ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка

Волкова Дарья Андреевна

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы младшими школьниками» кандидата педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Л.В.Волкова.

В рецензируемой работе в целях методической помощи учителям начальной школы в процессе изучения проекта ФГОС НОО были рассмотрены личностные результаты через призму следующих вопросов:  «Каковы особенности формулировки личностных результатов в проекте стандартов? Как в проекте стандарта описывают личностные результаты младших школьников? Какие противоречия обнаруживают в описании личностных результатов? Как можно разрешить выявленные противоречия?»

Работа посвящена актуальной теме, поскольку личностные действия направлены на любовь к Родине, на уважение ценности семьи и страны, на умения учиться, соблюдать правила поведения, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни, быть доброжелательным, трудолюбивым, любознательным и, что выделено особо, проявлять интерес к произведениям отечественной и мировой литературы и искусства и именно в младшем школьном возрасте происходит становление личности, именно в этом возрасте ребенок готов к саморазвитию, сформировывается мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловым ориентациям.

В данной работе автор обнаружил и противоречия в описании личностных результатов в процессе изучения проекта ФГОС НОО, изучив противоречия автор нашел решение им. На основе принципов системности, единства и целостности автор разработал таблицу «Соотношение личностных результатов, личностных характеристик, личностного развития в проекте ФГОС НОО» По этой таблице учитель может провести некий анализ, который позволит сделать некоторые выводы.

Оценивая работу в целом можно подчеркнуть, что анализ и понимание проекта стандарта - важный этап в профессиональной деятельности педагога. Данная таблица - некая основа для поиска истины в вопросах изучения проекта и последующих реализаций ФГОС НОО.

Научная статья Л.В.Волковой «Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы младшими школьниками» полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Волкова Дарья Андреевна

гр 401 НК заочное отделение, Челябинский педагогический колледж №1.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

  1. Проанализировав анкеты учителей начальных классов могу сказать о том, что у большей части учителей образование является высшим. Участие в анкетировании принимали учителя как с малым, так и с большим стажем. Самый большой стаж в данном учреждение составил 8 лет.

  2. Методические темы учителей разнообразные, учителя подходят к своей профессии с интересом. Обобщение профессионального опыта учителей находится на высоком уровне.

  3. Формы повышения профессионального мастерства – это, чаще всего, совещания, семинары, «круглые столы», которые имеют между собой много общего. Программа семинара более разнообразна по тематике и формам обучения и включает инструктивно-методические доклады, консультации, практические занятия и тому подобное.

  4. Учителя в МАОУ «СОШ № 98 г. Челябинска» активно пользуются материально-      техническим обеспечением образовательной программы.

  5. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы недостаточно развита у   специалистов, стаж которых менее 7 лет.

  6. Внеурочная деятельность учителя данной школе преуспевает. Качество обученности учеников (в %) в среднем выявлено выше среднего, что говорит о хорошей успеваемости в классах.

  7. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности схожи. По общению с учителями я выявила, что многие родители не уделяют достаточного внимания детям и виноватыми делают классных руководителей (касаемо учебного, а также внеучебного времени).



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №98 г. Челябинска»  Дата основания: 14 июля 1953 года

Точное первоначальное название

Мужская средняя школа № 98 Кировского района г. Челябинска. Первый директор — Кукаркина Александра Антоновна, назначена приказом № 593 ГорОНО 14 июля 1953 года.

Этапы развития школы

50-е годы

Для изучения героического прошлого страны в школе создан кружок «Юный историк». Его бессменным руководителем являлся заслуженный учитель Мирмович Лариса Израильевна, учитель географии, проработавший в школе до 1986 года. За годы работы кружковцами собраны богатые материалы по истории города, страны, которые нашли свое отражение в школьном музее боевой и трудовой славы. Основная часть экспозиций была посвящена воинам — артиллеристам и ракетчикам — ветеранам Великой Отечественной войны. Юные краеведы прошли от Бреста до Владивостока, от Кавказа до Мурманска. Они изучили путь 234 и 238 артиллерийских дивизий, установили имена бойцов, считавшихся пропавшими без вести, участвовали в захоронении их останков, встречались с родственниками погибших. На протяжении этих лет школьный музей пополнялся все новыми и новыми экспонатами.

