Рабочая программа внеурочной деятельности "Старт в науку"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа общеинтеллектуального направления и реализуется в различных предметных областях: 1 класс-«Ботаника», 2 класс-«История», 3 класс – «Физика», 4 класс – «Краеведение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
start_v_nauku.docx | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Северное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В. В. Субботина пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области
Рассмотрено на школьном методическом объединении «___» __________201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» для использования в образовательном процессе на_____________________год Директор школы __________________ Н.Ю. Саломасова «___» ______________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТАРТ В НАУКУ»
Срок реализации: 4 года
Направление: общеинтеллектуальное.
2014-2015 уч.г. - 1 класс – аграрная лаборатория «Росток»
2015-2016 уч.г. - 2 класс – клуб интересных встреч «Машина времени»
2016-2017 уч.г. - 3 класс – кружок «Юные физики»
2017-2018 уч.г. - 4 класс –детское объединение «Моё Отечество»
Учитель-разработчик:
учитель начальных классов
Кройтер А.Г.
пос. Серноводск
2014
Пояснительная записка
В настоящее время образовательное пространство переоценивается, оно является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и обучения на процесс становления, развития личности школьника, его творческих способностей, формирования желания и умения учиться. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся как необходимого условия их самореализации. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.
Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений школьников обусловлена следующими положениями. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях. Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрывания ситуации в уме, прогнозирования последствий тех или иных действий, проведения анализа результатов.
Этот опыт можно и нужно постепенно приобретать ещё с начальной школы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам творческого поиска способствуют становлению профессионализма в любой сфере в дальнейшем. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Программа внеурочной деятельности «Старт в науку» направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: развитие у учащихся навыков самоорганизации как необходимое условие эффективности всех видов учебной и внеучебной деятельности через реализацию исследований в различных предметных областях.
Задачи программы:
- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;
- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- активизировать интерес к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- формировать способность к организации деятельности и управление ею;
- формировать умение творчески решать задачи;
- формировать позитивную самооценку;
- формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.
Срок реализации программы внеурочной деятельности «Старт в науку» составляет 4 года. Программа общеинтеллектуального направления и реализуется в различных предметных областях: 1 класс-«Ботаника», 2 класс-«История», 3 класс – «Физика», 4 класс – «Краеведение». Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах.
Реализуемые технологии: личностно-ориентированная; уровневая дифференциация; проблемное обучение; системно-деятельностный подход; информационно – коммуникационные; здоровьесберегающие.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ и проектов, мини-конференция, консультация.
Форма организации:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в компьютерном зале, в библиотеках. Программа курса включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний в классной мастерской, встреч с интересными людьми для реализации проектов и исследовательских работ. Содержание программы предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ.
Процесс реализации программы состоит из трех этапов.
Первый этап реализации – 1-й класс.
Работа на этом этапе заключается в решении проектных задач. Они носят групповой характер и адаптированы для учащихся начальной школы. При решении этих задач у младших школьников постепенно формируются умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности.
Второй этап реализации – 2-й класс.
На данном этапе учащиеся изучают методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент; апробируют каждый метод. Затем выполняют исследование по предложенной теме или коллективный проект.
Третий этап реализации – 3-й и 4-й класс.
Работа на данном этапе направлена на усложнение учебно-исследовательских и проектных задач. На этом этапе обучения учащиеся выполняют групповые проекты: исследовательский, информационный, творческий, социальный. В конце курса ребята делают отчет о проделанной работе в виде презентации. В 3-м классе школьники выполняют групповые проекты. В 4-м классе они могут выполнять как групповые, так и индивидуальные проекты (исследования).
Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- способность к саморазвитию.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Для развития у детей навыков самоорганизации необходимо сформировать следующие умения.
1)Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2)Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3)Навыки оценочной самостоятельности.
4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5)Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса
6)Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Сформированность навыков самоорганизации наиболее ярко находят своё отражение в сформированности исследовательских умений учащихся. А для отслеживания динамики развития исследовательских умений младших школьников разработаны соответствующие критерии и уровни их сформированности. Такими критериями являются: практическая готовность к осуществлению учебного исследования, мотивационное отношение к исследовательской деятельности, проявление креативности и самостоятельности в её реализации. В соответствии с данными критериями умения учебно-исследовательской деятельности могут быть сформированы на разных уровнях: исходном, начальном, продуктивном, креативном.
Уровни развития исследовательских умений:
• Исходный уровень. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
• Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
• Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
• Креативный уровень можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
По итогам каждого года обучения проводится оценка уровней сформированности исследовательских умений учеников. Для этого используются следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей ;
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
- участие в учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на различных уровнях.
1 класс
Направление «Ботаника»
Аграрная лаборатория «Росток»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Форма занятия | Материально-техническое, информационное обеспечение | |
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие. Осеннее лукошко. | 1 | Познавательная игра | |||
2 | Путешествие на родину овощных культур. | 1 | Викторина | |||
3 | Легенды об овощных культурах. | 1 | Сказочная гостиная | |||
4-6 | Композиции из природного материала. | 3 | Практическая работа | |||
7 | Удивительные растения. | 1 | Библиотечное занятие | |||
8 | Цветочное лото. | 1 | Познавательная игра | |||
9 | Осень: природа готовится к зиме. | 1 | Экскурсия в парк | |||
10 | Почему осенью листья с деревьев так легко опадают? | 1 | Экспериментальное исследование | |||
11 | Экзотический питомник. По странам и континентам. | 1 | Библиотечное занятие | |||
12-14 | Экзотический питомник. | 3 | Практическая работа | |||
15 | Зима: покой природы. | 1 | Экскурсия в парк | |||
16 | Что происходит с растениями зимой? | 1 | Экспериментальное исследование | |||
17 | Витамины на подоконнике. | 1 | Сказочная гостиная | |||
18-20 | Зеленые культуры. | 3 | Практическая работа | PROLog | ||
21 | Новая жизнь семени. | 1 | Библиотечное занятие | |||
22 | Подготовка семян к посеву. | 1 | Практическая работа | |||
23 | Правила выращивания рассады овощных культур. | 1 | Познавательная игра | |||
24-26 | Помидоры на окне. | 3 | Практическая работа | PROLog | ||
27 | Весна: пробуждение природы. | 1 | Экскурсия в парк | |||
28-30 | Живучие черенки. Чай из листьев смородины. | 3 | Практическая работа | PROLog | ||
31 | Выставка работ «Маленький садовник». | 1 | Аграрная лаборатория | |||
32 | Конкурс знатоков. | 1 | Викторина | |||
33 | Итоговое занятие. Задание на лето «Гербарий». | 1 | Круглый стол | |||
ИТОГО: | 6 | 27 |
Содержание программы
Вводное занятие. Осеннее лукошко. | Игровые задания на знакомство с особенностями овощей и фруктов |
Путешествие на родину овощных культур. | Занимательные вопросы и загадки об овощных культурах |
Легенды об овощных культурах. | Слушание и проигрывание этюдов из сказок об овощах |
Композиции из природного материала. | Подготовка природного материала, знакомство с образцами композиций, выполнение поделок из природного материала |
Удивительные растения. | Слушание библиотекаря, работа с разными источниками информации об удивительных растениях |
Цветочное лото. | Игровые задания и вопросы на знание цветов |
Осень: природа готовится к зиме. | Наблюдение за природными явлениями во время экскурсии в парке |
Почему осенью листья с деревьев так легко опадают? | Экспериментальное исследование под руководством учителя: работа по плану с зарисовкой результатов |
Экзотический питомник. По странам и континентам. | Слушание библиотекаря, работа с разными источниками информации об экзотических растениях |
Экзотический питомник. | Знакомство с образцами композиций, выполнение поделок из бумаги и картона |
Зима: покой природы. | Наблюдение за природными явлениями во время экскурсии в парке |
Что происходит с растениями зимой? | Экспериментальное исследование под руководством учителя: работа по плану с зарисовкой результатов |
Витамины на подоконнике. | Слушание и проигрывание этюдов из сказок о зеленых витаминах, знакомство с правилами выращивания зеленого лука на подоконнике |
Зеленые культуры. | Опыт по выращиванию зеленого лука из луковиц, исследование влияния света на зеленый окрас растений |
Новая жизнь семени. | Слушание библиотекаря, работа с разными источниками информации о проращивании семян |
Подготовка семян к посеву. | Выбор семян для посадки, подготовка тары и почвы |
Правила выращивания рассады овощных культур. | Игровые задания на знание правил прорастания семян |
Помидоры на окне. | Опыт по выращиванию помидоры из семян, исследование влияния температуры воды на прорастание семян |
Весна: пробуждение природы. | Наблюдение за природными явлениями во время экскурсии в парке |
Живучие черенки. Чай из листьев смородины. | Опыт по прорастанию листьев из заготовленных черенков смородины |
Выставка работ «Маленький садовник». | Презентация продуктов исследований широким массам (учащимся других классов, родителям, педагогам) |
Конкурс знатоков. | Занимательные вопросы и загадки по изученным темам |
Итоговое занятие. Задание на лето «Гербарий». | Подведение итогов работы, награждение грамотами лучших исследователей, знакомство с правилами составления гербария |
2 класс
Направление «История»
Клуб интересных встреч «Машина времени»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Форма занятия | Материально-техническое, информационное обеспечение | |
теория | практика | |||||
1 | Лента времени | 1 | 1 | Познавательная игра | ||
2 | Моя родословная | 1 | 3 | Исследование и практическая работа по составлению генеалогического древа | ||
3 | Я и мое имя | 1 | 2 | Библиотечное занятие Викторина Исследование значения и истории появления своего имени с последующей презентацией | ||
4 | История на карте | 1 | Встреча с учителем истории среднего звена | |||
5 | Название моего села, района | 1 | 3 | Познавательная игра Исследование истории появления названия улицы, на которой живешь Создание карты улиц п.Серноводск | ||
6 | История в архитектурных памятниках | 3 | Экскурсия в краеведческий музей Путешествие по улицам села Создание альбома «Архитектурные памятники Сергиевского района» | |||
7 | История вещей | 1 | 2 | Библиотечное занятие Выставка старинных вещей, самостоятельно изготовленных из различных материалов | ||
8 | Одежда в разные времена | 4 | Встреча с учителем технологии среднего звена Творческая мастерская по изготовлению старинной одежды (с участием родителей) Парад одежды | |||
9 | История в символах и знаках | 1 | 3 | Познавательная игра «Монетный двор» Практическая работа с соленым тестом по изготовлению древних монет Исследование символики (герб, флаг) Сергиевского района Создание и презентация символики класса | ||
10 | История письменности | 1 | 3 | Библиотечное занятие Игра «Древний почтальон» Творческая мастерская «Письмо потомкам» | ||
11 | Что и как изучает история | 2 | Экскурсия в краеведческий музей | |||
ИТОГО: | 7 | 27 |
Содержание программы
Лента времени | Настоящее и будущее; Историческое время; Наша эра. |
Моя родословная | Моя история; Генеалогическое древо. |
Я и мое имя | Как родители выбирают имя своему ребенку?; Имена и прозвища в Древней Руси; Откуда к нам пришли наши имена?;Отчество; Фамилия; Как появились прозвища некоторых исторических личностей. |
История на карте | Знакомство с исторической картой |
Название моего города | Где мы живем?; История Москвы в ее названиях; Кремль; По улицам Москвы; История моей улицы |
История в архитектурных памятниках | Первое жилище человека; Мой дом-моя крепость; Современный город |
История вещей | Трапеза в разные времена; Что стояло на столах в разные времена; Стул; Дом для одежды; |
Одежда в разные времена | Знакомство с одеждой в разных странах в разные времена; работа модельного агентства по изготовлению старинной одежды; Парад одежды |
История в символах и знаках | Деньги; Герб; Рыцарские гербы; Флаг |
История письменности | Загадочные письмена; Рождение алфавита; Материал для письма |
Что и как изучает история | Археология; Реставраторы; |
3 класс
Направление «Физика»
Кружок «Юные физики»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Форма занятия | Материально-техническое, информационное обеспечение | |
теория | практика | |||||
Как человек воспринимает окружающий мир | ||||||
1 | Органы чувств | 2 | Наблюдение Обсуждение Физический опыт | |||
2 | Зрение | 2 | ||||
3 | Что может, а что не может видеть глаз? | 1 | ||||
4 | Всегда ли можно верить своим глазам? | 1 | ||||
5 | Осязание | 2 | ||||
6 | Всегда ли можно доверять своим рукам? | 1 | ||||
7 | Мозг-орган, который управляет органами чувств | 2 | ||||
Как человек познает окружающий мир | ||||||
1 | Рассказ о наблюдениях и опытах | 2 | Наблюдение Обсуждение Физический опыт | |||
2 | Где бывают первые проталины? Как с помощью цвета быстрее растопить снег? | 1 | ||||
3 | Сыграй на коробке. Как устроены струнные инструменты? | 1 | ||||
4 | Сделай радугу. Получи радугу из солнечного света. | 1 | ||||
5 | Найди монету. Узнай, как преломляется свет | 1 | ||||
6 | Контурный рисунок. Нарисуй контур лица своего друга при помощи фонарика | 1 | ||||
7 | Прочитай наоборот. Как в зеркале отражается свет? | 1 | ||||
8 | Фокусы сервировки. Продемонстрируй свойство инерции! | 1 | ||||
9 | Слей воду. Узнай, как действует водяное давление. | 1 | ||||
10 | Растопи лед за несколько минут. Посмотри, как свет усиливается, проходя через обычную лупу | 1 | ||||
Физические явления | ||||||
1 | Явления происходят где-то и когда-то | 2 | Наблюдение Обсуждение Физический опыт | |||
2 | Причины и следствия явлений | 2 | ||||
Физические величины и их измерение | ||||||
1 | Длина. Измерение длины. | 2 | Наблюдение Обсуждение Физический опыт | |||
2 | Объем. Измерение объема. | 2 | ||||
3 | Время. Измерение времени. | 2 | ||||
4 | Масса. Измерение массы. | 2 | ||||
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Как человек воспринимает окружающий мир | Органы чувств; Зрение; Осязание; Мозг-орган, который управляет органами чувств |
Как человек познает окружающий мир | Рассказ о наблюдениях и опытах; Наблюдения и опыты |
Физические явления | Явления происходят где-то и когда-то; Причины и следствия явлений. |
Физические величины и их измерение | Длина; Объем; Время; Масса |
4 класс
Направление «Краеведение»
Детское объединение «Моё Отечество»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Форма занятия | Материально-техническое, информационное обеспечение | |
теория | практика | |||||
Введение в краеведение | ||||||
1 | Ты мира не узнаешь, не зная края своего | 1 | Классный час с элементами игры | |||
2 | Туристический маршрут «По тропинкам моей малой Родины» | 1 | Презентация учащихся старших классов-победителей районного конкурса «Моё Отечество» | |||
3 | Край родной, навек любимый… | 1 | Тематическая встреча в поселковой библиотеке | |||
4 | Чем больше знаешь, тем больше хочется узнать. А что именно? | 1 | Групповая дискуссия | |||
Родина начинается с семьи | ||||||
1 | Моя семья-моё богатство (семейные традиции, уклад жизни) | 3 | Творческая деятельность учащихся, презентация своей семьи в произвольной форме | |||
2 | Путь в профессию начинается в школе | 3 | Познавательная игра, сообщения учащихся о профессиях своих родных | |||
3 | Мой двор. Моя улица. За что люблю, что хотел бы изменить | 2 | Творческая выставка | |||
4 | Наша школа-вторая семья | 2 | 3 | Встреча с учащимися старших классов-знакомство с историей и традициями школы. Поисковая деятельность: выпускники, которыми гордится наша школа | ||
Серноводск-наша малая Родина | ||||||
1 | Серноводск: прошлое | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | |||
2 | Встреча со старожилами п.Серноводск | 1 | Беседа | |||
3 | Великая Отечественная война в истории моего края, моего поселка, моей семьи | 4 | Составление альбома памяти | |||
4 | Природа нашего края | 2 | Однодневный поход. Выставка впечатлений. | |||
5 | Градообразующее предприятие п. Серноводск – санаторий «Сергиевские минеральные воды» | 1 | Экскурсия в санаторий «СМВ» | |||
6 | Наш край богат талантами | 1 | Знакомство с местными народными умельцами | |||
7 | Серноводск: будущее | 3 | Создание мини-проектов «Мой личный вклад в дело процветания любимого края» | |||
Россия – страна, в которой я родился | ||||||
1 | Мой край на карте страны | 1 | Классный час с элементами исследования | |||
2 | Производством каких товаров известен мой регион? | 1 | Поисковая деятельность учащихся | |||
3 | Какие известные люди-земляки прославили мой регион? | 1 | Поисковая деятельность учащихся | |||
4 | Символика РФ. Гордость России. | 1 | Встреча с учащимися старших классов | |||
ИТОГО: | 4 | 30 |
Содержание программы
Введение в краеведение | Ты мира не узнаешь, не зная края своего Туристический маршрут «По тропинкам моей малой Родины» Край родной, навек любимый… Чем больше знаешь, тем больше хочется узнать. А что именно? |
Родина начинается с семьи | Моя семья-моё богатство (семейные традиции, уклад жизни) Путь в профессию начинается в школе Мой двор. Моя улица. За что люблю, что хотел бы изменить Наша школа-вторая семья |
Серноводск-наша малая Родина | Серноводск: прошлое Встреча со старожилами п.Серноводск Великая Отечественная война в истории моего края, моего поселка, моей семьи Природа нашего края Градообразующее предприятие п. Серноводск – санаторий «Сергиевские минеральные воды» Наш край богат талантами Серноводск: будущее |
Россия – страна, в которой я родился | Мой край на карте страны Производством каких товаров известен мой регион? Какие известные люди-земляки прославили мой регион? Символика РФ. Гордость России. |
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
1.Учебно-методическое обеспечение:
1.1 Для учителя
1. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.24
2. Ворох А.С. Физика. Почемучкины опыты и эксперименты. -Москва: Издательство АСТ, 2016.-43 с.
3. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку»: методическое пособие/авт.-сост. Н.А.Разагатова.-Самара:Издатель Кузнецова О.С., 2009.-74 с.
4. Жулыбина Т.Д. Развитие исследовательских умений младших школьников. //Начальная школа . – 2007, - № 2 – с.81-84
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа . – 2005, - № 9 – с.55-58
6. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 17-18
7.Ильиных Л.М.. Развитие исследовательских способностей школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 19-22
8. Лушина Е.А. Уроки-исследования. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.62-65
9. Песин А.И., Коршак В.Ф., Соколович Ю.А. Человек и окружающий мир. Азбука физики. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Дом педагогики.-1998.-88 с.
10. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл.:Учеб. Для общеобразоват.учеб.заведений.-М.:Дрофа, 1996.-96 с.
1.2 Для обучающихся
1.Кириллова О.Н. Проект «Любимые игры и игрушки». //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 10-12
2.Новолодская Е.Г. Исследовательский проект «Моё дерево». //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №9. – с.50-56
3.Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2004
4.Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. – Одаренный ребенок. 2003, №2
5.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара, 2007
6.Савинова С.В. «Пища должна быть лекарством». //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №6. – 77-79с.
7.Тимарцева Л.В. Изучение истории семьи. //Начальная школа . – 2008, - № 2 – с.67
2.Материально-техническое обеспечение:
- Автоматизированное рабочее место педагога (ноутбук iRu Patriot 501 в комплекте с акустическими колонками Genius SP-S110; сетевым фильтром Ippon BK252; разветвителем USB – коммутатор Dlink 7 портов USB 2,0 (DUB-H7)
- Мобильная часть автоматизированного рабочего места ученика (нетбук iRu Introu в комплекте с компактной гарнитурой (наушник-микрофон) SNet 104)
- Интерактивная доска Activboard 378E100
- Проектор мультимедийный BenQ MX613ST
- Принтер лазерный Samsung ML-1860/XEV
- Документ – камера Ken-a-vision 7880 Auto Focus Vision Viewer
- Система контроля качества знаний ProClass
- Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий Prolog (для педагога)
- Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий Prolog (для учеников)
- Цифровой микроскоп Kena T-1050
- Компас школьный
- Гербарий для начальной школы [27]
3.Информационное обеспечение:
- Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» (DVD-box, лицензия на класс)
- Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс)
- «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Образовательный портал «Начальная школа» http://nachalka.edu.ru/
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Mеtodkabinet.ru: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Библиотека методических материалов для учителя Инфоурок http://infourok.ru/
- Интернет-портал Завуч.инфо http://www.zavuch.ru/
- Сетевые образовательные сообщества Открытый класс. Клуб учителей начальных классов «4 ступени» http://www.openclass.ru/node/44677
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"
Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...