Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
статья на тему
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является социализация умственно отсталых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
"Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности".
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является социализация умственно отсталых детей. Сегодня я хочу познакомить вас с опытом своей работы по данному направлению.
В составе обучающихся моего класса находятся дети с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР (тяжелыми и множественными нарушение развития), нарушением поведенческой и эмоционально-волевой сферы, нарушением зрительного анализатора.
Первые годы обучения в школе были очень сложными. У многих мой обучающихся навыки самообслуживания были сформированы очень слабо. Дети не умели самых элементарных вещей: самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, мыть руки, самостоятельно принимать пищу, держать в руках ложку и любой другой предмет. И поэтому, такие мероприятия как: переодевание на физкультуру, посещение туалета, принятие пищи для нас представляли большую сложность.
При нормальном развитии ребенок к двум годам уже может самостоятельно осуществить действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. А у ребёнка с тяжёлым нарушением интеллекта освоение данных навыков растянуто во времени. В тоже время, родители детей с нарушениями в интеллектуальном развитии редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте девяти - десяти лет приходится кормить, одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что они не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации. А многие родители откладывают начало коррекционной работы, считая, что с возрастом дети сами разовьются, и с ними будет легче заниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости ребёнка присоединяется педагогическая запущенность, что ещё более усложняет процесс воспитания и обучения.
С чего начинать в первую очередь? Очень сложно ответить на этот вопрос, потому как всё важно. План действий подсказали сами дети. Я стала исходить из их возможностей, имеющегося потенциала. Всегда нужно правильно расставить приоритеты. Поэтому моим приоритетом стало - что умеет делать ребёнок, не забывая о зоне его ближайшего развития.
Свою работу я начала с обследования детей. Мне необходимо было узнать, что умеют делать дети, какие навыки и умения у них сформированы. Проведённый мониторинг на начало школьного обучения (наблюдение за организованной деятельностью детей, анкетирование родителей, специальные диагностические задания) показал, что степень сформированности гигиенических навыков и навыков самообслуживания у них на крайне низком уроне, и многие из них нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Из общего количества обучающихся предложенные задания смогли выполнить:
- закатать рукава - 33%,
- смочить руки - 50%,
- взять мыло, намыливать до появления пены - 16.6 %,
- смыть мыло - 16,6%,
- сухо вытереть руки - 16,6 %,
- пользоваться расчёской - 33%,
- пользоваться носовым платком - 6,3%,
- пользоваться туалетом 83%,
- есть ложкой 50 %
имеют нарушение общей и мелкой моторики 96%
Проведённый мониторинг показал, что большая часть детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к началу школьного обучения не владеет навыками самообслуживания и гигиеническими навыками и имеют грубые нарушения мелкой и общей моторики.
Это определяет актуальность специальной работы по формированию навыков гигиены и самообслуживания с данной категорией обучающихся и её практическую значимость.
Самой важной задачей для себя я определила научить детей элементарным практическим навыкам самообслуживания: научить их есть, умываться, пользоваться мылом, одеваться и раздеваться, что так необходимо в жизни.
Решению этих задач способствовали уроки: "Предметно- практической деятельности", СБО ( Социально - бытовой ориентировки), "Самообслуживания".
На уроках предметно- практической деятельности я старалась уделить большое внимание формированию произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, овладению знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению. Прежде чем сформировать какой -либо навык, необходимо было научить детей правильно действовать с различными предметами (с мылом, крупой, посудой, ложкой, вилкой, ножом). На уроках в этих целях применялись специальные упражнения и игры по развитию моторики и координации движений с водой : переливание воды двумя руками с использованием стаканчика, ложки ; купаем куклу, пускаем лодочку, достаём со дна тазика затонувшие предметы, пересыпание крупы двумя руками, с использованием ложки, стаканчика , сортировка различных круп; игры с мыльными пузырями, мылом.
Данные виды работ, которые отрабатывались на этих уроках, затем широко применялись на других уроках, а также в повседневной жизни.
А на уроках СБО свою работу проводила по следующим разделам:
- Навыки гигиены тела;
- Навыки одевания раздевания;
- Навыки приёма пищи;
- Навыки приготовления пищи;
- Навыки культурного поведения;
- Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.
На первом этапе работы, необходимо было создать обучающую среду для детей. Наша задача с родителями была окружить детей предметами быта и их копиями - игрушками, которые использовались во время игр и специальных упражнений, направленных на освоения определенного навыка. Благодаря помощи родителей для данных уроков в класс было приобретено: различные наборы детской посуды, одноразовой посуды, емкости разной величины, тазики, контейнеры, коробки, банки, детская бытовая техника, различные наборы круп, санитарно - гигиенические принадлежности, дидактические игры и пособия доски для застегивания пуговиц, картины и т.д.
Следующим этапом, явился отбор методов и приемов работы. Изучив, специальную литературу по данной теме я для себя отобрала следующие методы и приемы:
1.Игровые приемы.
Процесс овладения навыками самообслуживания должен проходить в игре. Для этого использовала игровые приемы и задания ( "Накорми, одень, уложи спать куклу ", «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы и т.д ), знакомила детей с примерами из художественных произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе».
2.Детальный показ и подробное объяснение. Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия. Первоначально навыки отрабатываются «рука в руке» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему
3.Выделение способа и порядка выполнений действий -алгоритм.
Сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма.
4.Многократные упражнение детей и контроль. Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности
5. Использование в виде помощи инструкций, памяток – напоминаний.
Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям, наглядным инструкциям - напоминаниям.
6.Система поощрения. Использование системы поощрений (пищевое -конфета, любимое занятие -просмотр мультиков).
7.Самостоятельное выполнение действий в процессе дидактических игр.
8. Закрепление навыка в процессе повседневных режимных моментов. После отработки навыка в процессе дидактической игры переходить к закреплению навыков в процессе повседневных режимных моментов
9. Пример взрослых. Отработка навыка дома с родителями.
Родителями, при этом не только отрабатывать навык до автоматизма, советую привлекать детей к помощи в простых бытовых делах (тереть на тёрке овощи, сложить грязное бельё из корзины в стиральную машину; переложить чистое бельё из машины в таз; , достать газету из почтового ящика).
Постепенно шаг за шагом у моих детей стали формироваться навыки саообслуживания. Они научились мыть руки, умываться, вытирать руки на сухо, переодеваться на физкультуру, самостоятельно есть ложкой.
В третьим классе, на уроках СБО мы стали знакомится с продуктами питания и учились самостоятельно приготавливать из них простейшие блюда. Если в первом классе дети брали в рот и ели абсолютно всё, что им попадет в руки (пластилин, карандаши, игрушки, песок, муляжи, тетради, краски), то став старше они узнали, что лучше и вкуснее всё -таки есть продукты питания: овощи, фрукты, булочки, бутерброды, конфеты и т.). Еда для них стала главным мотивом к деятельности. Ради её они готовы были сделать всё, выполнить любое задание, чтобы получить заветную булочку или конфетку, или услышать слова "пойдемте есть в столовую".
И конечно уроки СБО, где мы учились готовить проходили на "ура!". Сначала мы знакомились с правилами гигиены при приготовлении пищи. (Навык мыть руки перед едой и при работе с продуктами был сформирован у всех). Учились выполнять простейшие операции с продуктами питания. Выполняли специальные упражнения: мыли овощи и фрукты, очищали от скорлупы яйца, чистили варенные овощи, натирали на тёрке овощи, сыр, учились резать хлеб, нарезать кольцами и полукольцами овощи, фрукты, колбасу, намазывать на хлеб масло, сыр, шоколадную пасту, я точно уверена в том, что мой дети от голода не умрут, они смогут приготовить себе простейшую еду. Уроки СБО способствовали сплочению дети, выработки у них навыков социально-приемлемого и культурного поведения. Если в 1-2-х классах организовать чаепитие с моими детьми было просто не возможно. За столом не сидели, всё хватали руками, то теперь у нас на каждый праздник, день рождения проходят классные чаепитие совместно с родителями, мы вместе с детьми посещаем места общественного питания: пиццерии, кафе .
Очень важно, формируя навыки самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР , воспитывать и навыки культурного поведения. Даже нормально развивающийся ребёнок, если он избалован, капризен и груб, производит неприятное впечатление. Воспитание же правильного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Нельзя допускать, чтобы ребёнок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей (комнате), брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к длительным беседам, поучениям, так как он попросту не поймёт их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определённых случаях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путём многих упражнений ребёнок приучается, например, мыть руки перед едой, благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют ребёнку с (ОВЗ) в определённой степени приспособиться к окружающей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельнос...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в
Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...
Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса
Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...
Рабочие программы для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).
Рабочие программы по учебным предметам разработаны на основе:- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями зд...