Внеурочная деятельность " Эти разные науки"
методическая разработка (4 класс)

Порукова-Сотникова Татьяна Валентиновна

Внеурочная деятельность "Эти разные науки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Эти разные науки» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Программа разработана на основе авторских программ: Т.А. Ладыженской «Детская риторика», Холодовой О. «Юным умникам и умницам», Н.Н.Деменевой «Дорогою открытий и добра», И.Н.Моховой «Сократ», материалов с конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  7- 11 лет.

Сроки реализации  программы: 4 года.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного  направления. На реализацию курса «Школа исследователя» в 4 классе отводится 170 ч (5 часов в неделю)

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.  Программа четвёртого  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
  • Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Школы исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 45минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в  4-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

Литература для учащихся:

1.УМК

  • Т.А.Ладыженская «Детская риторика» 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2014.
  • О.Холодова «Юным умникам и умницам» 4 кл.: учебник. - М.: Просвещение, 2014.

Пособия для учителя:

  • Т.А.Ладыженская «Детская риторика»: методическое пособие к учебнику  для 4 кл. – М.: Просвещение, 2014.
  • О.Холодова «Юным умникам и умницам»: методическое пособие к учебнику –М.: «Просвещение» 2014
  • Сборник  программ по внеурочной деятельности. Автор-составитель С.К.Тивикова.  М.: « Русское слово», 2014

2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Классная доска

- Проектор

- Интерактивная доска

- Ноутбук

- Наглядные материалы

Интернет ресурсы: 

http://catalog.iot.ru

http://schools.techno.ru

http://www.school.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.ict.edu.ru

www.center.fio.ru

http://nsc.1september.ruhttp://nsc.1september.ru .

http://www.openworld.ru

http://russian-kenguru.ru

http://rm.kirov.ru

                                                                                 Календарно-тематическое планирование

 170 часов (5 часов в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Предметные результаты

УУД

Личностные

Результаты

1

Ценности нашей жизни. Саморазвитие.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Ценность  жизни

Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям.

Определение основной и второстепенной информации, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

1 нед.

1.09-2.09

1 нед.

2

Я ученик: хочу знаю, как надо могу.

Усвоить основные базовые знания.

Саморазвитие

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

1 нед.

1 нед.

1 нед.

2 нед.

5.09-9.09

3

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

Личностные качества

Учебная деятельность

Самокритичность

Судить о противоположных явлениях, определять последовательность событий, выявлять закономерности и проводить аналогии.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», способность адекватно судить о причинах своегоуспеха/неуспеха.

2 нед.

2 нед.

4

Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.

Усвоить основные базовые знания.

Самопроверка

Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2 нед.

2 нед.

3 нед

12.09-16.09.

3 нед.

5

Проекты и их реализация в учебной деятельности

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Проект

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений.

3 нед.

3 нед.

3 нед.

4нед.

19.09-23.09

6

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Самопроверка

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

4 нед.

4 нед.

7.

Учусь работать с информацией

Общение для контакта и общение для получения информации.

Информация

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений.

4 нед.

4 нед.

5 нед.

26.09-30.09

5 нед.

8.

Учусь работать с текстом.

Называть основные признаки текста, приводить их примеры.

Текст

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: Подробно пересказывать небольшие тексты.

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак)

5 нед.

5 нед.

5 нед.

6 нед.

3.10-7.10

9.

Действую по аналогии.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Аналогия

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений.

6 нед. 3.10-7.10

10

Учусь классифицировать.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Классификация

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

7 нед.

17.10-21.10

11

Новые знания -часть целого мира.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Новые знания

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений.

7 нед.

8 нед.

24.10-28.10

8 нед.

8 нед.

12

Учимся дружно. Дискуссия.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков.

Дискуссия

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки.

8 нед.

8 нед.

9 нед.

31.10-4.11

9 нед.

13

Учимся дружно. Организатор.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Организатор

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

9 нед.

9 нед.

9 нед.

10нед.

7.11-11.11

14

Учимся дружно. Как научиться договариваться.

Формировать творческое мышление.

Личностные качества

Дружба

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки.

10 нед. 7.11-11.11

15

Учимся дружно. Орбитр.

Основные моральные нормы и правила поведения.

Орбитр

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. Формирование основных моральных норм поведения

11 нед. 14.11-18.11

16

Учимся дружно. Сотрудничество.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Сотрудничество

Добывать новые знания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

11 нед. 14.11-18.11

12 нед.

28.11-2.12

12 нед.

12 нед.

17

Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим.

Отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту.

Личностные качества

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Знать особенности этикетных жанров.

Использовать в речи слова вежливости;

 участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

12 нед.

12 нед.

13 нед. 5.12-9.12

13 нед. 5.12-9.12

18

Подведение итогов- важный шаг учебной деятельности.

Помочь учащимся овладеть способами учебной деятельности.

Учебная

деятельность

Умение подводить итоги.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

13 нед.

13 нед.

13 нед

5.12-9.12

14 нед.

12.12-16.12

19

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Личностные качества

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

14 нед. 12.12-16.12

20

Мои сильные стороны как ученика.

Формировать творческое мышление.

Личностные качества

Различать общение для контакта и для получения информации.

