«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»
статья на тему
Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения нового качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества, обеспечение государственных гарантий доступности качественного специального образования становится особенно актуальным для современной системы специального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_puz_lyudmila_aleksandrovna.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхопенская СОШ им.М.Р.Абросимова»
Ивнянского района
Белгородской области
Тема: «Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве».
Пузь Людмила Александровна
2016
Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения нового качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества, обеспечение государственных гарантий доступности качественного специального образования становится особенно актуальным для современной системы специального образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный региональный социум.
Интегрированное обучение – это обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми.
В основе технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся, образцы для своего роста и развития, в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные неуспешные классы.
Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья».
Интеграция детей с ОВЗ в сообщество своих ровесников, имеющих норму развития – это закономерный этап развития специального образования, обусловленный качеством отношения общества и государства к детям с ОВЗ, признанием их прав на обучение в сообществе своих ровесников.
Интеграция, в свою очередь, имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с ОВЗ не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.
Положительные стороны интегрированного обучения:
- в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
- успешнее формируется учебная мотивация;
- адекватнее формируется самооценка;
- позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
- учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
- позволяет получать равные возможности для обучения.
Трудности в переходе к интеграции связаны с:
- чрезвычайно динамичной социокультурной ситуацией не только в регионах, но и в стране в целом;
- несоответствием традиционных технологий управления современным процессам развития в сфере образования и других общественных сферах.
Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку.
Анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений показало достаточно пессимистичный настрой на совместное обучение здоровых и детей с ОВЗ. Около 50% педагогов считает, что снизится качество обучения, ухудшится дисциплина школьников и меньше внимания будет уделяться здоровым детям.
Нежелание педагогов работать с детьми с ОВЗ объясняется следующими причинами:
- учитель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;
- он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;
- педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.
Несмотря на все проблемы и сложности, следует констатировать, что процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение в России набирает обороты. В разных регионах страны развиваются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной (коррекционной) и массовой школы, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.
Поэтому чрезвычайно важными условиями для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве являются:
- подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения;
- специальная подготовка и переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения;
- специально организованный учебный процесс с коррекционной направленностью в обучении и психологической коррекции индивидуальных особенностей; в выявлении и развитии имеющихся способностей каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности и общения (физическая культура и спорт, детское творчество, художественная самодеятельность, общественно полезная деятельность и др.);
- налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной; творческой; спортивно-оздоровительной; рекреационной во внеурочное время;
- необходимость повышения квалификации всех членов коллектива без исключения. Каждый педагог должен ясно представлять себе возможности и особенности «включенных» детей. Это защитит интегрированного ребенка и от избыточных нагрузок, и от необоснованных опасений в его несостоятельности;
- толерантное отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с ОВЗ, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится. Для того, что бы процесс интеграции был успешным, эффективным, проводится работа с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ – полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность;
- создание эффективной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Таким образом, реализация интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Литература
- Алёхина С.В., Зарецкий В.К., «Инклюзивный подход в образовании ив контексте проектной инициативы» М. 2010
- Белкин А.С. «Инновационные процессы в образовании» М. 2007
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М. 2008
- Коноплёва А.Н. «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» Минск 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"
Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......
Программа «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».
Содержание программы.· Введение.· Пояснительная записка.·...
Публикация в сборнике "Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Тема: "Музыкально-ритмическая деятельность в СКОУ VIII вида"...
Презентация 2018 г. "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве через систему партнёрства школы и родителей."
В помощь учителю начальных классов, педагогу-психологу....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве.
Представлен материал о обучении детей с ОВЗ в общеообразовательной школе....
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...