В течение 12 лет с сентября 1953 по июнь 1965 года коллектив школы возглавляла отличник народного просвещения Кукаркина Александра Антоновна. Под ее руководством школа встала на путь коренного улучшения воспитательной работы, которая объединила школу, семью, общественность. В 50-е годы в школе зародилось «тимуровское» движение. Ребята озеленяли улицы города, следили за их чистотой и порядком, засыпали канавы шлаком и песком, собирали металлолом.

Школа хранит и развивает трудовые традиции тех лет. Сегодняшние школьники участвуют в субботниках, поддерживая чистоту в школе, озеленяют кабинеты и пришкольный участок. Самые яркие воспоминания у выпускников школы связаны с учителем физики Гришкевич Нонной Григорьевной, учителем географии Мирмович Ларисой Израильевной, учителем русского языка и литературы Якимовой Любовью Васильевной, учителем математики Холодилиной Валентиной Андреевной.

60-е годы

В школе создаются ученические производственные бригады, которые помогают колхозам в уборке урожая. За ударный труд школьники были премированы спортивным инвентарем. Традиционными становятся спортивные соревнования в школе. Развиваются и крепнут пионерская дружина и комсомольская организация школы. Лучшая отрядная вожатая школы была награждена путевкой во всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В школе работают кружки электротехники, исторический, театральный, в которых развивались творческие способности ребят. Особое место занимал кружок хорового пения. Ребята, посещавшие данные занятия, на протяжении почти 10 лет становились победителями городских конкурсов. Кроме хорового кружка особую значимость приобрел литературный кружок, который посещали будущие известные люди города. Это Григорий Чертов, журналист заводской газеты «Заводской сигнал», известный в городе художник Игорь Окишев, депутат первого созыва Челябинской Городской думы, бывший заместитель начальника Управления здравоохранения Челябинской области Эдуард Рыбин. Кроме этого, в данное время, в нашей школе обучался директор Трубопрокатного завода Александр Федоров.

Особый след в детских душах оставили учитель истории Гения Абрамовна Ноткина, пробуждавшая в детях самые героические стороны характера будущих защитников Отечества, учитель математики Нина Михайловна Родина, внедрившая в сознание ребят 60-х необходимость математических знаний и их фундаментальное значение в будущем столетии. Самым плодовитым на таланты классным руководителем этого периода была Мирмович Лариса Израильевна. Её выпускники стали известными в городе и стране военными, врачами, учителями, высококлассными рабочими.

70-е годы

Зимой 1976 года начинается строительство спортивной площадки школы. Чтобы сдать школу к началу учебного года, потребовалась помощь учителей, учеников, родителей. Новая площадка школа развивала лучшие спортивные традиции, возникшие в прежние годы. Еще в 50- годы в школе впервые возник легкоатлетический кружок. В 70-е годы его возглавила М. Н. Сергеев. Спортивная команда школы в течение ряда лет занимал призовые места в районных и городских соревнованиях.

Много лет школа гордилась своим хором, которым руководил В. Н. Абрамкин.

Большое внимание в школе уделялось туризму. Москва, Ленинград, Калининград, Таллин, Львов, Киев, Рига — вот далеко не полный перечень городов, которые посетили школьники в эти годы. Только походов по Южному Уралу в 70–80 годы было одиннадцать. Интересным новшеством в 70- годы стали дни самоуправления. Ребята сами выбирали администрацию школы, назначали учителей. С тех пор это вошло в традицию. В это время общим для всего коллектива школы была методическая тема, осуществляемая педагогами школы в воспитательных и учебных занятиях «Индивидуализация в обучении и воспитании школьника».

За 20 лет работы школы были выпущены 1937 школьников. Директором в данный период времени был Вениамин Дмитриевич Статиров. Самые теплые воспоминания об этом времени и школьных учителях мы слышали от выпускников Валентины Александровны Холодилиной, проработавшей в школе с 1970 года по 1982 год. В это время школу закончили известные всему городу люди — Юрий Серов, политический обозреватель ЧГТРК, успешный бизнесмен Александр Рискин, знаменитый не только в России, но и в Европе актер Сергей Власов, заслуженный артист РФ.

80-е годы

Годы празднования юбилеев: 30-летие школы, 40-летие Победы, 65-летие пионерской организации, 70-летие Октябрьской революции. Учебно-воспитательная работа имеет тематическое направление. Школа идет по пути совершенствования учебного процесса и расширения культурных связей. В школе создан компьютерный класс для обучения информатике и другим предметам с использованием компьютерных программ. Трудовые лагеря возникли в школе еще в 50-годы. ЛТО «Радуга», созданный в 1981 году на базе совхоза «Макаровский», являлся одним из лучших в городе.

В течение ряда лет школа поддерживала тесные связи с ровесниками из Азербайджана. Дружба с азербайджанскими школьниками началась в 1984 году, когда школу посетила делегация из города Баку и был подписан договор об обмене школьниками. Дети двух республик СССР знакомились с историей, культурными традициями братских народов.

С 1953 года в школе действует химическое научное общество, которое возглавляла Нина Федоровна Неретина. Благодаря её кропотливому труду были размещены уникальные химические таблицы, а неуспевающих по химии не стало. В школе работал сильный педагогический коллектив учителей начальных классов Минеева Ф.Е. , Аникеева Г.В., Мачехина И.В., Смолина З. В. Детское техническое творчество в это время возглавляла заместитель директора Криворотова З. П. Беззаветная преданность школе заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кузнецовой К.Н. приносит положительные результаты в качественной успеваемости учащихся. Особую роль в усвоении знаний по математике сыграли замечательные педагоги Левина В.Г. и Котляревская Е.И.

Самые известные выпускники в это время — Андрей Пашкин, заместитель начальника областного военкомата и бизнесмен — Вячеслав Гершман, директор ООО «Завод-пластик».

90-е годы

В школе открываются профильные классы: информационно-математический, социально-экономический. С 1995 года команда школы успешно принимает участие в областных конкурсах и олимпиадах по истории и обществознанию. Все участники этих олимпиад закончили исторические факультеты вузов города. В 1998 году команда старшеклассников вышла в финал игры «Безопасное колесо» и «Уральская зарница». Под руководством учителя ОБЖ ученики школы побеждали в конкурсах по ПДД, в котором приняли участие практически все школы города. Наша команда в 1999 году заняла 3-е место в областном туре этого конкурса.

Традиционными становятся в школе уроки России, позволяющие обратиться к истории и постичь красоту родного края, проводимые учителем истории Дорониной Валентиной Федоровной. Особую роль в организации учебного и воспитательного процесса играет директор школы — Селихов Владимир Яковлевич. Его заместители — Утманцева Марина Алексеевна, Никитина Елена Марсовна, Яскевич Ирина Юрьевна и начинающая свою карьеру Мясникова Наталья Евгеньевна, активно внедряют в практику нововведения, связанные с профильным и профессиональным обучением, индивидуальным подходом и приоритетами информационно-коммуникативных методов обучения и воспитания. В это время учителя начальной школы славятся на весь район — Мелузова Людмила Павловна, Шевалдина Людмила Николаевна, Мартынова Надежда Павловна, Дадонова Ольга Владимировна. Особую любовь к химии пробуждает на своих занятиях Тамара Игнатьевна Коликова.

Наши дни

В настоящее время среди школ города Челябинска школа № 98 занимает значимое место.

Современная жизнь школы отличается многообразием форм социально активной деятельности. В 2005 году школа становится победителем в областном конкурсе по организации летней образовательно-оздоровительной кампании в Челябинской области. Директор школы — почетный работник общего и среднего образования РФ Утманцева Марина Алексеевна, создает профессиональный и молодой педагогический коллектив, способный решать любые учебные и воспитательные задачи.

В воспитательной работе особую активность начинают проявлять старшеклассники. В 2001 году начинает свою деятельность органы ученического самоуправления «ДАР» (Деятельные активные ребята). В течении всего десятилетия они являются активными участниками районных и городских сборов лидеров ОУСУ и ДОО школ. Трижды в 2003, 2005, 2008 годах, активисты «ДАР» получают право представлять город Челябинск на Общероссийском слете «Лидер 21 века» (Спиридонова Мария, Дубровская Дарья, Зарытова Нигина). 2006, 2008 годах активисты «ДАР» становятся победителями городского и областного туров общероссийского конкурса «Я — гражданин России!».

Данную работу курируют заместитель директора по воспитательной работе Абатуров Евгений Игоревич и куратор ОУСУ «ДАР» учитель технологии Вершинина Любовь Юрьевна. Особую роль в развитии детской социальной активности сыграли социальный педагог школы Зарипова Альфия Нургалиевна и учитель английского языка Скоробогатова Ирина Владимировна.

Сегодня, социальный педагог Шляпникова Нина Тихоновна, создав системную деятельность по профилактике девиаций, привела школу к наиболее позитивным показателям в снижении уровня правонарушений за последние 10 лет.

