- инструкция учителя для освоения работы с книгами,
-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
- опора на жизненный опыт ребёнка,
- использование наглядных, дидактических материалов,
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
- использование перфокарт индивидуального содержания,
- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы
Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты.
Оказание помощи ребёнку на уроке.
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса. |
2. При изложении нового материала | Более часто обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать их в беседу в ходе проблемного обучения. |
3. В ходе самостоятельной работы | Разделять сложные задания для таких учеников на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая положительные моменты в их работе, активизируя их усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе этих детей и акцентировать на них внимание всех учащихся, чтобы предупредить их повторение другими школьниками. |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях. |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Дата |
Где мы живём (2 ч) 1.Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир
| Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, национальном составе населения. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать. Рассказывать о своём городе и доме по плану. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира, заполнять таблицу в тетради. Находить на схемах нашу планету, сравнивать планеты и звёзды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
2.Проверим себя и оценим достижения по разделу «Где мы живём» | ||
Природа (10 ч) 3.Неживая и живая природа. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов живой и неживой природы, сезонных изменений в природе, заполнять таблицу в тетради. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать, осуществлять самооценку. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Определять сезон по характерным сезонным признакам. Знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру, фиксировать результаты. Характеризовать погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Различать горные породы и минералы. Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животного и человека. Устанавливать по схеме различия между группами растений и животных. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Работать в группе: знакомиться с разнообразием растений и животных, находить новую информацию о них, выступать с сообщениями; моделировать изучаемые взаимосвязи. Сравнивать и различать группы растений и животных. Узнавать по рисункам комнатные растения. Оценивать роль комнатных растений и животных живого уголка для здоровья человека. Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями и животными живого уголка в соответствии с инструкцией. Определять и приводить примеры пород кошек и собак. Подготовить с помощью взрослых сообщение о растении или животном из Красной книги России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
4. Явления природы. Что такое погода | ||
5.Урок – экскурсия «В гости к осени» Взаимодействие человека с окружающей средой | ||
6.Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку | ||
7.Заглянем в кладовые Земли. | ||
8.Про воздух… И про воду | ||
9.Какие бывают растения. Какие бывают животные. | ||
10Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Про кошек и собак.Невидимые нити. | ||
11.Дикорастущие и Комнатные растения культурные растения.
Красная книга. | ||
12.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | ||
Жизнь города и села(5 ч) 1.Что такое экономика. «Из чего что сделано» Как построить новый дом | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по плану, о труде людей различных профессий. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры. Запомнить номер телефона экстренной службы 01. Различать, называть и обсуждать роль учреждений культуры и образования, виды профессий, роль профессии в жизни человека. Характеризовать зимнюю погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных зимних явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды зимой. Наблюдать изменения в живой и неживой природе в зимнее время, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Определять деревья по силуэтам, распознавать осыпавшиеся на снег плоды и следы животных. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления детей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
2.Какой бывает транспорт. | ||
3.Культура и образование. Все профессии важны «Как хлеб появился на столе» | ||
4.Урок – экскурсия: «В гости к зиме» Неживая и живая природа зимой .Невидимые нити в зимнем лесу. Экологическая цепочка | ||
5. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Жизнь города и села» | ||
Здоровье и безопасность(4 ч) 1.Если хочешь быть здоров. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать о режиме дня. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры, моделировать строение человека. Формулировать правила личной гигиены и правила пожарной и дорожной безопасности, характеризовать назначение предметов гигиены, пожароопасные предметы, потенциальные опасности пребывания в лесу, у воды, одному дома. Различать съедобные и несъедобные растения, жалящих насекомых. Осваивать правила поведения в определённых ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
2. Берегись атомобиля.Школа пешехода. | ||
3. Все опасности. | ||
4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Здоровье и безопасность» | ||
Общение (4 ч) 1. Наша дружная семья. Семейные традиции. «Родословная» | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать по рисунку и фотографиям о семейных отношениях и общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения», правила этикета в гостях. Интервьюировать родителей о их имени, отчестве, фамилии. Составлять родословное древо семьи. Обсуждать: вопрос о культуре общения, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения, проблему подарка в день рождения, правила поведения за столом. Оценивать с нравственных позиций допустимые и недопустимые формы поведения. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
2. В школе..В классе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. | ||
3. Мы – зрители и пассажиры. | ||
4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Общение». | ||
Путешествия (9 ч) 1 Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Сравнивать фотографии в учебнике; находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; виды водоёмов, узнавать их по описанию. Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом из космоса; формы земной поверхности. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, с ориентированием по природным признакам. Наблюдать за весенними изменениями в природе. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Осваивать приёмы чтения карты, показывать объекты на ней. Находить на карте Москву, Екатеринбург и другие города России. Отличать гербы городов. Описывать достопримечательности городов. Находить материки на карте мире. Готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Приводить примеры летних изменений в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. | |
2. Формы земной поверхности. | ||
3 Водные богатства. Урок – экскурсия «Сезонные изменения в природе весной». | ||
4 Россия на карте. Путешествия по родной стране. Как читать карту. | ||
5. Путешествие по Москве.Московский Кремль. | ||
6. Город на Неве. | ||
7. Вокруг света с фотоаппаратом. | ||
8 Страны мира. Вокруг света с фотоаппаратом. | ||
9. Впереди лето Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
Программно-методическое обеспечения
Литература и средства обучения
1.А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 2 класс: в 2-х частях – М.: Просвещение, 2015.
2.А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: в 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
3.А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2015 г.
4.А.А.Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба» (222 с.).. – М.: «Просвещение», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:− математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 3, 4 и 4 дополнительный класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...