Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kult.zdorovya.docx | 21.48 КБ |
kultura_zdorovya.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве
Подготовила Дуванова Е.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ «Специальная школа-
интернат с.Дмитряшевка»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он действует, работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
Ж. Ж. Руссо
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
Школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.
Чтобы сформировать у детей культуру здоровья, нужно рассматривать не только физиологический, но и психологический, нравственный аспект здоровья.
Можно выделить следующие критерии сформированности культуры здорового образа жизни:
- отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
- наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- сформированность гигиенических навыков и привычек;
- наличие физической и умственной активности;
- умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
Культура здоровья младших школьников – это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.
Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания школьника. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:
- снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;
- нарушение структуры и режима питания - отражает снижение культуры питания;
- нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;
- возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек;
- снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни вызывает необходимость целостно перестроить весь блок педагогических подходов к построению содержания и методики школьного образования на принципах аксиологии здоровья.
Работая с детьми много лет, отмечаешь, что в последнее время здоровье детей резко ухудшилось. Дети приходят в 1 класс имея хронические заболевания. В классах здоровых детей 2-3 человека. Невольно приходишь к такому выводу, что необходимо, начиная с 1 класса, вести работу по формированию у детей культуры здоровья и основ ЗОЖ.
В своей работе с детьми большое значение я уделяю микроклимату в классе, ведь ребеноктолько тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники;
- а так жене менее важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока;
- оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль т.к.
общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал;
- подача материала в доступной, понятной форме, с учетом его возрастных особенностей;
- наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес учащихся:
- смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости;
- и среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе
большое значение имеют физические упражнения.
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
- физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Физкультминутки должны быть обязательно разнообразны.
Но и нельзя забывать про прогулки (в любое время года).
Я считаю, что работа, направленная на формирование ЗОЖ эффективна и дает положительный результат. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он действует, работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Ж . Ж. Руссо
Культура здоровья С овокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).
Сегодня много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой жизни и поведения каждого человека ...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»
Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....
Деловая игра "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве"
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.• Изменения во...
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для...