Статья. Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цомкало Татьяна Ивановна
Воспитатель класса «Особый ребёнок»
ГБОУ школа №7 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, проблемы, современное общество.
В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей- инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология, и т. д.
В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» – это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не приемлемо. В европейских странах никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По-моему, это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.
Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а
инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Непонимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.
Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.
Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – проблема образования таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.
Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.
Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда
отвечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реабилитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Для реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ребенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилита ционных мероприятий, внутрисемейных отношений.
Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной частью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья – это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…
Список литературы
- Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья. Психологические основы. – М.: Гуманит. Владос, 2003. – 386 с.
- Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №2 (9). – С. 274–277.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Программа «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».
Содержание программы.· Введение.· Пояснительная записка.·...
Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....
Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...