Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: Парадигма,2010. Авторы: .Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М.Капустина и др., на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011., рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____ «___» __________ 20____ г.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
4 класс
Виктория
2019 - 2020 учебный год
Учитель: Пластинина Наталья Алексеевна
Квалификационная категория:
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: Парадигма,2010. Авторы: .Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М.Капустина и др., на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011., рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Виктория, обучающаяся 4 «*» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих детей (вариант 2.1). Ребёнок с ОВЗ нуждается в организации специальных условий для обучения и воспитания.
Индивидуальные особенности обучающегося:
- ребёнок с нейросенсорной тугоухостью, после кохлеарной имплантации, без слухового аппарата не слышит совсем;
- наблюдается отставание мыслительной деятельности, словесно-логического мышления;
- дефицит мотивации, недостаточная познавательная активность, обусловленная сниженным слуховым восприятием;
- недостаточная сформированность умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- несоответствие развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- недостаточно сформирована устная речь, малый словарный запас;
- трудности в составлении задач и выражений по картинкам, схемам, неполным данным;
- трудности в формулировании просьб, в общении со сверстниками и взрослыми;
- неполнота, фрагментарность восприятия: выделяет яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечает общие признаки;
- отставание в формировании предметных представлений;
- затрудняется в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не умеют анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибается в последовательности необходимых действий;
- при оказании помощи со стороны педагога обнаруживает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
- недостаточный уровень осведомленности об окружающем мире, знаний о доступных предметах и явлениях окружающего мира;
- затрудняется в использовании словесной речи, как средства общения и выражения собственных мыслей;
- повышенную утомляемость;
- нарушения внимания, памяти.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах);
- увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;
- формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры);
- развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие внимания, памяти;
- формирование умений понимать содержание текста;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета;
- развитие понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений;
- обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта (включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем).
Учебник: А.А. Плешаков Окружающий мир: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях для 4 класса. – Москва: «Просвещение», 2014.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».
Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
12) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
13) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– понимать, что Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
– различать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
– понимать,что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
– понимать некоторые современные экологические проблемы;
– различать природные зоны России;
– знать особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
– знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
– знать важнейшие события и великих людей отечественной истории;
– знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающийся получит возможность научиться:
– распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
– проводить наблюдения природных тел и явлений;
– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– приводить примеры животных из Красной книги России и международной Красной книги;
– соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
– приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
– приводить примеры народов России;
– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
– применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
– владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России в XX веке.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | Коррекционно-развивающая |
1. | Земля и человечество | 11 ч | Изучать название нашей планеты, планет солнечной системы. Рассказывать и знакомиться с общими условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Обосновывать и знакомиться с правилами поведения человека, памятниками истории и культуры. Систематизировать и использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять и описывать отдельные события из истории Отечества, использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие координации мелких движений. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании |
2. | Природа России | 11ч | Использовать учебный материал для характеристики понятиями понятий: «равнины», «горы». Изучать виды водоёмов, общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Сравнивать и показывать на карте, глобусе, материки и океаны, горы, равнины, моря, реки. Рассказывать и приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь, тундры, животных леса, степей пустыни, Черноморского побережья, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении |
3. | Родной край – часть большой страны | 12ч | Рассказывать о родном городе. Знакомиться с понятиями «почва», состав воды и почв; основные правила поведения в окружающей среде; с отраслями растениеводством животноводством в родном крае. Показывать на карте, глобусе родной край, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. Находить дополнительную информацию о родном крае, о жизни леса, луга, пресного водоёма. Выполнять правила ухода за культурными растениями; за домашними животными. | Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. |
4. | Страницы всемирной истории | 6ч | Знакомиться с наукой истории; с историей Древнего мира, Средних веков. Познакомиться с выдающимися людьми Нового времени. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта. | Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. |
5. | Страницы истории Отечества | 20ч | Изучить название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси, историю книгопечатания на Руси, историю развития образования на Руси. Знакомиться с выдающимися людьми патриотами, с первыми космонавтами. Знать о реформах Ивана Третьего, Петра великого. Раскрывать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Сравнивать страницы истории России в 1920-1930-х годах. Раскрывать значение победы ВОВ 1041-1945 гг. Рассказывать о героях ВОВ; о первом космонавте. Использовать ленту времени. Показывать на карте границы России, некоторые города России. Описывать исторические события из истории Отечества. Показывать границы России, некоторые города России. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении |
6. | Современная Россия | 8ч | Узнать про основные права человека в России. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка, обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. | Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении. |
Всего: | 68ч |
Приложение 1
Перечень проверочных работ на 2019-2020 учебный год
- Тест по разделу «Земля и человечество»
- Тест по разделу «Природа России»
- Тест по разделу «Родной край – часть большой страны»
- Тест по разделу «Страницы всемирной истории»
- Тест по разделу «Страницы истории Отечества»
- Тест по разделу «Современная Россия»
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира на 2019-2020 уч. год
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Земля и человечество (11 ч) | ||||
Мир глазами астронома. | 1 | |||
Планеты солнечной системы | 1 | |||
Звёздное небо - великая книга природы. | 1 | |||
Мир глазами географа. | 1 | |||
Пояса земли. | 1 | |||
Мир глазами историка. | 1 | |||
Когда и где? | 1 | |||
Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | |||
Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |||
Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |||
Обобщение по разделу «Земля и человечество» Тест. | 1 | |||
Природа России (11 ч) | ||||
Равнины и горы России. | 1 | |||
Моря, озёра и реки России. | 1 | |||
Зона арктических пустынь. | 1 | |||
Тундра. | 1 | |||
Леса России. | 1 | |||
Лес и человек. | 1 | |||
Зона степей. | 1 | |||
Пустыни. | 1 | |||
У Чёрного моря. | 1 | |||
Экологическое равновесие. | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Наша природа». Тест. | 1 | |||
Родной край – часть большой страны (12 ч) | ||||
Наш край. Р.К. «Наш край на карте Родины». | 1 | |||
Поверхность нашего края. Р.К. « Ханты – Мансийск – город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края». | 1 | |||
Водоёмы нашего края. | 1 | |||
Наши подземные богатства. | 1 | |||
Земля-кормилица. | 1 | |||
Жизнь леса. | 1 | |||
Жизнь луга. | 1 | |||
Жизнь пресного водоёма. | 1 | |||
Растениеводство в нашем крае. | 1 | |||
Наземные защитники урожая | 1 | |||
Животноводство в нашем крае. | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Родной край». Тест. | 1 | |||
Страницы всемирной истории (6 ч) | ||||
Начало истории человечества. | 1 | |||
Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |||
Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |||
Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |||
Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |||
Обобщение по теме «Страницы мировой истории». Тест. | 1 | |||
Страницы истории Отечества(20 ч) | ||||
Жизнь древних славян | 1 | |||
Во времена древней Руси | 1 | |||
Страна городов | 1 | |||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |||
Трудные времена на русской земле. | 1 | |||
Русь расправляет крылья. | 1 | |||
Куликовская битва. | 1 | |||
Иван III. | 1 | |||
Мастера печатных дел. | 1 | |||
Патриоты России. | 1 | |||
Пётр Великий. | 1 | |||
Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |||
Екатерина Великая. | 1 | |||
Отечественная война 1812 года. | 1 | |||
Страницы истории XIX века. | 1 | |||
Россия вступает в XX ВЕК. | 1 | |||
Страницы истории 20-30-х годов. | 1 | |||
Великая война и Великая победа. | 1 | |||
Великая война и Великая победа. | 1 | |||
Страна, открывающая путь в космос. Тест по разделу. | 1 | |||
Современная Россия (8 ч) | ||||
Основной закон России и права человека. | 1 | |||
«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Мы граждане России. | 1 | |||
Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 1 | |||
Славные символы России. | 1 | |||
Такие разные праздники. | 1 | |||
Путешествие по России. | 1 | |||
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Тест. | 1 | |||
Обобщающий урок по итогам года – КВН. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир»для обучающихся с тяжелым нарушением речиПредметная область: « Обществознание и естествознание»Уровень: началь...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 3, 4 и 4 дополнительный класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...