РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для 2-4 классов
«Основы проектной деятельности »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ________/Панкова Т.И./
| Согласовано Зам. директора ___________/Хартова М А./ | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для 2-4 классов
«Основы проектной деятельности »
начального общего образования
на 2018/21 учебный год
Составлена учителями начальных классов
2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 2 - 4 класса составлена на основе программы «Учусь создавать проект» авторов Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой .
Направление: социальное.
Для реализации рабочей программы используются:
Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- методы исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.
Содержание программы представлено следующими модулями:
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
«Узнаём» Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д. | 7ч | 7ч | 9ч |
«Исследуем» Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п. | 11ч | 9ч | 11ч |
«Творим» Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты. | 9ч | 10ч | 9ч |
«Представляем» Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению. | 7ч | 8ч | 5ч |
Формы организации и виды деятельности школьников
Виды деятельности: групповая, игровая, творческая, информационно-поисковая деятельность , проблемно-ценностное общение.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- дискуссии, беседы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
1 | Кто я? Моя семья | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задача проекта | 1 |
11 | Выбор нужной информации | 1 |
12 | Выбор нужной информации | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 |
14 | Продукт проекта | 1 |
15 | Виды продукта. Макет | 1 |
16 | Визитка | 1 |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
19 | Мини-сообщение. | 1 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 |
33 | Ярмарка достижений. | 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
21 | Программа МРР | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 |
2 | Виды проектов | 1 |
3 | Исследовательски-творческий проект | 1 |
4 | Творческий проект | 1 |
5 | Ролево-игровой проект | 1 |
6 | Ролево-игровой проект | 1 |
7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 1 |
8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 1 |
9 | Информационно-исследовательский проект | 1 |
10 | Информационно-исследовательский проект | 1 |
11 | Практико-ориентированный проект | 1 |
12 | Практико-ориентированный проект | 1 |
13 | Монопредметный проект | 1 |
14 | Монопредметный проект | 1 |
15 | Межпредметный проект | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | 1 |
17 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 |
18 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
20 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 1 |
21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 1 |
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 |
23 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 |
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
26 | Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой | 1 |
27 | Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой | 1 |
28 | Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей | 1 |
29 | Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей. | 1 |
30 | Практическая работа | 1 |
31 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 |
32 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 |
33 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 |
34 | Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»...
Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС
Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ
1. Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 кл «Основы проектной и исследовательской грамотности»
Метод проектов, как основная технология деятельностного метода, даёт возможность учащимся стать активными участниками образовательного процесса. Ученик получает зна...