Формирование оценочной самостоятельности млад. школьников
материал на тему
Формирование оцночной самостоятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_otsenochnoy_samostoyatelnosti_mlad._shkolnikov.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов Пахомова Людмила Анатольевна |
2014
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Я считаю, что очень важным компонентом учебной деятельности является действие самоконтроля, когда результаты, которые получает ученик, выявляются и оцениваются им самим и должно это осуществляться на протяжении всей учебной деятельности.
Самоконтроль - это способ учения, когда ученик сам определяет критерии оценки; проверяет ход и результат своей учебной деятельности.
Причиной низкого уровня развития самоконтроля в том, что контроль осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать себя.
Поэтому мной система оценивания строится на основе следующих принципов:
- На первое место я выдвигаю ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. Когда контроль и оценка исключают стресс и эмоциональную тревожность.
- На второе место я ставлю САМООЦЕНКУ, так как считаю, что учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика.
- Далее идёт КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ, когда я вырабатываю совместно с детьми четкие критерии на основе которых дети оценивают свои работы.
- Обязательна ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Так как в процессе оценки я обязательно фиксирую личностный рост ребенка, оцениваю промежуточные результаты, никогда не допускаю сравнения учащихся друг с другом.
- Необходимо присутствие СИСТЕМАТИЧНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Каждый ученик должен определить границы «знания – незнания», я же оцениваю возможности ребенка, формулирую проблемы, которые еще предстоит решить.
На I этапе работы над формированием самооценки у ребят мы договариваемся о наших правилах и создаем уклад нашей школьной жизни. Результат – «Радуга» – направления, в которых ученики сами себя оценивают - учеба, поведение, порядок, активность, режим дня, прилежание, целеустремленность.
Затем каждый ребенок изготавливает свою «Ракету», которую запускают на весь учебный год, стремясь к звездам.
На месяц каждый ребенок получает свой личный «Календарик», который разбит на недели. В течение недели ребята «зарабатывают успехи» - кленовые листочки (осенью), снежинки (зимой), цветочки (весной) и наклеивают на текущую неделю в своем «Календарике». В конце каждой недели подводятся итоги: дети анализируют свою деятельность по всем направлениям – что получилось, не получилось; достигли ли цели, если нет – почему, какая причина неуспеха, над чем еще надо поработать и т.д. Свои результаты они выражают в цветовой гамме (закрашивают «звездочку» - символ успеха) и ставят метку довольности/недовольности собой. По количеству набранных «листочков», «снежинок» или «цветочков» ребята получают «Звездочки» на свои ракеты (чем больше звездочек – тем ближе к звездам). Таким образом, ребята учатся не только ставить перед собой цели, добиваться результата, но и еще оценивать свою деятельность и сравнивать с эталоном.
С действием контроля и самооценки ребята встречаются с самых первых уроков. С сентября месяца я им предлагаю определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбирают рисунок с соответствующим настроением на лице, и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Это у нас называется «Барометр настроения» и «Эмоциональный светофор». Позднее я предлагаю им оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной ко мне, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Используем эти числа при выборе уровня задания. Ребята выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с эталонами и со шкалами.
На минутках чистописания (русского языка и математики), где даю образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
После объяснения, показа мною и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа оценки ученика. Когда я приучаю детей работать с эталонами, позднее они сами вырабатывают собственные эталоны, которые помогают им объективно оценивать свои работы.
Начиная с первого же класса, для самооценки использую оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых мною и учеником в ходе совместной деятельности на каждом уроке.
Оценивать можно не только знания, но аккуратность, внимание, умение слушать и слышать.
Несоответствие оценки ученика и моей оценки – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я использую работу в парах:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем обмен тетрадями и оценивание в паре.
Прогностическая оценка, которую я тоже использую в первом классе («+» — знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь), дает мне возможность видеть, все ли понял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взятого задания в проверочной или контрольной работе. Ученик ставит необходимый знак до выполнения задания в работе и после его выполнения.
К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь моего напоминания, и эта оценка часто совпадает с моей.
Во втором классе мои ребята уже способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовы предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
Для отслеживания результатов деятельности я провожу стартовый контроль (в начале учебного года), полугодовой (после 1 полугодия) и итоговый контроль (в конце учебного года) и всё это записываю в «Карту отслеживания результатов достижения учащихся» (после проверки отмечаю темы допущенных ошибок). Они дают возможность увидеть степень продвижения учеников.
Таким образом, формирование у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если соблюдены следующие условия: на уроках поддерживается атмосфера, позволяющая видеть и адекватно оценить процесс и результаты своей деятельности; использование приемов всех видов рефлексии. Соблюдение данных условий способствует переходу от внешнего управления к самоуправлению оценочной деятельностью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
В своей работе я:· рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников...
Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Доклад на районном семинаре педагогов начальной школы...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников...
Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
laquo;Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманск Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности...