Программа внеурочной деятельности ««Школа вежливых наук»»
рабочая программа (4 класс) на тему
Формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivyh_nauk.docx | 45.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Школа вежливых наук»
Направление: духовно-нравственное
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
Самоопределение
Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.
- Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей. |
- Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве. |
- Понимание чувств других людей и сопереживание им. |
- Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
- Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни. |
- Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие. |
Смыслообразование
- Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.
- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Толерантное отношение и уважение к культуре других народов.
- Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.
- Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.
- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
Морально-этическая ориентация
- Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).
- Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.
- Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей.
- Способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.
- Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
- Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.
- Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
- Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
- Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы.
- Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные
- Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.
- Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Умение находить наиболее эффективные способы решения.
- Умение адекватно использовать речь и речевые средства.
- Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
- Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.
- Использование речи для регуляции своего действия.
- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
- Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
Познавательные
- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет.
- Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.
- Понимание причин своего успеха/ неуспеха.
- Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
- Умение осуществлять анализ объектов.
- Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты:
- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;
- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;
- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса
Введение. Этика – наука о морали (8 часов)
Как я выгляжу. Мой внешний вид.
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.
Как я выгляжу. Мимика и жесты.
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.
Школьный этикет (3 часа)
Внешний вид школьника. Порядок.
Поведение в школе.
Зачем быть вежливым (2 часа)
Зачем быть вежливым.
Сказка о вежливости (8 часов)
Вежливое поведение в природе.
Вежливые и невежливые поступки.
О дружбе и взаимопомощи людей.
Как исправить плохой поступок?
Добро и зло в сказках (4 часа)
Добро побеждает зло.
Добро и зло в сказках.
Этическая грамматика (9 часов)
Вежливость как основа воспитанности.
Какого ты рода, племени?
Точность, обязательность, аккуратность.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
Если бы вещи умели говорить.
Твои поступки и твои родители (2 часа)
Твои поступки и твои родители.
Обязанности ученика в школе и дома (3 часа)
Обязанности ученика в школе и дома.
Твои обязанности по отношению к родителям.
Чем богат человек (2 часа)
Чем богат человек.
Ты и твое здоровье (4 часа)
Ты и твое здоровье.
Твое здоровье в твоих руках.
Праздничный этикет (4 часа)
Праздничный этикет.
Наш класс (4 часа)
Толерантность - путь к миру.
Этика общения (10 часов)
Если песни петь, с ними веселей.
Добрым жить на белом свете радостно.
Добро творить – себя веселить.
Подумай о других.
Подарок коллективу.
Делу – время, потехе – час.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Подведение итогов работы (5 часов)
Мой творческий проект.
Что узнали? Чему научились?
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение. Этика – наука о морали (8 часов) | ||||
1 | Как я выгляжу. Мой внешний вид. | Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | ||
2 | Как я выгляжу. Мой внешний вид. | |||
3 | Как я выгляжу. Этикет вежливого общения. | Усваивать понятия «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | ||
4 | Как я выгляжу. Этикет вежливого общения. | |||
5 | Как я выгляжу. Мимика и жесты. | Познакомить с понятием «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | ||
6 | Как я выгляжу. Мимика и жесты. | |||
7 | Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка. | Составить требования к классному коллективу. Обсудить советы для мальчиков и девочек. Выбрать ответственных за выполнение этих советов. | ||
8 | Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка. | |||
Раздел 2. Школьный этикет (3 часа) | ||||
9 | Внешний вид школьника. | Понять необходимость соблюдения школьной формы и выполнения внутреннего распорядка. Составить памятку поведения в школе. | ||
10 | Порядок. | |||
11 | Поведение в школе. | |||
Раздел 3. Зачем быть вежливым (2 часа) | ||||
12 | Зачем быть вежливым. | Понять необходимость вежливого поведения, организовать работу в группах Уметь доказывать своё мнение. | ||
13 | Зачем быть вежливым. | |||
Раздел 4. Сказка о вежливости (8часов) | ||||
14 | Вежливое поведение в природе. | Соблюдать правила поведения в природе, придумать сказку о вежливости. Работа в парах. | ||
15 | Вежливое поведение в природе. | |||
16 | Вежливые и невежливые поступки. | Различать вежливые и невежливые поступки, характеризовать поступки сказочных героев. | ||
17 | Вежливые и невежливые поступки. | |||
18 | О дружбе и взаимопомощи людей. | Определять понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | ||
19 | О дружбе и взаимопомощи людей. | |||
20 | Как исправить плохой поступок? | Находить выход из сложных ситуаций, оценивать поступки на примере практических ситуаций. | ||
21 | Как исправить плохой поступок? | |||
Раздел 5. Добро и зло в сказках (4 часа) | ||||
22 | Добро побеждает зло. | Различать добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | ||
23 | Добро побеждает зло. | |||
24 | Добро и зло в сказках. | Организовать инсценирование отрывка из сказки. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте. | ||
25 | Добро и зло в сказках. Инсценирование сказки. | |||
