Мастер-класс "Критериальное оценивание как инструмент саморазвития"
статья

Гончарук Елена Анатольевна

Конкурсное испытание "мастер-класс" муниципального конкурса "Учитель года 2020"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление

людей быть оценённым по достоинству».

У. Джеймс

Приветствие

Слайд 1

Слайд 2

    Дорогие коллеги, с интересом и волнением ждала встречи с вами. Очень хочется поделиться с вами своим опытом.

    Я работаю в начальной школе, и мои ученики – это еще совсем маленькие дети, для которых ситуация успеха, быть успешным всегда и во всех направлениях, на много важнее, чем чему я научился и как качественно.

    Поэтому и в работе я выбираю технологии, приемы которые направлены именно на успешность ученика относительно себя самого, т.е. на саморазвитие.

    Тема моего мастер-класса звучит следующим образом: «Критериальное оценивание как инструмент саморазвития».

     В качестве эпиграфа как нельзя лучше подходят слова американского философа и психолога 19 века Уильяма Джеймса «глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценённым по достоинству».

   Сегодня я хочу раскрыть Вам смысл критериального оценивания и помочь вам на себе ощутить его функциональность.

1

Определение проблемы

Слайд 3

Слайд 4

  1. Уважаемые коллеги, на листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, бабочку.
  2. Оцените свою работу по «5»-балльной системе.
  3. Оцените работу своего соседа слева по «5»-балльной системе.
  4. Легко ли было поставить оценку? Было ли ощущение… «ну пусть будет…»
  5. Чем вы руководствовались при выставлении оценки?  (совпадением с собственным художественным вкусом). Вкусы обязаны совпадать??? (вовсе нет)
  6. Сегодня  при оценивании рисунка вы должны руководствоваться следующими критериями: ….  (ставим + если…). Кто набрал максимальное количество баллов?
  7. Возникает оправданный вопрос - почему именно эти критерии?

У меня вполне конкретная цель - чтобы ваша бабочка была похожа на настоящую бабочку, а не на батон с крыльями.

  1. Скажите, а если бы вы заранее знали критерии  оценивания, смогли бы вы им соответствовать и нарисовать настоящую бабочку? (Думаю, да)

   

2

Причина выбора и актуальность выбранной технологии

Слайд 5

Слайд 6

   Пример  с бабочкой наглядно демонстрирует отличие традиционной оценки от критериального оценивания. Традиционная оценка исправляется пост-фактум, если работа не соответствует идеалу, в то время как критерии задают ученику формат работы, изначально повышая ее качество.

    Критериальное оценивание отличается от традиционного еще и тем, что критерии суммируются при  подведении итогов, а у традиционной оценки есть  некий максимум, от которого за  допущенные ошибки баллы отнимаются. А это далеко не мотивация.

Почему же все таки не традиционная оценка, а критериальное оценивание?

  • Оценка относительна. Она не всегда понятна учащимся, родителям и педагогам.
  • Оценки не дают представлений об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы.
  • Оценка не мотивирует к обучению, а превращается в некий «кнут».
  • Критериальное оценивание призвано формировать положительную мотивацию, поддерживать успешность школьника, снижать тревожность.
  • Отслеживается эффективность изучения учебной программы.
  • Оцениваться может только то, чему учу, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
  • Ученик получает возможность сравнения собственных достижений с эталоном.
  • Критериальное оценивание позволяет контролировать саморазвитие ребенка, ставить собственные цели и задачи.

 Вызов времени состоит в том, чтобы ребенок научился эффективно и быстро учиться, осваивать новое. Научить учиться – это задача школы. А это один из ведущих навыков  «soft skills» - «Мышление «результатами» и «процессами».

    Сегодня нужны эффективные программы для разных категорий детей, причем учитывающие личные образовательные потребности и амбиции ребенка, его индивидуальные способности и возможности, сильные и слабые стороны. При этом, индивидуализацию я понимаю, как способность осознавать себя, свои возможности и свои потребности.

Поэтому, считаю своей первостепенной задачей научить детей (а сегодня и вас) ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Уверена, что используемая мною технология критериального оценивания является тем инструментом, с помощью которого не только ученик, любой человек сможет саморазвиваться.     

3

Способы реализации технологии

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

    Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание.