Внедрение Единого государственного экзамена, предпрофильная подготовка, профильное обучение, внедрение стандартов второго поколения — заслуга заместителя директора по учебно-воспитательной работе Мясниковой Натальи Евгеньевны. Яркими результатами её нелегкого труда является увеличение числа золотых медалистов школы. Кропотливый труд с молодыми специалистами, педагогической документацией, обновление системы и повышение качества обучения естественнонаучного, физико-математического циклов — вот краткий перечень заслуг заместителя директора по УВР Мирошниковой Елены Николаевны. Различные курсы, специальные занятия, тренировки — стали неотъемлемой частью жизни школьника.

Передовой статус школы поддерживается традициями, которые соблюдаются на протяжении многих лет. Школа сегодня — образовательный и методический центр, внедряющий современные технологии, готовый к распространению своего передового педагогического опыта.

Современные данные

Муниципальное общеобразовательное учреждение № 98. 3 специализированных профильных класса — экономический (2) и информационно-математический (1). С 2010 года открыты на базе 5-х классов — кадетские классы и на базе 10-х классов — Университетские классы (сотрудничество с ЮУрГУ).

Инновационная деятельность осуществляется с 2005 года

Инновационная деятельность в воспитательной деятельности: «Городская опорная площадка по распространению опыта развития детской социальной активности и инициативы по теме: «Взаимодействие учащихся, педагогов, родителей и социальных партнеров в рамках деятельности органов ученического самоуправления «ДАР» . С 2005 года по сей день.

Инновационная деятельность в учебной деятельности: «Апробация по требованиям к результатам федеральных государственных стандартов второго поколения» с 2008 года по сей день

Инновационная деятельность по внедрению интеллектуально-игрового всеобуча в дополнительном образовании начальной школы.

 Методическая служба в школе представлена методическим объединением учителей предметников и методическим советом.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и родственных дисциплин. В состав методического объединения классных руководителей входят все классные руководители.

Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач, и утверждается приказом директора Школы. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению методического совета Школы. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе.

Членами Методического совета являются учителя из числа наиболее опытных и творчески работающих педагогов, которые избираются на Педагогическом совете. В состав Методического совета входят руководители методических объединений, заместители директора образовательного учреждения. Состав Методического совета утверждается приказом директора образовательного учреждения. Руководителем Методического совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который назначается приказом директора школы.

Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.

Методическое объединение:

  1. Изучает нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
  2. Осуществляет отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости; утверждает индивидуальные планы работы по предмету;
  3. Анализирует программы элективных курсов, авторские программы и методики;
  4. анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету;
  5. обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими комплексами;
  6. планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам;
  7. организует работу методических семинаров и других форм методической работы;
  8. анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;
  9. согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся;
  10. согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и минимальному объему учебных курсов, предметов к результатам обученности учащихся;
  11. проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
  12. изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
  13. организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;
  14. принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;
  15. организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;
  16. рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
  17. организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
  18. разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.

Методический совет призван координировать и стимулировать деятельность школьных методических объединений учителей, творчески работающих педагогов, направленную на разработку и совершенствование методического объединения, образовательного процесса и инновационной деятельности.

Основными формами работы методической службы являются:

  1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
  2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
  3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
  4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
  5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
  6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта;
  7. Проведение предметных недель и методических дней;
  8. Взаимопосещение уроков.

Самым надежным способом преодоления профессиональных затруднений и повышения квалификации учителя является организация научно-методической работы в школе, направленная на профессиональный рост учителя и совершенствование организации образовательного процесса.

Для оказания действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации научно-методическая работа осуществляется в двух направлениях:

- обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп;

- распространение опыта работы учителя: районные, школьные семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Анализ методической работы ведется по плану: статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям; обеспеченность школы педкадрами; анализ работы методсовета, предметных методических объединений, творческих лабораторий и других форм, направленных на повышение квалификации педкадров; актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы; итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.



Предварительный просмотр:

Защитное слово

 к курсовой работе.

1 слайд. Добрый день! Тема курсовой работы «Возможности обучения младших школьников с нарушением слуха в условиях инклюзии и интеграции образования».

2 слайд. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т.ч. и с нарушениями слуха, формируется новый общественный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. Очевидно, что при обучении детей с нарушениями слуха необходим особый подход к процессу образования. Стоит отметить, что проблемой обучения детей с нарушениями слуха занимались такие специалисты, как Тамара Геннадьевна Богданова, Вадим Петрович Глухов, Светлана Николаевна Феклистова и другие.

