Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС
статья по теме

Маковкина Римма Николаевна

 

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности и деятельности партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kontroln1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС»

  Учитель начальных классов  высшей квалификационной категории: Маковкина Р.Н.

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности и деятельности партнера.

Система оценивания строится на основе следующих принципов, разработанных   Г.А.Цукерман.

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.  (Для самооценивания. особенно первоклассники, выбирают только те задания, где неизбежна субъективность оценки.  Например, красота, аккуратность выполнения работы)

2. Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать, т.е. сличать свои действия с образцом.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки. Ребенок  имеет возможность выбрать ту часть работы, которую он хочет предъявить учителю или сверстникам для оценки.

4. Учащиеся имеют право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий.

Я хочу представить свой опыт работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности в 1 классе на примере урока литературного чтения.

Тема.  Шуточные стихотворения. Рифма.

На этапе изучения нового материала идет знакомство с шуточным стихотворением

А. Дмитриева «Шлагбаум». Учащимся дается задание. Прочитать стихотворение по ролям, работать в парах.

Развиваются коммуникативные УУД: работать в сотрудничестве с соседом, выражать и доказывать собственное мнение.

На этом этапе учащиеся составляют алгоритм работы в парах при чтении по ролям, который является «помощником» для оценивания собственной деятельности и деятельности соседа (партнера).

Ведущим приемом самооценки и самоконтроля на данном уроке является прием «цветовая радуга».

В чем он заключается?

Обучающиеся, используя кружки разного цвета, оценивают уровень выполнения работы.

Зеленый кружок – высокий уровень.

Синий кружок – средний уровень.

Красный кружок – низкий уровень. (Красный кружок не обозначает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.)

По каким критериям проводится оценивание в 1 классе?

Оценивается правильность чтения и выразительность.

Кто оценивает?

Проводится самооценка и взаимооценка. Оценивание осуществляется как самим учеником,  так и соседом при работе в парах.

 Для оценивания используются оценочные листы, в которых представлена таблица.

Критерии

Я (сам)

Сосед

Чтение без ошибок.

Выразительность.

Зеленый цвет. Прочитал текст без ошибок, выразительно.

Синий цвет. Прочитал текст с 1-2 ошибками, но выразительно.

Красный цвет. Допускал больше 2 ошибок. Читал невыразительно.

1. Каждый ученик во время работы в парах слушает партнера, соотносит с алгоритмом работы (контролирует себя и партнера).

2. После чтения анализирует свою работу и партнера, затем фиксирует результаты в оценочной таблице условными обозначениями.

3. Далее «пара» представляет свою работу классу, объясняет и доказывает оценку своей деятельности.  (Например. Я оценил себя зеленым кружком, потому что читал без ошибок и выразительно. Сосед со мной согласился и тоже оценил меня зеленым кружком. Я оценил себя синим кружком, так как читал выразительно, но допустил 1 ошибку, а сосед оценил зеленым кружком, так как не заметил ошибку).

4. После презентации своей работы «пара» выслушивает оценку класса. Кто-то согласен с оценкой «пары», кто-то не согласен. Все ответы аргументируются.

На уроках литературного чтения можно использовать и другие оценочные листы, в зависимости от цели и задач, поставленных на уроке.

Тема «Загадки».

На этапе закрепления изученного материала идет проверка умений составлять загадку.

Критерии

Я (сам)

Сосед

Наличие вопроса

Есть слова-подсказки.

Зеленый цвет. Загадка составлена правильно. Есть вопрос и слова-подсказки.

Синий цвет. Испытывал трудности. Отсутствует вопрос или нет слова-подсказки.

Красный цвет. Не составил загадку.

Тема. Инсценирование стихотворения В. Берестова

На этапе изучения нового материала проверяются умения инсценировать стихотворение.

   

Критерии

Я (сам)

Выразительность  (Делали паузы, логические ударения, соблюдали интонацию).

Артистизм (Использовали мимику, жесты).

  Зеленый цвет. Прочитал выразительно. Использовал мимику, жесты.

 Синий цвет. Прочитал выразительно. Не использовал мимику, жесты.

 Красный цвет. Прочитал невыразительно.

                 

Организация работы в паре.

-Посмотрите на условное обозначение и определите как мы будем сейчас работать.

( Будем работать в парах).

-Как мы будем работать в парах?

-Работать с соседом.

-Прочитать задание самостоятельно.

-Рассказать соседу, что нужно сделать.

-Выполнить задание.

-Оценить его.

По каким критериям будем оценивать чтение? (Чтение без ошибок. Выразительность.)

-Кто будет оценивать? ( Я сам. Сосед.)

-Какие условные обозначения мы используем? Кружки зеленого, синего, красного цветов.)

-Что обозначает зеленый цвет, синий, красный?

Критерии

Я (сам)

Сосед

Чтение без ошибок.

Выразительность.

Зеленый цвет. Прочитал текст без ошибок, выразительно.

Синий цвет. Прочитал текст с 1-2 ошибками, но выразительно.

Красный цвет. Допускал больше 2 ошибок. Читал не выразительно.

Т.о. систематическое вовлечение учащихся в контрольно-оценочную деятельность дает возможность  осуществлять контроль за полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, формировать адекватную оценку, позволяет ученику видеть свои сильные и слабые стороны, корректировать учебную деятельность в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных учебных действий в процессе реализации ФГОС начального образования

В статье рассказывается о регулятивных универсальных учебных действиях. Приводятся примеры заданий учебника, формирующих регулятивные УУД....

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

        Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

Статья.Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Статья о формировании контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста....

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2023 год Тема: Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС.

Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Э...