Формирование оценочной самостоятельности
статья (1 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_otsenochnoy_samostoyatelnosti.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

                                            В 1 КЛАССЕ 

                                      Подготовила Балалаева Татьяна Сергеевна – учитель

                                                              начальных классов МАОУ СОШ № 46                                                                                                                                                

            В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано « развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации ». В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования « формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию ». В стандарте УУД сгруппированы в 4 основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Именно поэтому « Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе - это формирование УУД, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребенка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. 

       Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно – деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную и самостоятельную деятельность.

Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысливает свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать УУД у учащихся?

   В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности – « Что я не знаю? » и « Сам найду способ! » Первоклассники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, так же знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные УУД.

           Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.

        А.Г.АСМОЛОВ в пособии « Как проектировать УУД. От действия к мысли » отмечает, что « в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия – умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

   Организовать любую деятельность, в том числе учебно – познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться одной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников и создаёт стрессовые ситуации. Педагог высказывает свое личное мнение о ценности ученических усилий и достижений с помощью отметки, что приводит к повышению тревожности детей, искажению учебной мотивации, возникновению страха перед школой. Более того, в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, что способствует воспитанию человека – исполнителя и подавляет индивидуальное «Я» школьника. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

    Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания, а отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

     В 1 классе – безотметочное обучение. В ходе безотметочного обучения происходит поиск нового подхода к оцениванию, который бы позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Именно, в ходе безотметочного обучения и происходит ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Оценивание – это установление качества работы, уровень выполнения работы;

Самостоятельный – совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи;

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

      В основе формирования оценочной самостоятельности лежат ответы на следующие ключевые вопросы: Что оценивать? (т.е. что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); КАК ОЦЕНИВАТЬ? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); КАКИМ ОБРАЗОМ оценивать? (т.е. какова должна быть процедура оценивания).

         Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

       « Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)

          Процесс  формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.

         С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше других.

           Обучение в первом классе мы строим на 3-х основных принципах:

  1. Отметка отменяется, а содержательная оценка работы предельно ясна, то есть каждое  УСИЛИЕ УЧЕНИКА ДОЛЖНО БЫТЬ ОЦЕНЕНО.
  2.  Ученики должны предельно чётко знать критерии оценки, по которым оценивается вся работа или её отдельные этапы.
  3. Самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Принято выделять адекватную, заниженную и завышенную самооценку.

     Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

          Возрастные особенности младших школьников таковы, что им бывает сложно оценить себя. В этом учащиемся должны помочь мы, учителя, в спокойной и доброжелательной форме подбодрить ребенка или дать возможность посмотреть на себя со стороны. Очень важно заниматься этим не от раза к разу, а методично на каждом уроке уделять время и своё внимание этой работе. Только в этом случае можно добиться результатов.

        Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения. Они позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Оценочные суждения чётко фиксируют, прежде всего, успешные результаты.

     - « Твоя работа  может служить образцом…»,

    - « Какие красивые буквы ты написал…»,

   - « Ты очень сегодня постарался…»

         При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития.

   -« Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения.»

  - « С каждым  днём у тебя получается всё лучше и лучше….. Ты на верном пути…Я тобой горжусь… Мне очень важна твоя помощь…

«Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!»

Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

         Оценивание в виде поощрений.  Выделяют следующие средства их выражения:

   - мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове…)

   - словесные ( «Умница», « Мне приятно было проверять твою работу..»,

                        « Я радовалась, когда проверяла твою тетрадь..)

    - материализованные ( поощрительный приз, открытки…)

   - деятельностные ( «Ты выступаешь сегодня в роли учителя… Тебе даётся право выполнить самое трудное задание…Выставка лучших тетрадей…)

     Причём поощряются не только успехи в учебной деятельности детей, но и старание ребёнка  ( «Самый старательный», «Самая аккуратная тетрадь», «Самый лучший друг»,  «За отличную помощь»…)

         Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе я  начинаю  с работы с ЭТАЛОНАМИ, под которыми мы понимаем точный образец установления единицы измерения, и со шкалами. Работу с эталонами мы проводим на уроках письма и математики, где образцы ( эталоны) написания букв, соединений букв, цифр есть в тетрадях на печатной основе.