Знать особенности этикетных жанров.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Использовать доброжелательный тон в общении.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

14 нед.

14 нед.

12.12-16.12

15 нед.

15 нед. 19.12-23.12

21

Решение нестандартных,комбинаторных задач по математике

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

Нестандартные и комбинаторные задачи

Добывать новые знания. Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению

15 нед.

15 нед.

15 нед.

16 нед. 26.12-30.12

22

Повторение основных мыслительных операций.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

Мыслительные операции

Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

16 нед.

26.12-30.12

23

Причинно- следственные цепочки.

Практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися.

Причинно- следственные цепочки

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

17 нед. 9.01-13.01

24

Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».

Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

Конкурс-игра «Кенгуру»

Решение заданий повышенной трудности. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

17 нед.

9.01-13.01

18 нед.

16.01-20.01

18 нед.

18 нед.

25

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок».

Помочь учащимся успешно выступить  на олимпиадах, конкурсах.

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

18 нед.

18 нед.

16.01-20.01

19 нед.

23.01-27.01

19 нед.

26

Логика в русском языке.

Формировать творческое мышление.

Логика

Овладение основами логического  мышления.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Чувство прекрасного – умение чувствовать выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

19 нед.

23.01-27.01

19 нед.

19 нед.

20 нед.

30.01-3.02

27

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок» -языкознание для всех.

Помочь учащимся успешно выступить  на олимпиадах, конкурсах.

Языкознание

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

20 нед.

30.01-3.02

28

Виды отношений между понятиями.

Формировать творческое мышление.

Понятия

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к письму, к созданию собственных текстов.

21 нед.

6.02-10.02

29

Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса «Человек и природа».

Помочь овладеть способами исследовательской  деятельности .

Человек

Природа

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

21 нед.

6.02-10.02

22 нед.

13.02-17.02

22 нед.

22 нед.

30

Логика в окружающем мире.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Логика

Окружающий мир

Развивает кругозор, познание окружающего мира.

Овладение основами логического  мышления.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

22 нед.

13.02-17.02

22 нед.

23 нед.

27.02-3.03

23 нед.

31

Решение задач с помощью таблиц.

Решение занимательных задач.

Задача

Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Чувство необходимости учения. Развитие   внимательности,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

23 нед.

27.02-3.03

23 нед.

23 нед.

24 нед.

6.03-10.03

32

Анализ олимпиады по математике .

Освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.

Олимпиада

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

24 нед.

6.03-10.03

Корректировка 3ч(объединение тем)

33

Выполнение заданий конкурса по естествознанию «Гелиантус»

Помочь успешно выступить  на олимпиадах, играх, конкурсах.

Гелиантус

Естествознание

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

25 нед.

13.03-17.03

34

Выполнение заданий конкурса по литературе «Пегас»

Знакомство с научно-популярной литературой.

Конкурс

«Пегас»

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

25 нед.

13.03-17.03

26 нед.

20.03-24.03

26 нед.

26 нед.

35

Язык и логика. Фразеологизмы.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Фразеологизмы

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

26 нед.

26 нед.

20.03-24.03

27 нед.

27.03-31.03

27 нед.

36

Классификация фразеологизмов.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Классификация

Фразеологизмы

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

27 нед.

27.03-31.03

27 нед.

27 нед.

28 нед.

3.04-7.04

37

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Образность

Меткость речи

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

28 нед.

3.04-7.04

38

Язык и логика. Речевые ошибки.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Язык

Логика

Речевые ошибки

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

29 нед.

17.04-21.04

39

Язык и логика. Пословицы.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Пословицы

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

29 нед.

17.04-21.04

30 нед.

24.04-28.04

30 нед.

30 нед.

40

Логические связки «или», «и», «если…, то».

Выполнение учебных заданий.

Логические связки

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

30 нед.

24.04-28.04

30 нед.

31 нед.

1.05-5.05

31 нед.

Корректировка 3ч

41

Оценка ситуаций с разных сторон. Образное сравнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Образное сравнение

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

31 нед.

1.05-5.05

31 нед.

31 нед.

32 нед.

8.05-12.05

Корректировка 3ч

42

Синонимы. Многозначность.

Усвоить основные базовые знания.

Синонимы

Многозначность

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

32 нед.

8.05-12.05

Корректировка 3ч

43

Антонимы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Антонимы

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

33 нед.

15.05-19.05

44

Рассуждения. Выводы в рассуждениях.

Усвоить основные базовые знания.

Рассуждения

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания.

33 нед.

15.05-19.05

34 нед.

22.05-26.05

34 нед.

34 нед.

45

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Знания

Умения

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

34 нед.

22.05-26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...

Адаптационное занятие с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности «Школа вежливых наук».

Материал содержит проект адаптационного занятия с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности "Школы вежливых наук"....

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....

Внеурочная деятельность. " Школа вежливых наук".

Цель программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления " Школа вежливых наук" - познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и ч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Старт в науку"

Программа общеинтеллектуального направления и  реализуется в различных предметных областях: 1 класс-«Ботаника», 2 класс-«История», 3 класс – «Физика», 4 ...

Программа внеурочной деятельности ««Школа вежливых наук»»

Формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности....