Методические рекомендации для воспитателей и специалистов «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА»
материал

 Методические рекомендации для воспитателей и специалистов «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000bf5b3-e981f17e.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Емельяновский детский дом».

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

(методические рекомендации для воспитателей и специалистов)



                                                                         

                                                                         

                                                                            Составитель :
                                                                           Жмулева Елена Владимировна»

           

 

                                                     2017-2018 г.                                                            

Развитие творческих способностей воспитанников  через создание ситуации успеха

Развитие творческих способностей воспитанников приобрело большое социальное значение. Нашему обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Творчество – это прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.

Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различаются успех и ожидания личности. Выделяют три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, "про себя", не считаясь с мнением других.

Созданию ситуации успеха уделялось внимание всегда, в разные времена. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа с детьми была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу? 

Воспитанники  не видя примера для подражания в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, способствуют «Крушению оптимизма» (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) – которая является самой  серьезной  проблемой в Детском доме  на сегодняшний день. Мы очень часто слышим, что дети не хотят ничего делать, им ничего не интересно, или интересно только то, что можно сделать не прилагая больших усилий и не тратя время.

Для того, чтобы вовлечь детей в процесс творчества можно и нужно использовать швейное дело . 

Швейное дело приемлемо для  наших воспитанников по следующим причинам:

1) Благоприятные условия труда: светлый  кабинет , организованное питание, что сохраняет здоровье и трудоспособность.

2)Эта профессия, чаще всего, предполагает работу на большом предприятии. Рабочее место находится в кабинете  на виду у коллектива, это положительно действует на наших воспитанников.

3)Доступность. В связи с тем, что длительное время выполняется одна или несколько операций, возможна выработка устойчивого навыка.

   Трудности, которые испытывают воспитанники при усвоении теоретических знаний,  хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

   После каждой практической работы проводится опрос воспитанников: что они делали и в какой последовательности. Многим воспитанникам трудно  дается объяснение и при этом применение терминов ручных и машинных работ. Так, например, тема урока: «Обработка  низа юбки ». Последовательность работы сначала проговаривается хором, а затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей на изнаночную сторону. Ширина подгиба -3см. Заметали.

   В конце каждой практической работы воспитанники проверяют работы друг у друга, оценивают их.

   В старшей группе  сформированные швейные навыки позволяют применить во время практического повторения пооперационное разделение труда, когда каждый из воспитанников несет ответственность за изготовление определенного узла изделия. Одна воспитанница обрабатывает вход в пододеяльник, другая боковые срезы. Таким образом,  каждый несет ответственность за выполнение определенной операции по обработке изделия. Эта работа очень похожа на работу на производстве.

Зная о практическом применении своих  изделий , они  работают с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Воспитаннику  предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить воспитанников  закономерностям изготовления изделия , ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой  работе необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение воспитаннику. 

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы воспитанников  на показ . Это заинтересовывает воспитанника  в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности ?

Благодаря швейному ремеслу , реализованному  именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса воспитанников   к занятиям , развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим воспитанникам.

Мне бы хотелось в дальнейшем организовать на базе Детского дома «Мини –Ателье по ремонту и пошиву одежды », где выполнялись бы  определенные услуги за определенную плату .
Заработанные  деньги нужно распределить следующим образом 2/3 части доходов на содержание кабинета (приобретение фурнитуры ,уход за оборудованием и т.д. ,1/3часть шла бы на стимулирование работы воспитанниц в ателье  по  результатам их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА"

Современный урок - это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним и способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенк...

Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме: «Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»

      Любознательность. Выраженное  стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в ...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Примерное содержание занятий по развитию творческих способностей через сочинение сказок

Материал предлагает примерное содержание занятий  по развитию речи учащихся через сочинение сказок....

Статья "Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением"

Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве. Це...

Презентация "Развитие творческих способностей воспитанников через создание ситуаций успеха"

Презентация "Развитие творческих способностей воспитанников через создание ситуаций успеха"...