3 слайд. Целью исследования, проводимого в курсовой работе, было выявление возможностей обучения младших школьников с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования. Объектом исследования выступил педагогический процесс в начальной школе, а предметом – процесс организации обучения младших школьников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.

4 слайд. Перед началом работы был определен ряд задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели исследования.

5 слайд. Для достижения поставленной цели использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация информации, классификация информации, синтез, индукция, дедукция.

6 слайд. Первая часть исследования была посвящена исследованию теоретических основ развития детей с нарушениями слуха.

7 слайд. На слайде представлены основные понятия, связанные с детьми с нарушениями слуха и их образованием.

8 слайд. Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Поэтому в ходе проведенного в главе анализа были установлены особенности категорий «норма» и «аномалия» применительно к психолого-педагогическим аспектам. Понимание данных категорий также важно и при анализе основ организации обучения детей с нарушениями слуха в условиях интеграции образования, поскольку данная категория детей подразумевает наличие некоторых особенностей в системе обучения, обусловленных ограничениями по здоровью.

9 слайд. Нарушение слуха – это затрудненность воспринимать окружающие звуки. Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике, своеобразии общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом. Образовательные потребности таких детей зависят от специфики нарушения, уровня общего и речевого развития. Работу по интеграции детей с нарушением слуха целесообразно начинать в дошкольный период, создавая разнообразные модели интеграции, необходимые для детей с ОВЗ, в нашем случае, не слышащих детей, которые имеют низкий уровень психофизического и слухоречевого развития.

10 слайд. Вторая часть исследования носила прикладной характер и была посвящена практическим аспектам возможности обучения младших школьников с нарушениями слуха в условиях инклюзии.

11 слайд. На слайде представлены основные понятия, связанные с методикой организации обучения детей с нарушениями слуха в начальной школе.

12 слайд. Обучение детей с нарушением слуха в обычной общеобразовательной школе требует создания адекватного образовательного пространства, что предполагает обследование детей, выявлению их особых образовательных потребностей. В процессе обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) составляется психолого-педагогическим консилиумом, определяет содержание и формы построения образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями.

13 слайд. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать соученикам ребенка установку, что ребенок с нарушениями слуха не слишком отличается от них, необходимо показывать его сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие и др. Для успешной организации режима кооперации (взаимодействия) ученика с нарушенным слухом со слышащими сверстниками в учебном процессе необходимо координировать совместную деятельность, учитывать индивидуальные возможности каждого, оказывать поддержку каждому входящему в состав группы, основываясь на важных элементах сотрудничества.

14 слайд. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что на сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

15 слайд. В выпускной квалификационной работе планируется проведение исследования с целью выявления трудностей в инклюзии слабослышащих детей в образовательное учреждение, а также разработка методических рекомендаций по психолого-педагогической коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением слуха.

16 слайд. Спасибо за внимание!

                                                            ПОНЯТИЯ

  • Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
  • Аномалия – отклонение от нормы.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
  • Нарушение слуха – это затрудненность воспринимать окружающие звуки.
  • Тугоухость – это такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии устной речи.
  • Интеграция – состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние.
  • Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Интегрированное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.
  • Предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы.
  • Социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
  • Индивидуальная норма – проявление в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка.

Основные причины отклонения:

Физические нарушения развития, психические, педагогические причины – неполученные или недополученные необходимые уровни образования, по каким-либо причинам.

 Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения (алкоголизм, наркомания и т.д.)

Глухие далигвальные – дети с врожденной глухотой или потеряй слуха в раннем возрасте, речи нет.

Глухие постлигвальные – потеря слуха в старшем возрасте, речь сохранена.

Проблемой интегрированного обучения детей занимались: Л.С. Выготский, И.М. Гилевич, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко и др.

                                                               Инклюзия или интеграция?

Я ЗА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционной школе, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.

От инклюзии выигрывают и обычные дети. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.

Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

Минусы:

Сложные технические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога (разговор многих участников).

Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.

По мере осознания себя непохожими на других, дети с ОВЗ как бы воздвигают стену между собой и здоровыми сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.

Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.

Дети с тяжёлыми нарушениями редко приобретают себе друзей среди здоровых детей, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.

Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показывает, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом.

Плюсы:

Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.

Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со здоровыми детьми вырабатываются необходимые коммуникативные навыки, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...