Мы неустанно воспитываем детей, оцениваем их уровень воспитанности, родителей да и коллег. Ребенок точно знает, что нужно быть воспитанным. А вот знает ли ребенок насколько уже воспитан и к какому эталону нужно стремиться?

     А. С. Макаренко определил воспитание как создание (выработку) устойчивых привычек поведения. 

    Предлагаю в парах или группах составить список критериев, по которым ученик сможет оценить уровень своей воспитанности.

Результат:

  • Я здороваюсь (прощаюсь) с людьми.
  • Я умею поднимать руку и отвечать с разрешения учителя.
  • Я не перебиваю говорящего.
  • Я умею слушать.
  • Я не бью слабых (малышей, девочек, животных и т.п.).
  • Я не оскорбляю других людей.
  • Я кушаю молча.
  • У меня в портфеле порядок.
  • Я  аккуратно складываю свои вещи.
  • Я умею договариваться с детьми в игре, в работе.
  • Я бросаю мусор в положенное место.
  • Я не повышаю голос.

4

Место технологии в учебном процессе

Слайды 10, 11, 12, 13

    Такие привычки я часто формирую посредством квестов. Они привносят  в учебный процесс движение, удовольствие и возможность совершенствования в разных видах деятельности. Ребенок учится принять себя как личность со своими  собственными уникальными задачами и большим потенциалом.

   Благодаря технологии критериального оценивания можно решать различные педагогические задачи: предметные, снимать напряжение при обучении и усвоении материала, улучшать интеллектуальные возможности ребенка, активизировать личностное развитие.

        В своей работе я  использую листы достижений, в которых ученики и родители видят все критерии, формирующие в дальнейшем отметку по данной теме. Обеспечивается  обратная связь между учителем, учеником и родителями, прозрачность и объективность отметок.

    Обратную связь значительно усиливает цифровизация образовательного процесса. Работа в электронном журнале, в образовательном онлайн - ресурсе «Я-класс» позволяет комментировать выполнение конкретных видов заданий, давать рекомендации по устранению пробелов в знаниях.

5

Функциональность технологии

Слайд 14

Слайд 15

Взаимопонимание – основа отношений в коллективе, это мирное средство преодоления конфликтов, это основа дружбы и семьи. Для каждого из нас очень важно и ценно достичь взаимопонимания  с родителями, детьми, супругами, родственниками, учениками и их родителями.

На минутку отстранимся от школы и оценим ваши старания в формировании взаимопонимания в семье. Итак, цель – взаимопонимание с конкретным человеком. Критерии (ставим +) :

  • Я часто хвалю.
  • Я  делаю комплементы.
  • В общении я регулярно использую метод активного слушания.
  • Я ТОЧНО знаю, что нужно уставшему человеку для быстрого восстановления сил.

    Скажите, в момент оценивания себя вам захотелось совершить какие-то действия?

      Если вы действительно хотите достичь взаимопонимания, исходя из данных критериев какие ЗАДАЧИ  на сегодня вы поставите себе?

  • Похвалить или сделать комплемент. Пока меняется докладчик, возьмите телефон и сделайте шажок к взаимопониманию)).
  • Познакомиться с методом активного слушания.
  • Спросить своего близкого человека (пошагово)  что вы должны делать или, наоборот,  чего вам не нужно делать, когда этот человек приходит домой уставший, чтобы он смог быстро восстановить свои силы.

Критериальное оценивание задает импульс к конкретным действиям, тем самым способствует саморазвитию.

6

Результативность

Слайды 16, 17

       Критериальному оцениванию, выбранному мною, предшествовал тематический контроль, которым я увлеклась с 2007 года. Впервые проанализировав не оценки учеников, а ошибки детей в контрольной работе, я увидела собственные ошибки в преподавании. С тех пор в «моем» журнале накопительная система знаний и умений каждого ребенка по каждой теме. Вначале я это делала исключительно для себя, позже стала  озвучивать критерии оценивания детям и родителям и пришла к выводу, что это мощнейший рычаг к повышению качества образования.

    Качество обучения учеников моих классов стабильно высокое, причем оно не снижается с переходом детей в основную школу.

    Четкие критерии оценивания значительно снижают тревожность детей. В классе уже сейчас не осталось детей, которые бы боялись выступать публично с сообщением.  

