Деловая игра "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве"
методическая разработка

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных    запросов, которые предъявляются современному обществу.

•         Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

•         Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

•         Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

•         Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

•         Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть     постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание МО учителей начальных классов

МОУ «Благоевская СОШ» на тему:

 «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья обучающихся, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении

Задачи: 

  • анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательную деятельность;
  •  изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у обучающих;
  •  развитие у преподавателей потребности в сохранении собственного здоровья;
  •  знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и обучающимся.

Актуальность темы:

•         В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных    запросов, которые предъявляются современному обществу.

•         Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

•         Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

•         Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

•         Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

•         Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть     постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность

На сегодняшний день по итогам медицинского обследования было выявлено, что распространенными хроническими заболеваниями среди обучающихся школы являются болезни сердечно-сосудистой системы – II человек,  на II месте нарушения опорно-двигательного аппарата

(нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие) – 9 человек, на III месте ЖКТ – 7 человек , зрение - 5, и прочие .

Итак, по школе практически здоровых 3 человека (6,5%), имеют патологии 43человека (95,5%)

                                                     Этапы  игры

  Методы и приемы.

   Описание работы.

1.

Вступление. Деление на творческие группы «1 класс», «2 класс», «3 класс», «4 класс». Представление экспертной группы. Изготовление визитных карточек.

Тренинг «Хорошее настроение»

Сообщение.

 Практ. работа

Обеими руками возьмитесь за сиденье стула, с силой потяните его вверх. Сосчитайте до 6, опустите руки, расслабьтесь. Повторите упражнение еще 2 раза. Вы сняли излишнее напряжение.

2.

Определение темы игры.

Сегодня мы поговорим о культуре здоровья, путях ее формирования у детей и педагогов.

Участники называют тему сами, анализируя высказывания и афоризмы, записанные на доске.

Изготовление скульптуры «Символ здоровья»

Сообщение эксперта Т.Резниченко «Здоровье современного школьника».

Обоснование выбора участниками (выступает первый по алфавиту)

Участники из пластилина изображают ассоциацию, возникшую при слове «здоровье»- коллект. работа. «Скульптуру» устанавливают в середине каждого стола

Эксперт выступает во время коллективной работы.

определимся: что такое «культура здоровья»?

(Обсуждение.) Итак, под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспитания.

Давайте совместно обозначим составляющие культуры здоровья.

          (Обсуждение, во время которого ведущий записывает на доске предлагаемые варианты.)

напишите 4 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья.

          (После выбора педагогов, листы собираются и обрабатываются, 4 выбранные составляющие записываются на отдельных листочках.

Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.

- Вами, уважаемые педагоги, были выбраны следующие составляющие культуры здоровья (перечисление). 

3.

          В это время психолог предлагает педагогам анкету «В какой мере вы подвержены стрессам?», Приложение 1)

Анкета «В какой мере вы подвержены стрессам?», Приложение 1)

Продолжим работу в группах. Вам необходимо разработать и записать «Правила здорового педагога». Чтобы, дорогие коллеги, вам было проще, предлагаем «Советы в помощь педагогу».

          (Каждой группе раздаются листы, ручки «Советы в помощь педагогу», Приложение 2. Время работы – 10 мин. Включается музыка...

          После подготовки происходит обсуждение правил, отбор лучших. В случае слабых предложений преподавателям предлагаются готовые «Правила здорового педагога», Приложение 3.)

А в конце хотелось бы познакомить вас с некоторыми упражнениями, значение которых можно охарактеризовать как «скорую помощь» при нарастании негативных эмоций.

Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

          Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать.
Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий.

Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.

(Раздаются подготовленные материалы.)

Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».

          Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

          - Спасибо, коллеги, за работу!

         

4.

Рефлексия. «Рисуем всех и каждого».

Группа выбирает воздушный шар желаемого цвета из 4-х (красный, зленный, желтый, фиолетовый). На нем рисует «свое настроение». Если участник имеет свое собственное мнение, он выбирает шар самостоятельно.

Собрав все шары, даем характеристику игре.

Образуем группы по школам.

Определение значения цветов:

- красный – активность;

- желтый – удовлетворение;

- зеленый – задумчивость, гармония,

- фиолетовый – грусть, тревога.

Анкета «В какой мере вы подвержены стрессам?»

Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.

1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
2. Спите ли вы по 7–8 часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
6. Курите ли вы?
7. Любите ли вы спиртное?
8. Соответствует ли ваш вес вашему росту?
9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
10. Имеете ли вы твердые убеждения?
11. Регулярно ли вы ходите в театр и кино?
12. Много ли у вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?
16. Находите ли вы время для отдыха?
17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
18. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?
19. Любите ли вы спать днем?