           Первоначальная работа с эталонами основывалась на отработке одного критерия (наклон,  высота, ширина, цифры касаются правой стороны клеточки ( 1- центр, вершинка, серединка..) На уроках письма – Пропись,  в основе которой заложена работа с элементами букв. Задание – « Подчеркнуть буквы, которые совпадают с эталонами по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля.  Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчёркивает  буквы, соответствующие эталону, исправляет ошибки и выносит на поля своё число верно написанных букв ( элементов). Работа с эталонами – это основа содержательной оценки учащихся. Приучив первоклассников работать с эталонами такого вида, мы готовим их к выработке собственных эталонов, которые, в свою очередь, помогут осуществлять объективное ( адекватное) оценивание своей работы.

Начиная с первого же класса, для самооценки использую оценочные шкалы. Шкала – это измерительный прибор.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.   Критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки»,  на которых ребёнок сам оценивает свою работу.

        «Волшебные линеечки». Это отрезок, разделённый на высокий, средний и нижний уровни, который расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая точка или верхняя точка– это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближено к образцу. Средний уровень – середина линеечки, отмечается, если ученику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень – задание выполнено неправильно, далеко от образца.          

             После решения любой учебной  задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).

                                                     

После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

         При выполнении такого оценивания были свои положительные и отрицательные стороны. К положительной стороне мы отнесли тот факт, что учитель мог отследить уровень оценочных действий учащихся более конкретно. Отрицательными моментами такого оценивания, на наш взгляд, является, что оставались неотслеженными оценочные действия учащихся при выполнении других заданий; построения оценочных шкал доставляли определённые неудобства учителю ( дополнительная нагрузка) и родителям. Только учитель знал, какой вид работы оценивают дети. Родители этого не знали. А придя домой, не каждый ребёнок расскажет, что конкретно он оценивал.

Несоответствие оценки ученика и  моей оценки – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я  использую работу в парах:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, я сужу об адекватности оценки учащихся.

Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.  

Ещё один вид оценивания результатов – « ДЕРЕВО УСПЕХОВ »

      В конце дня или урока дети прикрепляют на дерево: ПЛОДЫ – дело прошло полезно, плодотворно; ЦВЕТЫ -  получилось почти всё, дело прошло неплохо; ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТИК – не всё получилось, но я старался;   ЖЕЛТЫЙ ЛИСТИК – не смог справиться с заданием, ещё нужно работать.

            Следующим этапом станет видоизменение « волшебных линеечек».

ДОРОЖКА УСПЕХА. Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им хочется всем получить одобрительную оценку. Предлагается детям  определить на каком этапе они находятся. Причем замечено, что в дальнейшем дети не скрывают своего незнания, неумения.

         Прогностическая оценка, которую я тоже использую в первом классе («+» — знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь),  дает мне возможность видеть, все ли понял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Ученикам даю небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради (слева от заданий) знаки «+», «?» или «-», которые отражают  его прогностическую оценку.  Затем ребята работу  проверяют и сверяют с образцом. Если ученик оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взятого задания в проверочной или контрольной работе. Ученик ставит необходимый знак до выполнения задания в работе и после его выполнения.

      Для самооценки работы ученика использую сигнальные карточки.

Сначала моим первоклашкам предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

     Я  применяю  для оценивания  достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках ОП “Школа 2100”:

 зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей     работой;

 желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;

 красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти сигналы используются и для рефлексии учебной деятельности:

 зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;

 желтый цвет – работа понравилась;        

 красный цвет – работа не понравилась.

               С помощью цветных сигналов дети могут рассказать : комфортно они чувствовали себя на уроке или нет, успели они выполнить работу или не успели, устраивает их предложенная работа или не устраивает.

            Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Листы индивидуальных достижений ( « Дневник моего роста»)

            В лист заносятся результаты диагностики учащегося по определённым критериям.

             Листы индивидуальных достижений используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения.

Ø  Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;

Ø  Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;

Ø  Заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.

              Как разновидность формирования оценочной самостоятельности является ведение учащимися ПОРТФОЛИО. Основной смысл портфеля достижений –  « ПОКАЗАТЬ все, на что ты способен».

ВЫВОД:

                    В процессе формирования оценочной самостоятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

               Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.                                                

      Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

        Поэтому правильная организация системы оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития. Надо помнить, что идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель – сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет….и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т.к. достигать чего-то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...

Формирование оценочной самостоятельности млад. школьников

Формирование оцночной самостоятельности младших школьников...

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности...

Формирование оценочной самостоятельности у младших школьников посредством работы с новым дневником

Отметка и оценка – сущность понятий. Оценка и отметка учения школьника занимает важное место в образовательном процессе. Оценка – это процесс, деятельность оценивания. Отмет...

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе

система оценивания детей на уроках...