Методическая работа по распространению опыта

     Технология в моей практике уже продолжительное время, однако, с нею я знакомила только коллег моего корпуса на методическом семинаре. Эта встреча прошла на высоком уровне заинтересованности. И вот сегодня делюсь с вами.

Слайд 18

Удачи всем и успешного саморазвития!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Критериальное оценивание как инструмент саморазвития» Конкурсное испытание «Мастер-класс» в рамках муниципального этапа конкурса « Учитель года - 2020» Гончарук Елена Анатольевна у читель начальных классов МБОУ «Каратузская СОШ»

Слайд 2

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценённым по достоинству». У. Джеймс

Слайд 3

Тема «Бабочка». Критерии оценивания: бабочка имеет голову, грудь, брюшко; на голове расположены 2 усика, хоботок и 2 больших глаза; у бабочки 4 крыла; крылья расположены на грудке; у бабочки 3 пары лапок.

Слайд 5

Почему я «ЗА» критериальное оценивание: Оценка относительна. Она не всегда понятна учащимся, родителям и педагогам. Оценки не дают представлений об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков . Оценка не мотивирует к обучению, а превращается в некий «кнут». Критериальное оценивание формирует положительную мотивацию, поддерживает успешность школьника, снижать тревожность. Отслеживается эффективность изучения учебной программы. Оцениваться может только то, чему учу, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебной цели. Ученик получает возможность сравнения собственных достижений с эталоном. Критериальное оценивание позволяет контролировать саморазвитие ребенка, учит ставить собственные цели и задачи.

Слайд 6

коммуникация эмоциональный интеллект аргументация мотивация и самомотивация решение проблем и конфликтов сбор информации мышление «результатами» и «процессами» системное мышление Навыки « soft skills »

Слайд 7

А. С. Макаренко , воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения .

Слайд 8

Я умею… Я (делаю)…. Я не (делаю)… У меня…. КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ

Слайд 9

Я всегда здороваюсь (прощаюсь) с людьми. Я поднимаю руку и отвечаю с разрешения учителя. Я не перебиваю говорящего. Я умею слушать. Я не бью слабых (малышей, девочек, животных и т.п.). Я не оскорбляю других людей. Я кушаю молча. У меня в портфеле порядок. Я аккуратно складываю свои вещи. Я умею договариваться с детьми в игре, в работе. Я бросаю мусор в положенное место. Я не повышаю голос … Я не бегаю в коридоре… . КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ

Слайд 14

Тема: «Взаимопонимание в семье» Критерии оценивания личного вклада: Я часто хвалю. Я делаю комплементы. В общении я регулярно использую метод активного слушания. Я ТОЧНО знаю, что нужно уставшему человеку для быстрого восстановления сил.

Слайд 15

Тема: «Взаимопонимание в семье» Критерии Задачи Я часто хвалю. Похвалить . Я делаю комплементы. Сделать комплемент. В общении я регулярно использую метод активного слушания. Узнать о методе активного слушания. Я ТОЧНО знаю, что нужно уставшему человеку для быстрого восстановления сил. Спросить своего близкого человека (пошагово) , что вы должны делать или, наоборот, чего вам не нужно делать, когда этот человек приходит домой уставший, чтобы он смог быстро восстановить свои силы.

Слайд 16

Учебный год Русский язык Математика Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией) Навык чтения вслух Работа с информацией Кач-во Успев-ть Кач-во Успев-ть Кач-во Успев-ть Кач-во Успев-ть I полугодие 2018-2019г.г. (2 класс) 63% 100% 58% 100% 90% 89% 48 % 93 % II полугодие 2018- 2019г.г. (2 класс) 68% 100% 63% 100% 89% 89% 54% 96% I четверть 2019-2020г.г. (3 класс) 67% 100% 67% 100% 89% 89% 61 % 100 %

Слайд 18

Удачи и успешного саморазвития !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание как инструмент мотивации для изучения немецкого языка в начальной школе

Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственны...

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных УУД

Все большую популярность  в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Они являются прообразом для  проектной деятельности и наиболее доступны для детей младш...

Инструменты формирующего оценивания в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Представлен материал о современной образовательной технологии "Формирующее оценивание"....

Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности.            Сегодня я х...

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....

Формирующее оценивание как инструмент повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС.

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирующее оценивание. Критерии и оценки"....