Статья "Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве. Целью работы на уроке литературного чтения является развитие способностей учеников – читателей полноценно воспринимать художественный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением»
Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Академик Д.С. Лихачев отмечал: «Основной (но разумеется не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. В литературе (а урок чтения я считаю уроками литературы, уроками жизни) необходимо находить прежде всего человека с добрыми человеческими качествами». Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве.
В течение 17 лет начальная школа гимназии г. Уржума работает по развивающей системе Л.В. Занкова, главной целью которой является общее развитие учащихся. Особое значение в своей системе учёный придает урокам чтения - школьному предмету, главной задачей которого, как он полагает, является творческое и нравственное развитие и воспитание детей.
Новое содержание литературного образования (В.Ю Свиридова, Н.А. Чуракова «Литературное чтение») приобщает детей к литературе как искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся.
Целью работы на уроке литературного чтения является развитие способностей учеников – читателей полноценно воспринимать художественный текст. Содержанием урока является самостоятельная и творческая деятельность учащихся, которая реализуется через системно-деятельностный подход. Учитель работает не репродуктивными, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е. внутренне - активные методы обучения «на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и т.п.), как советовала М.А. Рыбникова.
Важное место в структуре урока занимает этап подготовки к восприятию художественного произведения. Он может быть организован как:
- вводная беседа
цель: выяснить наличие или отсутствие знаний по теме произведения;
- рассказ учителя
цель: эмоциональный настрой на восприятие художественных образов;
- рассказ о писателе, об особенностях его творчества
цель: углубленное восприятие художественного произведения.
По времени данный этап не должен занимать более 5 минут.
В центре урока литературного чтения находится литературное произведение, особенности его содержания, формы, которые помогают осмыслить мастерство писателя.
Урок литературного чтения не даст должного эффекта, если не будет особой «этико-эстетической атмосферы» урока, как определял её методист 19 века В.П. Острогорский.
Восприятие произведения субъективно и зависит от множества факторов, прежде всего от открытости и искренности всех участников учебного диалога. Учитель на уроке является таким же читателем, как и ученики, но читателем с большим жизненным и чувственным опытом, больше знающим, больше образованным. Используемые здесь приемы «яркого пятна», антиципации, иллюстрации и другое сами по себе не сыграют должной роли, если не будет сказано проникновенных, душевных слов учителя. Это может быть, если первый урок литературного чтения «С каким настроением вы пришли в школу?», «Что удивительного заметили по дороге в школу?». Опираясь на свой жизненный опыт, учитель говорит: «Мне нравится творчество этого писателя (поэта)», «Я помню это произведение с тех пор, когда учился в школе», «Это стихотворение учили ваши дедушки и бабушки, а сегодня мы познакомимся с ним», «Я с нетерпением ждала урока литературного чтения, так как сегодня состоится встреча с таким замечательным произведением», «Это моя любимая книга (показывает ее). Смотрите, какая она зачитанная, потому что ее читали много раз. Надеюсь, что вам понравится». Эти и другие слова находят мгновенный отклик в душе ребенка, и ему хочется знакомиться с новыми произведениями, глазки загораются и уже что-то вспоминается из их небольшого жизненного опыта. Насколько долго эта атмосфера сохранится, зависит от мастерства учителя. Этот «огонечек» надо поддерживать, диалоговый режим должен быть в течение всего урока. Интерес будет, если ученик не боится высказаться, он знает, что любой ответ, пусть даже неправильный, будет принят. Часто вырабатывается не одно мнение, а несколько, и все правы. Лучшая оценка урока – это когда прозвенит звонок, а ученик говорит: «А почему так быстро закончился урок?».
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму; а внутри рода на жанры. Принадлежность произведения к определенному литературному роду определяет пути и способы работы с ними на уроке литературного чтения.
Работа над развитием творческих способностей учащихся по учебнику ведется постоянно и в системе, постепенно усложняясь, имеется в виду и сами тексты и степень самостоятельности, и уровень «творческости», креативности.
Для формирования творческих способностей на уроках литературного чтения используются следующие приемы анализа произведения: рисунок, словесное рисование, драматизация (6 видов), картинный план, сочинение.
Рассмотрим применение данных приёмов при работе с произведениями различного рода.
Лирика
Методика изучения идет через рисунок, при этом используются приемы картинного плана, системы образов, словесного рисования.