Раздел 6. Этическая грамматика (9 часов) | ||||
26 | Вежливость как основа воспитанности. | Создавать памятки. Вести обсуждение. Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных ситуациях. | ||
27 | Какого ты рода, племени? | Характеризовать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | ||
28 | Какого ты рода, племени? | |||
29 | Точность, обязательность, аккуратность. | Характеризовать положительные качества характера человека, соотносить со своими личными. | ||
30 | Точность, обязательность, аккуратность. | |||
31 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | Толковать понятия внешняя и внутренняя воспитанность. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении. | ||
32 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | |||
33 | Если бы вещи умели говорить. | Обыгрывать ролевую игру, распределять роли. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». | ||
34 | Если бы вещи умели говорить. | |||
Раздел 7. Твои поступки и твои родители (2 часа) | ||||
35 | Твои поступки и твои родители. | Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | ||
36 | Твои поступки и твои родители. | |||
Раздел 8. Обязанности ученика в школе и дома (3 часа) | ||||
37 | Обязанности ученика в школе и дома. | Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте. | ||
38 | Твои обязанности по отношению к родителям. | Выполнять правила вежливости по отношению к родителям, оказывать внимание и заботу. | ||
39 | Твои обязанности по отношению к родителям. | |||
Раздел 9. Чем богат человек (2 часа) | ||||
40 | Чем богат человек. | Организовать путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуреповедения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». | ||
41 | Чем богат человек. | |||
Раздел 10. Ты и твое здоровье (4 часа) | ||||
42 | Ты и твое здоровье. | Понимать важность сохранения своего здоровья, характеризовать факторы закаливания организма. | ||
43 | Ты и твое здоровье. | |||
44 | Твое здоровье в твоих руках. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | ||
45 | Твое здоровье в твоих руках. | |||
Раздел 11. Праздничный этикет (4 часа) | ||||
46 | Праздничный этикет. | Объяснять, зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении, вести диалог, высказывать своё мнение. | ||
47 | Праздничный этикет. | |||
48 | Праздничный этикет. | |||
49 | Праздничный этикет. | |||
Раздел 12. Наш класс (4 часа) | ||||
50 | Толерантность - путь к миру. | Толковать понятие «толерантность», вести диалог, уметь договариваться и уступать друг другу. Изготавливать значки - вежливости. Работа в группах. | ||
51 | Толерантность - путь к миру. | |||
52 | Толерантность - путь к миру. | |||
53 | Толерантность - путь к миру. | |||
Раздел 13. Этика общения (10 часов) | ||||
54 | Если песни петь, с ними веселей. | Разучивать песни, просмотр и обсуждение музыкальных мультфильмов. | ||
55 | Если песни петь, с ними веселей. | |||
56 | Добрым жить на белом свете радостно. | Организовать разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. | ||
57 | Добро творить – себя веселить. | Различать добрые и злые поступки, их последствия, добро и зло в отношениях между людьми. | ||
58 | Добро творить – себя веселить. | |||
59 | Подумай о других. | Проявлять чуткость и уважение, заботу и сострадание, помощь в повседневной жизни. | ||
60 | Подумай о других. | |||
61 | Делу – время, потехе – час. | Уметь толковать пословицы, находить в Интернете и других источниках информации пословицы по данной теме. | ||
62 | Подарок коллективу. | Разыгрывать ситуации. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. | ||
63 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай. | Заучить волшебное правило: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». | ||
Раздел 14. Подведение итогов работы (5 часа) | ||||
64 | Мой творческий проект | Подготовить проект: познакомить с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Защита творческого проекта на избранную тему. | ||
65 | Мой творческий проект | |||
66 | Мой творческий проект | |||
67 | Праздник вежливых ребят. | Праздник вежливых ребят. | ||
68 | Что мы узнали и чему научились? | Совершить заочное путешествие по «Школе вежливых наук». |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика по адаптации детей кружка «Школа вежливых наук».
- Адаптация.
Проследить эффективность адаптационного периода, диагностировать эмоциональное состояние ребенка, руководителю кружка помогут следующие методики.
1.Диагностика по изучению настроения в начале и в конце занятия. «Солнышко» - хорошее настроение, « тучка» - плохое настроение.
2.Методика «Цветопись настроения». Проводится 1 раз в четверть на последнем занятии.
Основа методики цветодиагностики – существующая связь между выбором человеком цвета и его эмоциональным состоянием. Каждый цвет спектра является условным знаком определенного состояния настроения (по Люшеру):
Синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность.
Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, уравновешенности.
Красный – возбуждение, стремление к успеху, может быть агрессивность.
Желтый – веселость, активность, стремление к общению, раскованность.
Фиолетовый – тревожность, напряженность.
Коричневый – стресс.
Черный – полный упадок, уныние, переживание страха.
Руководителю необходимо подготовить полоски бумаги указанных выше цветов. Детям дается следующая инструкция: «Посмотрите внимательно на цветные полоски и выберете ту, которая похожа на твое настроение в данное время». Проследить динамику настроения руководитель кружка сможет если будет проводить эту методику в начале занятия и в конце. Можно заполнять карту настроения, приклеивая цветные полоски напротив имени ребенка.
Карта настроения
Динамика настроения во время занятия Ф.И. учащегося | Дата | Дата | ||
В начале | В конце | В начале | В конце | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...
программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс
Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....
Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...
Программа внеурочной деятельности "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа дорожных наук" 1кл.
Программа кружка "Школа дорожных наук" предназначена для обучающихся 1 класса. Целью изучения программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развит...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа дорожных наук" 4кл.
Программа кружка "Школа дорожных наук" предназначена для обучающихся 4 класса. Целью изучения программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развит...