ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
учебно-методический материал
Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД: « ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНКЛЮЗИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях — относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы в рамках мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации определяет необходимость распространения моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. В настоящее время в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов.
Требованиями стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования являются:
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной и начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
- обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Причинами возникновения особых образовательных потребностей у ребёнка могут быть разнообразные факторы: сенсорные, физические, интеллектуальные и эмоциональные. Выражаются они в трудностях в достижении прогресса в соответствии со школьной программой; в приобретении физических и социальных навыков, соответствующих их культурам, а также в формировании адекватной самооценки. Особые образовательные потребности могут быть как достаточно выраженными, так и незначительными, отражать физиологические и средовые факторы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо говорить о нескольких основных субъектах инклюзивной практики. Основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы. Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования, приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети, окружающего нашего включаемого ребенка, не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие нейтральны — он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные проявления для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители включаемого ребенка и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения; для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПК.
Коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования — педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Цель системы сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей c ОВЗ направлено на создание таких условий, которые способствуют успешной социализации и адаптации обучающихся, а также их личностному развитию и саморазвитию. Ребенок с ОВЗ получает возможность развивать собственный внутренний мир, строить отношения с другими детьми. Если система сопровождения выстроена с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики психофизического нарушения, то формируется коррекционно-образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию личности школьника. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка (ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии);
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: обеспечение готовности к школе, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- психологическое обеспечение воспитательно-образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.
Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики.
Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах:
- как профессиональную деятельность педагога, педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
- как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;
- как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
- как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;
- как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
1.Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке с ОВЗ и проведения диагностического исследования.
2.Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
3.Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка с ОВЗ, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
4.Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
5.Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка с ОВЗ. Ответ на вопрос: Что делать дальше?
Исходя из вышеизложенного, под психолого-педагогическим сопровождением воспитательно-образовательного процесса понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка с ОВЗ, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения и воспитания, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Под технологиями обучения в условиях инклюзивного образования понимаются технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Выделяются три группы инклюзивных технологий: организационные, педагогические и психотерапевтические.
Я остановлюсь на организационных технологиях.
Организационные инклюзивные технологии.
Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса, включающие технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.
1. Технологии проектирования и программирования: технологии проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка с ОВЗ; проектирование учебного занятия; проектирование формы воспитательной работы с учащимися с ОВЗ; технология проектирования комплексной формы воспитания школьников, технология проектирования адаптированной основной образовательной программы (АООП); проектирование рабочей программы по учебному предмету проектирование программы воспитания и социализации школьников с ОВЗ; программирование внеурочной деятельности детей в условиях инклюзивного образования.
2. Технологии командного взаимодействия учителя и специалистов.
3. Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды. Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерной образовательной средой является доступная среда для детей-инвалидов, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Безбарьерное образование — основа развития инклюзивной практики в образовательных учреждениях, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Уважения достоин каждый ребенок, поэтому он может и должен учиться в общеобразовательном классе, а работа по созданию комфортных условий обучения является важным этапом для безбарьерного получения образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»
Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.
Выступление на семинаре....
Деловая игра "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве"
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.• Изменения во...
Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве
laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он действует, работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо...
Статья. Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество.
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ» (умственная отсталость и РАС)
В данной статье приведены две категории детей с ОВЗ и их образовательные потребности....