Результаты:

Менее 30 очков – вообще не поддаетесь стрессу.

30–49 очков – легко относитесь к стрессовым ситуациям.

50–74 очка – с трудом справляетесь с ними.

Более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Советы в помощь педагогу

– Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%;

– ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов;

– не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь;

– больше ходите пешком;

– если любите петь, то делайте это каждый день;

– бойтесь попасть в плен к врачам;

– живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра;

– думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;

– не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;

– считайте свои удачи, а не несчастья;

– старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его, прежде всего самому себе;

– активно ищите способы превращения минусов в плюсы;

– отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;

– умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение;

– не задерживайте внимание на недостатках других;

– профилактикой от стресса является чувство юмора;

– помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

Правила здорового педагога

  • Спокойствие, только спокойствие!
  • Относитесь с юмором к себе и ситуации.
  • Всю работу делайте на работе!
  • Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего».
  • Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
  • Будьте оптимистом!
  • Здоровый сон – важное условие вашего здоровья.

Имидж – все: встречают по одежке!

Упражнения для снятия стресса

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 сек.; расслабьте их тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 сек. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 сек., затем расслабьте, тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 сек. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

Список литературы:

  1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979.  
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
  3. Андрюшкина Е.Н., Рзянкина М.Ф. Здоровье детей в образовательном учреждении. Организация и контроль. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2007.
  4. Кравчук Т.А. Организация спортивно-оздоровительных развлечений в дошкольных учреждениях. – Омск: СибГАФК, 2002.
  5. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
  6. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. – Тюмень: «Академия», 2006.
  7. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997.
  8. Оздоровительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие / М.П. Асташина, В.П. Шульпина. – Омск: «Наука», 2008.
  9. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
  10. Правильная осанка – залог красоты и здоровья. Серия «Охрана здоровья – дело общее» / А.Г. Косова. – Омск: ОмГПУ, «Наука»,2008.
  11. Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах образовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. – 2000. 1, 3, 4.
  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  13. Селевко Г.К. Мониторинг здоровья школьников. – Ярославль: ГАЦ, 1998.
  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  15. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – Спб., 1997.
  16. Чтобы ребенок рос здоровым. Серия «Здоровые дети» / Т.П. Зайцева, Т.Б. Ханох. – Омск: «Наука», 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание МО учителей начальных классов МОУ « Благоевская СОШ»

Слайд 2

…потерял – жалко, … потерял – обидно, … потерял – безнадежно.

Слайд 3

Деньги потерял – жалко, время потерял – обидно, здоровье потерял – безнадежно.

Слайд 4

Здоровье есть высочайшее богатство человека. Гиппократ Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. Артур Шопенгауэр Болезни для того и существуют, чтобы бороться за здоровый образ жизни. Тамара Клейман Здоровье – это бесценный дар, он дан увы не навечно , его надо беречь! И.И. Павлов

Слайд 5

Успех в жизни каждого прямо зависит от состояния здоровья. Это все нам с детства пытаются внушить все вокруг. Повзрослев, мы понимаем о пользе здорового образа жизни, но, как всегда, начинаем его “с понедельника”.

Слайд 6

«Символ здоровья»

Слайд 7

Что такое «культура здоровья»?

Слайд 8

Компоненты здорового образа жизни: Правильное питание; Занятие физкультурой и спортом; Правильное распределение режима дня; Закаливание; Личная гигиена; Отказ от вредных привычек И др.

Слайд 9

Анкета «В какой мере вы подвержены стрессам?» Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко , за каждый отрицательный – 5 очков .

Слайд 10

«скорая помощь» при нарастании негативных эмоций

Слайд 11

Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия» Упражнение «Пресс» Упражнение «Конец света»

Слайд 12

Помните, о сохранении вашего здоровья кроме вас самих никто не позаботится Не утренняя зарядка, не часовая физкультура и бег трусцой, а культура труда, отдыха, сна, питания и жизни в целом – всё это есть основа нашего здоровья. Советы в помощь педагогу

Слайд 13

Правила здорового педагога Спокойствие, только спокойствие! Относитесь с юмором к себе и ситуации. Всю работу делайте на работе! Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего». Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе. Будьте оптимистом! Здоровый сон – важное условие вашего здоровья. Имидж – все: встречают по одежке!

Слайд 14

Рефлексия. «Рисуем всех и каждого» Определение значения цветов: - красный – активность; - желтый – удовлетворение; - зеленый – задумчивость, гармония , - фиолетовый – грусть, тревога.

Слайд 15

Рецепт хорошего урока Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков!

Слайд 16

Используемые источники: http://www.thewallpapers.org/photo/40880/Colorful-010.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»

ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...

Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы

quot;Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".              ...

Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он действует, работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо...

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для...