Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных УУД
проект по логопедии (1 класс) на тему
Все большую популярность в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Они являются прообразом для проектной деятельности и наиболее доступны для детей младшего школьного возраста. Решение проектных задач органично вписываются в корррекционную работу учителя-логопеда и позволяют отражать как уровни сформированности метапредметных УУД, так и динамику их становления в отношении каждого обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная задача | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Вандышева А.В., учитель-логопед
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей,
нуждающихся в длительном лечении»
г.Екатеринбург
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Все большую популярность в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Педагогов привлекает то, что, наблюдая за работой детей при решении проектной задачи, можно фиксировать проявления познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Понятие «проектная задача» ввел А.Б.Воронцов.
В своих работах автор указывает, что проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, и переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно. Прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Проектная задача, по мнению А.Б.Воронцова, ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение.
В 4 – 5 классах основной педагогической целью становится выявление у обучающихся способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Введение проектных задач в образовательный процесс существенно влияет на систему оценивания. Прежде всего меняются объекты оценивания. Главной является оценка процесса и только потом оценка самого результата. Последнее осуществляется в форме наблюдения за работой обучающихся и дает информацию о формировании метапредметных УУД. Основными инструментами оценки становятся
экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».
Экспертные листы для оценивания формирования метапредметных УУД у обучающихся
Элементы деятельности обучающихся | Характеристика набранного балла | Ф.И. обучающегося | |
1 эксперт | 2 эксперт | ||
Регулятивные УУД | |||
Активность обучающихся в целеполагании | 0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы | ||
1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно | |||
2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы | |||
3 – был(а) лидером | |||
Активность участия в планировании | 0 – не участвовал(а) в планировании деятельности | ||
1 – участвовал(а) в планировании деятельности, но не активно | |||
2 – активно участвовал(а) в планировании деятельности | |||
3 – был(а) лидером при планировании деятельности | |||
Распределение функций и их выполнение | 0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того, были или не были распределены функции) | ||
1 – ставится в следующих случаях: распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным; имел(а) свое задание, но выполнил(а) иное задание, дублировал(а) работу одноклассников; делал(а) то, что не было предусмотрено планом работ. | |||
2 - распределение функций было, имел(а) и выполнял)а) свою часть работы | |||
Активность в контроле своих действий | 0 - не участвовал(а) в контроле | ||
1 – контролировал(а) свои действия | |||
2 - контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе | |||
Коммуникативные УУД | |||
Участие в презентации | 0 - не участвовал(а) в презентации | ||
1 – незначительно участвовал(а) в презентации | |||
2 - значительно участвовал(а) в презентации | |||
Активность, инициативность обучающегося | 0 - не проявляет активности | ||
1 - проявляет активность, но не инициативу | |||
2 - проявляет и активность, и инициативу | |||
Ориентация на партнера согласованность позиций | 0 - не слушает, перебивает, не учитывает мнение партнера | ||
1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение | |||
2 – внимательно выслушивает партнера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной | |||
Лидерство | 0 - стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью ведомого | ||
1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет | |||
2 - проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде на вторых ролях | |||
Оценка личного вклада (самооценка) | 0 – «почти все сделали без меня» | ||
1 – «я сделал(а) очень много, без меня ничего бы не получилось» | |||
Познавательные УУД | |||
Использование знаково-символических средств | 0 – не запоминает и не использует символы | ||
1 – запоминает и использует не в полном объеме | |||
2- использует, запоминает и соотносит с соответствующим объектом, ситуацией | |||
Навыки работы с информацией (в том числе с ИКТ) | 0 – нет навыков работы с информацией 1 – работа с информацией только с помощью педагога 2 - работа с информацией на высоком уровне (в том числе с ИКТ) | ||
Навыки осознанного чтения | 0 – нет навыков смыслового чтения 1 – понимает основную идею текста, затрудняется в поиске и выявлении в тексте информации 2 – понимает основную идею текста, способен на поиск и выявление в тексте информации | ||
Итого |
Далее составляется сводная таблица учета сформированности метапредметных УУД.
Пример решения проектной задачи «Екатеринбург- зеленая столица». (для обучающихся 1 класса)
Вводное слово учителя-логопеда:
- Какую проектную задачу мы сегодня будем решать, вы узнаете, просмотрев небольшую презентацию. («Экология города Екатеринбурга»).
- Какая проблема затронута в презентации? (дети обсуждают проблематику).
- Сейчас, работая по группам предстоит выполнить проектную задачу, выявить те проблемы с окружающей средой, которые существуют в нашем городе (на примере Чкаловского района).
Задание 1. Прочитайте представленную ниже информацию о предприятиях Чкаловского района г.Екатеринбурга. Назовите их, найдите эмблему и распределите на карте города.
Дети сопоставляют информацию из текста и иллюстрации.
(Завод по изготовлению резинового клея, прорезиненных тканей, шин, транспортных лент, ремней - «Уральский завод резиновых технических изделий»; Комбинат по изготовлению майонеза, маргарина, кетчупа, горчицы, подсолнечного масла, мыла – «Жировой комбинат» и т.п.)
Задание 2. Проблемный вопрос: промышленные предприятия в городе – это хорошо или плохо? Устно обосновать свой ответ, привести аргументы.
Задание 3. Выбрать из предложенных картинок те, которые изображают причины загрязнения нашего города (1 группа), и те, что изображают варианты решения проблемы (2 группа).
Задание 4. Выбрать утверждения-признаки из предложенных, которые раскрывают понятие «Екатеринбург - зеленая столица». Работа по карточкам.
ГРЯЗНЫЙ ДУШНЫЙ ЧИСТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ МРАЧНЫЙ КРАСИВЫЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАГАЗОВАННЫЙ
Задание 5. Соедините между собой фрагменты картинок таким образом, чтобы в результате появился единый экологический плакат-коллаж «Екатеринбург – зеленая столица».
Решение проектных задач очень органично вписывается в коррекционную работу учителя-логопеда и позволяет отражать как уровни сформированности метапредметных УУД, так и динамику их становления в отношении каждого обучающегося.
Используемая литература:
- Интернет-ресурс «Инфоурок».
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/Под ред. А.Б.Воронцова. М., 2011.
- Сайт Центра оценки качества образования: www. centeroko.ru/fgos/ fgos_pub.htm.
- Управление начальной школой №3 (март)/2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»
В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Доклад на тему: "Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов"
Данный материал раскрывает формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов в соостветствии с ФГОС в работе учителя начальных классов....
Цифровой инструмент оценивания "Plickers" или опрос за 30 секунд
инструмент формирующего оценивания...
«Современные технологии смыслового чтения как инструмент достижения метапредметных результатов"
данная статья содержит фрагменты урока для смыслового чтения в современных уроках...
Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий
Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных зад...
Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся».
Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»....