Рисунки учащихся в работе над лирическим произведением очень органичны, поскольку цель – передача чувств. Главная задача рисунка – представить себе лучше, точнее художественный образ, нарисованный поэтом. С помощью рисования можно научить детей вслушиваться в слово и всматриваться в детали картины, изображенной художником слова. Для рисования картин подходят те произведения, у которых очень яркий и легко представляемый зрительный ряд. Например, Д. Самойлов «Красная осень». (Чуракова Н.А. Литературное чтение, учебник 4 класса). В каждой строфе поэт создает картину осени: в первой – красный лист, во второй – красный куст, в третьей - красный лес. На рисунке ярко видно наращивание красного цвета. В.Маяковский «Тучкины штучки». Здесь очень четкие и легко представимые образы: от первой до третьей тучки – люди, четвертая – верблюды, слоники – другие, а солнце – жираф. Но при всей своей вроде бы однозначной точности в рисунке есть много возможностей для проявления фантазии (приложение 2). Поэтому рисование на уроке литературного чтения, с одной стороны - работа, а с другой – творчество.
Используя прием словесного рисования, можно словесно воспроизвести образы, созданные художником. Суть словесного рисования – во взаимосвязи двух видов деятельности: художественно-эстетической и речевой.
Работа проводится в процессе беседы при коллективном иллюстрировании. Для этого используются такие вопросы: «Как вы себе представляете …? Каким вы себе представляете …? С помощью каких слов можно описать…? Какие определения наиболее четко характеризуют…? Каков характер персонажа? Каково его настроение? С каким чувством он относится к своему собеседнику? Каким образом его характер и настроение отражаются в интонации?»
Так, при изучении стихов А. Белого «Весна», Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь», С. Маршака «Как поработала зима!» дети выполняют рисунки. Но, если при проверке первых двух стихов нужно выразительно прочитать стихотворение и показать рисунок, то третий рисунок дети должны представить, используя прием словесного рисования, что дается не так легко. Этот прием заслуживает больше внимания, чем сейчас ему уделяется, т.к. он развивает воображение и речь, воспитывает эстетически.
Драма
В основе драматического произведения лежит конфликт. Другими особенностями данного рода являются наличие героя, подтекста, авторской позиции. Главный методический прием – драматизация. Это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Она возможна лишь тогда, когда произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности.
Многие учителя понимают достоинства приема драматизации и стремятся использовать его на уроках литературного чтения. Типичной ошибкой при проведении драматизации является то, что учителя инсценируют сразу всё произведение и с максимально возможным количеством реквизита.
Нужно знать, что в зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников существует несколько видов драматизации:
1). Чтение по ролям с опорой на интонацию.
Этот вид завершает анализ произведения, способствует обработке навыка беглого, безошибочного чтения, развивается сознательность и, что особенно важно, выразительность чтения. Например, при чтении рассказа Н. Носова «Фантазеры» в процессе анализа специально обращается внимание на то, как особенности характера героев, их настроение влияет на интонацию речи. Ребята выясняют, что речь Стасика и Мишутки задорная, легкая, веселая, а речь Игоря твердая, с чувством превосходства над мальчишками. В речи Иры – обида, горе. После беседы дети читают свои роли. Этим работа не заканчивается. Следующий важный этап – рецензирование чтения выступающих, анализ чтения. Дети отвечают на вопросы: Что вам понравилось в чтении каждого? Кому удалось в чтении выразить особенности характера героя? Затем рассказ читается еще раз, учитывая пожелания учащихся.
2). Своеобразным развитием и углублением этого приема служит следующий вид драматизации: чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз и т.д. Этот прием интересен тем, что помогает ребятам более живо представить себе героев, ситуации, а это, в свою очередь, поможет найти верные интонации. Особенно подробно описывается портрет, и если учителю удается создать творческую атмосферу в классе, то ребята с воодушевлением будут описывать мельчайшие подробности: размер и выражение глаз, цвет волос, элементы одежды и другое.
Для примера остановимся на чтении стихотворения А. Милна «Баллада о королевском бутерброде». Стихотворение юмористическое, в нем нет авторских характеристик, портретных зарисовок. Поэтому обсуждение вызывает искренний интерес. После первичного чтения обращается внимание на действия лиц: короля, королеву, молочницу, корову. А потом организуется обсуждение по вопросам с опорой на иллюстрации, данные в учебнике.
3)Большой интерес вызывает постановка «живых картин» к произведению. Эта работа отличается от предыдущей характером подготовительного этапа, методикой проведения. Она требует некоторых деталей костюмов героев, а также более четкого выяснения поз. Урок с постановкой «живых картин» можно провести при изучении басни И. Крылова «Ворона и Лисица». В процессе анализа содержания басни подробно описывается Ворона и Лисица, как они выглядят, какие они по характеру. Ворона нахохлившаяся, взъерошенная, возбужденная, но довольная, с тупым взглядом. Лисица прибранная, изящная, причесанная с притворно добрым взглядом, старается расположить к себе Ворону. Выясняются позы Вороны и Лисицы, характерные движения. Затем надеваются маски героев и показывается картина. Насколько оживленнее идет урок, когда каждая пара «войдя в роль» старается передать характер героев!
4) Составление сценария спектакля. Этот вид интересен тем, что помогает с новых сторон взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых текстов. Эта форма способствует не только развитию речи, но главное, более глубокому пониманию произведения. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановок, действующих лиц и т.д. Причем очень важно каждому ребенку высказаться, даже поспорить, потому что любой творческий процесс – процесс многогранный и противоречивый. Этот вид драматизации завершает работу над произведением и предполагает высокий уровень сформированности читательских способностей. Поэтому проводятся во втором полугодии 4 класса. Дети знакомятся со значением слов: режиссер, сценарист, актер, декорация и др., отмечают границы сцен. Затем идет работа над каждой сценой.
5)Драматические импровизации – живые, непосредственные диалоги, разыгранные в лицах. Темы для импровизации рождаются сами собой. Например, для проведения речевой разминки предлагается стихотворение «Муха». После знакомства со стихотворением выясняется характер главной героини, комическая ситуация, в которую она попала. После выразительного чтения детям хочется прочитать по ролям, а потом просят разрешения записать текст этого стихотворения, чтобы выучить дома. На следующий день по желанию образуют пары (автор, муха) и показывают драматизацию. Такая работа проходит как концерт, даже застенчивым детям хочется сыграть.
Изучение темы «Драматические импровизации» проводится на кружке «Развитие речи». Дети знакомятся с понятием «драма», рассматриваются особенности этого жанра, касающиеся формы. Упражнение в составлении пьесы – следующий этап работы. У детей – книги Н. Носова. По выбору учащихся составляется сценарий. Работа организуется в парах. С какой радостью разыгрывается сценарий! И, естественно, домашнее задание – сочинить небольшую пьесу.
6) Развернутые драматические представления – всегда праздник в жизни детей. Проводятся довольно редко, требуют большой коллективной подготовки (декорации, костюмы, репетиции и т.д.). К этой работе привлекаются родители. Они помогают в изготовлении декораций, костюмов, принимают непосредственное участие в качестве ролей взрослых героев пьесы. Так, во 2 классе, в рамках театральной весны, проводимой в гимназии, ставился спектакль по теме С. Маршака «Кошкин дом», где помимо учащихся играла Кожевникова Н. М. (мама) роль мамы – козы.
Эпос
Эпос – это род художественной литературы, цель которого - воспроизведение событий, внешних по отношению к автору и объективного хода жизни.
Особенностями этого рода литературы является сюжет, композиция, герой, эпизод, идея, автор.
Одним из видов работы над эпическим произведением является составление плана. Но «рисование ребенка, - по словам Л.С. Выготского, - составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте». Поэтому наряду с логическим планом используется «картинный план». Это когда ученик – читатель не только составляет логическую цепочку произведения, но и рисует к каждому эпизоду картину. Например, Л. Андреев «Петька на даче» (4 класс). В задании учебника написано так: «Выдели в рассказе отдельные части и дай им название, сколько частей у тебя получилось? А по-другому можно?». После самостоятельной работы учащихся, выслушиваются ответы детей. Принимаются предлагаемые варианты, а на дом дается «картинный план», который должен отразить название каждой части.
Для того, чтобы учениками осваивался нравственный потенциал произведения, необходимо, чтобы учитель осмыслил нравственные идеи произведения и разработал педагогическую, т.е. воспитательную концепцию произведения. Тогда дети в процессе анализа смогут выйти на нравственные идеи автора. Исходя из этого, выбираются главные ключевые эпизоды, мимо которых нельзя пройти. Одним из заданий, завершающим анализ произведения, является сочинение. Успех данного литературного творчества зависит от мастерства учителя, того, как он сформулирует «внутреннюю потребность в писании» (Л.С. Выготский). Эта потребность возникает тогда, когда произведение ребенку понравилось и понятно.
Во 2 классе после изучения стихотворения «Подснежники» Т. Белозерова задается домашнее задание «Придумай свою легенду о происхождении незабудки, ромашки, анютиных глазок и других цветов и напиши ее».
А в 3 классе после изучения произведений Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» предлагается задание: сочинить продолжение этих произведений. Сколько разных вариантов придумывают дети! Какая фантазия!
Тема других сочинений возникает не из одного, а нескольких произведений одного или разных авторов. Сочинение «Осенний парашютист» пишется после знакомства с произведением М. Пришвина «Осеннее утро» и Д. Кедрина «Осенняя песня» или после знакомства со стихами В. Берестова.
Результатом творческой деятельности на уроках чтения стало не только активное участие детей во внеклассных мероприятиях школы и класса, а также повышение качества знаний, уровня мотивации. Анализ результатов воспитанности и сформированности классного коллектива говорят об эмоциональном благополучии, творческой атмосфере в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"
В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...
Развитие литературно-творческих способностей на уроках литературного чтения
Работа по самообразованию...
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения http://nsportal.ru/node/1308226/edit
http://nsportal.ru/node/1308226/edit...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".
В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....