Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности
учебно-методический материал по теме
Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_formirovaniya_otsenochnoy_i_kontrolno-otsenochnoy_samostoyatelnosti.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности
классы | Содержание деятельности | Приемы работы | Результаты |
3-4 года | Дети должны овладеть способностью подчинять свое поведение требованиям ситуации, умению сдерживать непроизвольные, импульсивные реакции в присутствии взрослого. Научаться понимать инструкцию и цели заданий. | "Найди картинку» – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; "Контрольный опрос" с целью осуществления контроля по пониманию темы. Использование подвижных игр с правилами для контроля собственного поведения. Выполнение двусоставной инструкции и простых поручений. | Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого, простые правила игры, соблюдает очередность в присутствии взрослого. Согласует свои действия соответственно сформулированной взрослым задачей. |
4-5 лет | Дети должны регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами. Должны разделять деятельность на этапы: спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат и приступить к следующему. Способны запоминать и воспроизводить информацию. Способны удерживать внимание, прослушивая короткий текст. | "Взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; "Самопроверка" - сравнение полученного результата с поставленной задачей. "Рассказ по плану схеме" с целью развития умения вычленять и называть признаки объекта описания. Сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий; "Нелепицы" на нахождение логических несоответствий. Прослушивание коротких рассказов с целью удержания внимания и понимание смысла прочитанного. | Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Способен планировать свои действия и выполнять их поэтапно. Способен удерживать в памяти рассказы, короткие стихи, правила игры, словесную инструкцию воспитателя. Способны удерживать внимание на заданное время. |
5-6 лет | Дети способны к управлению своим поведением в различных ситуациях, могут объяснить сверстнику как действовать. Способны к сознательному запоминанию и припоминанию информации. | «Преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; "Взаимные задания» – работа в парах, микрогруппах с целью поиска нужной информации и взаимоценки. Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; "Заучивание материала наизусть" – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть; "Что изменилось" с целью развития произвольного внимания. | Ребенок умеет сдерживать ситуативные чувства, желания. Способен придерживаться ограничивающих правил. Ребенок намеренно повторяет то, что нужно запомнить и в дальнейшем |
6-7 лет | Дети должны осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Дети должны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок со стороны взрослых людей, сверстников и использовать речь для регуляции своих действий | «Образец и правило» выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, внесение необходимых коррективов. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»; и т.д. "Домик" - выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать с целью выявления особенностей развития произвольного внимания. "Лесенка" - включение дошкольников в процесс оценивания личных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности; формирование адекватной самооценки и т.д. |
|
1 класс | Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. | «Лесенка» - определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. «Задания — ловушки» - направлены на рефлексию усвоенного способа действия. «Прогностическая оценка» - оценка своих возможностей для решения той или иной задачи. - сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий; сопоставление письменной работы с образцом, умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; Работа в парах и оценивание; «Волшебные линеечки» Изобретение оценочных шкал школьниками, на которых ребёнок сам оценивает свою работу. | Учащихся могут: — сравнить действие и результат с готовым образцом; — по заданным критериям оценить свои действия; — отделить известное от неизвестного в знаниях; |
2 класс | Контроль является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи — определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. | - «Разноцветные поправки» - — формирование потребности учащихся в самоконтроле. — составление задачи, подобной данной; — выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения; — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения; — прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении. Направлены на формирование: — умение формулировать требования к проверочным заданиям - умение определять границы своих возможностей; — умение устанавливать возможные причины своих ошибок; — умение выделять критерии для оценки; | К концу второго этапа ученики должны: — определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте; — установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; — установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения; — классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; — формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности |
3 класс | Формирование потребности учащихся в самоконтроле, составлении задачи, подобной данной; выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения; — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения; — прогнозирование ошибок при выполнении заданий | «Оценочное суждение» - грамотно с речевой точки провести анализ и оценку явления, события, самостоятельно используя различные формулировки начала высказывания. «Составление заданий с ловушками» -определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений; «Обоснованный отказ от выполнения заданий» - умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями; | |
4 класс | Учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях. | «Орфографические софизмы» - умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи; «Разноцветные поправки» - умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени «Составление задачи, подобной данной» - направлены на вычленение существенного в представленной задачи: — определение того, что будет проверяться; — составление проверочных заданий; — выделение сложности заданий; — создание образца для проверки; — характеристика ошибок и выдвижение гипотезы; Направлены на формирование: — выход на полный цикл контроля и оценки; — сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей; «Составление задачи по чертежу» «Создание «помощника» для проверки работы» | Опыт обучающегося по итогам начального этапа образования должен включать: — определение того, что будет проверяться (работа с критериями); — составление проверочных заданий под составленные критерии; — выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности; — создание (или поиск) образца для проверки задания (работы); — характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах; —составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы — сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.
Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...
Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
В своей работе я:· рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....
Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"
В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ...
- Мне нравится (1)