РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Марина Олеговна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

для 2-4 классов

«Основы проектной деятельности »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель МО

________/Панкова Т.И./

                         

Согласовано

Зам. директора

___________/Хартова М А./

УТВЕРЖДЕНО

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

для 2-4 классов

«Основы проектной деятельности »

начального общего образования

на 2018/21 учебный год

                                Составлена  учителями начальных классов  

2018

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»  для 2 - 4 класса составлена  на основе программы «Учусь создавать проект» авторов  Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой .

Направление: социальное.

Для реализации рабочей программы используются:

 Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  •  планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку своей работы;
  •  различать способ и результат действия;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  •  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  •  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  •  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  •  высказываться в устной и письменной формах;
  •  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  •  владеть основами смыслового чтения текста;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  •  осуществлять синтез (целое из частей);
  •  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  •  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  •  допускать существование различных точек зрения;
  •  учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся будет знать:

  •  основные особенности проведения исследовательской работы;
  •  методы исследования: анкетирование, моделирование;
  •  основы работы с компьютером;
  •  что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;

Обучающийся будет уметь:

  •  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  •  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  •   составлять план действий совместного исследования;
  •  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  •  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  •   осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;

      - презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.

Содержание программы представлено следующими модулями:

2 класс

3 класс

4 класс

«Узнаём» Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем» Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

11ч

11ч

«Творим»   Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

10ч

«Представляем»  Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт  научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

Формы организации и виды деятельности школьников

Виды деятельности: групповая, игровая, творческая, информационно-поисковая деятельность , проблемно-ценностное общение.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • дискуссии, беседы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

1

Кто  я? Моя семья

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

4

Как собирать материал? Твои помощники

1

5

Проблема.

1

6

Проблема. Решение проблемы

1

7

Гипотеза. Предположение

1

8

Гипотеза. Играем в предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задача проекта

1

11

Выбор нужной информации

1

12

Выбор нужной информации

1

13

Интересные люди – твои помощники

1

14

Продукт проекта

1

15

Виды продукта. Макет

1

16

Визитка

1

17

Как правильно составить визитку к проекту

1

18

Как правильно составить визитку к проекту

1

19

Мини-сообщение.

1

20

Выступление перед знакомой аудиторией

1

21

Выступление перед знакомой аудиторией

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

26

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

29

Тест «Чему я научился?»

1

30

Памятка для учащегося-проектанта

1

31

Памятка для учащегося-проектанта

1

32

Твои впечатления от работы над проектами

1

33

Ярмарка достижений.

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

4

Выбор помощников в работе над проектом

1

5

Этапы работы над проектом

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

21

Программа МРР

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

25

Тест «Советы проектанту»

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

28

Играем в ученых. Это интересно

1

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

30

Памятка жюри конкурсов

1

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

33

Играем в ученых. Это интересно

1

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

1

Твои новые интересы и увлечения

1

2

Виды проектов

1

3

Исследовательски-творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5

Ролево-игровой проект

1

6

Ролево-игровой проект

1

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

1

8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

1

9

Информационно-исследовательский проект

1

10

Информационно-исследовательский проект

1

11

Практико-ориентированный проект

1

12

Практико-ориентированный проект

1

13

Монопредметный проект

1

14

Монопредметный проект

1

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

1

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

20

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

21

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

23

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

24

Типичные ошибки проектантов

1

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

26

Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой

1

27

Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой

1

28

Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей

1

29

Программа МРР. Формирование умения  работать с таблицей.

1

30

Практическая работа

1

31

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

32

Программа Microsoft  Office Word. Формирование  навыков работы с текстом  и по настройке полей и абзацев.

1

33

Твои впечатления от работы над проектом

1

34

Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»...

Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 кл «Основы проектной и исследовательской грамотности»

Метод проектов,   как основная технология  деятельностного метода,  даёт возможность учащимся  стать  активными участниками образовательного процесса. Ученик получает зна...