Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»
статья
Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе формирования, у него игровых действий начиная от манипуляций с предметами заместителями до разворачивания сюжетной игры и принятия на себя и проживания социальной роли часто встречающейся в обыденной жизни ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
23 марта 2021 год заседание методического объединения
Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»
Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе формирования, у него игровых действий начиная от манипуляций с предметами заместителями до разворачивания сюжетной игры и принятия на себя и проживания социальной роли часто встречающейся в обыденной жизни ребенка.
Работа над темой по самообразованию «Психологический ресурс игротерапии в формировании социально-личностного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью» с 2017 года является интересной и находит свое подтверждение в практической взаимодействии с детьми. Поэтому в своей работе с данной категорией детей выбранное направление в ежедневном сопровождении остается актуальным по изучению систематического отслеживанию психолого-педагогического игрового развития ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения в созданных в пространстве предметно-развивающей среды специальных игровых пособий и модулей, что позволяет успешно оказывать детям необходимую помощь и поддержку в коррекции и развитии.
В 2017 году с целью определения индивидуальной образовательной траектории развития обучающихся проводилась первичная «скрининговая» диагностика: наблюдение, обследование при поступлении детей в школу, с использованием педагогический анализа социального развития людей с множественными нарушениями «Социограмма» (РАС) (по Гюнцбургу) и таблицы сенсомоторного и социального развития Эрнста Кипхарда. Для оценки актуального и потенциального уровня развития детей данного диагностического инструментария было не достаточно в связи с этим в дальнейшем в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся возник вопрос об адекватном подходе проведения диагностики с детьми с ТМНР и умеренной умственной отсталостью. При проведении диагностических процедур необходимо соблюдение принципа единства и коррекции с учетом функционально-уровнего подхода, в соответствии с особенностями социально - личностного развития обучающегося, а именно протекания адаптации, этапов формирования игровой деятельности, развитие коммуникативной способности, эмоционального развития, самооценке и межличностных отношений и т.д. Тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи с момента поступления ребенка в школу и на всем протяжении обучения.
Хотелось бы отметить тот факт, что с 2017 по 2021 год в школе обучающихся с тяжелыми нарушениями развития неуклонно растет, поэтому методическое обеспечение диагностической работы его пополнение, обновление в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса становится чрезвычайно необходимым.
При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике школьников, в них не достаточно полно рассматривается изучение личностных особенностей детей школьного возраста с умственной отсталостью, при этом не представлено методическое оснащение и формы отражения результатов диагностического обследования в специальной (коррекционной) школе, в основном диагностические материалы направленны на определение актуального познавательного уровня развития, данную сферу в развитии детей в школе изучает дефектолог.
Для подбора диагностического инструментария в течение 2 лет с обучающимися в наиболее доступной форме проводилась апробация многочисленных игровых методик, наблюдений, универсальных технологий по изотерапии. Одновременно в различных источниках литературы изучались диагностические критерии, показатели и оценки личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.. На данном этапе было подтверждено, что процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании игровой и изотерапии.
В итоге для проведения всестороннего и комплексного обследования детей разного возраста и уровня развития с ТМПР и умеренной умственной отсталостью разработан и адаптирован к применению диагностический комплект.
В содержании диагностического комплекта включены методики, позволяющие дифференцировать возникающие трудности в эмоционально-поведенческой сфере, связанные с течением периода адаптации, либо незрелостью отдельных высших психических функций. Способствуют определению типа самооценки, причин затруднений в формировании коммуникативных умений, нарушений в межличностных отношениях со сверстниками, с взрослыми (педагогами, родителями) и т. д. Качественные результаты позволят своевременно улучшить коррекционно-развивающие подходы во время занятия, оптимизировать психологический климат, помогают в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание индивидуальных личностных особенностей детей позволяет организовать оптимально комфортное развивающее пространство во время групповых занятий, обеспечить актуализацию потенциального личностного развития детей и более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы в развитии и воспитании обучающихся с умственной отсталостью.
В диагностический комплект входят практические материалы (методики, тесты, протоколы и карты наблюдения и стимульный материал) направленные на изучение личностных особенностей развития детей школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с 7-18 лет.
1) схема наблюдения и индивидуальной беседы;
2) карты наблюдений в адаптационный период в школе;
3) определение уровня развития игровой деятельности;
4) определение типа самооценки;
5) выявление уровня вербальных и невербальных средств общения;
6) диагностика межличностных отношений в классном коллективе;
7) изучение особенностей эмоционального развития и эмоционального благополучия детей в классе.
Кроме того, для проведения диагностических наблюдений и процедур с применение игровых и изобразительных технологий с детьми с ТМНР, были взяты частично показатели адаптированной методике «Социограмма» и методика Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью» были объединены в таблицы индивидуальную диагностическую карту, с использованием которой происходит отслеживания формирования навыков и умений 2 раза в год контакт (речевой, жестовый, мимический), с детьми и взрослыми, эмоционально-волевое развитие, особенности и регуляция поведения, предпосылки к учебной деятельности, содержание «учебного поведения», реакция на оказание помощи, виды помощи, предметная и игровая деятельность, ориентировочная реакция в помещениях и реагирования на людей, особенности развития памяти и мотивация в течение всего периода психолого-педагогического сопровождения.
Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном-личностном развитии.
Система оценки достижений личностных результатов производится 1 раз в начале учебного года при проведении диагностических процедур на новом возрастном периоде.
Система оценки:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4– выполняет самостоятельно по словесной инструкции.
5– выполняет самостоятельно по вербальному заданию
Оценка достижений проводиться на основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся на обучающихся ТМНР в индивидуальную карту развития обучающегося, а в сводные таблицы на класс заносятся индивидуальные показатели с умеренной умственной отсталостью, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...
Доклад «Коррекционно- развивающие технологии в работе учителей, обучающих с умеренной умственной отсталостью»
Доклад на педагогическом совете школы. В статье говорится о том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические техноло...
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1дополнительного класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)
Рабочая программа по предмету "Человек" для 1 класса...
Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслужи...
Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...
Методический комплекс коррекционно-развивающих программ направленный на формирование социально-личностной сферы обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет
Цель: Создание условий для гармоничной и естественной социализации личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.Основные задачи:1.Способствовать оптимизации эмоционального состояния и повед...
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения
В данной статье подробно рассказано о развитии коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения...