Оценивание как инструмент мотивации для изучения немецкого языка в начальной школе
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Назырова  Голифар Галиулловна
Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственные стандарты по иностранным языкам для 2-11-х классов” предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; умение контролировать и оценивать свою деятельность; учитывать мнение окружающих при самооценке; оценивать свой вклад при выполнении работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazyrova_statya.dok_.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание как инструмент мотивации для изучения немецкого языка в начальной школе

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости,  подъём сил, когда учитель хвалит их. Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственные стандарты по иностранным языкам для 2-11-х классов” предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; умение контролировать и оценивать свою деятельность; учитывать мнение окружающих при самооценке; оценивать свой вклад при выполнении работы в группе. Учить детей оцениванию необходимо уже в  начальной школе, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса. Проблема- неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима. Она  призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку. Учителя оценивают   учитывая  индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, восприятие, речь и др. ). Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение, как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными? Младшим школьникам, изучающим иностранный язык,  нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, система, которая была бы основана на их психологических особенностях, познавательном развитии. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика. Новые базисные учебные программы  предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно- ориентированного подхода,  целью которых является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение иностранного языка  вводится со второго класса.  Процесс оценивания является одним из факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение. Оценивание  как средство мотивации младших школьников к изучению иностранного языка имеет немаловажное значение. Поэтому, уже с первых уроков я приучаю детей к различным видам оценивания своих достижений: самооцениванию, групповому оцениванию. В работе имеется трудность - вовлечение младших школьников в процесс оценивания своей деятельности на уроке и дома. Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. « Новые стандарты» предполагают: объективное оценивание своих достижений; овладение навыками контроля и оценки своей деятельности; учет  мнения окружающих при самооценивании; оценивание личного вклада при выполнении групповой работы.  Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность. Младший школьник  хочет быть положительно оцененным на каждом уроке, ему необходимо видеть свой прогресс и получать похвалу учителя. Как учителя мы ответственны за успехи детей перед самими учениками, их родителями, школьной администрацией. Кроме того, знать, что умеет и знает наш ученик необходимо и нам самим. Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению иностранного языка. Процесс оценивания является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Если принять во внимание то, что мотивационные цели важнее содержательных на начальном этапе обучения , то становится понятным, что прежде всего у младших школьников оцениванию подлежит содержательная сторона языка, а не грамотность его использования детьми. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами.  Следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации. Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен умело сочетать все виды оценивания: формальное оценивание ( выставление отметок); неформальное оценивание ( поощрение); самооценивание( групповое оценивание). Неформальное оценивание-это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. Важно  заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это портфолио-один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов и др.. Портфолио  информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить. Портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.  Самооценивание- это  оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. Групповое оценивание - это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Формальное оценивание -выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области. При обучении немецкому  языку младших школьников  вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся. В эти годы закладывается интерес к языку. Разные виды и формы оценивания позволяют ученику не бояться её. Успешно оцененные дети открыты для разнообразных и значимых знаний по всем видам речевой деятельности, для общения на языке и для практического его использования. Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить, читать, слушать и писать на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы мотивации для изучения немецкого языка

Как можно вызвать интерес  у учащихся в младших классах к изучению немецкого языка?  Какие методы можно использовать на уроках для эффективности учебного процесса?...

"Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению немецкого языка в начальной школе"

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн...

Дополнительное образование как средство мотивации к изучению английского языка в начальной школе

Мультимедийная презентация, содержащая методическую разработку по данной тематике...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"....

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.

Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...

«Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»

laquo;Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»...

«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом является формирование универсаль...