Создание благоприятной морально- психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.
статья

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Данное выступление направлено на то, чтобы познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», для достижения успеха,проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе,выработать ряд рекомендаций для педагогов, для создания благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху.

                                                   

Цель: проследить особенности создания психологической обстановки в школе, направленной на повышение успешности учащегося.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», направленными на достижение успеха.
  2. Проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.
  3.  Выработать ряд рекомендаций для педагогов, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащихся.

             Развитие благоприятной психологической обстановки в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования.

            Повышение благоприятной психологической обстановки  осуществляется через создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повышению социализации и самоактуализации подрастающего поколения.

              К таким условиям можно отнести восприятие каждого учащегося как неповторимой личности и  атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.

             Несомненно, именно от учителя, его педагогического  стиля  будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Контроль деятельности ученика учителем должен быть щадящим, но результативным.

            Современная школа – сложный социальный организм. Широко  распространено мнение, что школа готовит ребёнка к жизни, но, как справедливо заметил американский психолог Дж.Дьюи, обучение – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

            Вхождение индивида в любую социальную группу связано с исполнением в ней определённой роли. И в школе ребёнок проживает роль ученика.

            И то, каким будет этот ученик – «плохим» или «хорошим» зависит от учителя.

             Важно не прикрепить к ученику ярлык способного или неспособного, а  захотеть и увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, и помочь ей самореализоваться в дальнейшей жизни.

            Для любого человека потребность в признании и уважении – одна из базовых потребностей  личности.

            В условиях, когда личность не находит признаний в социуме, у неё развивается ощущение личностного дискомфорта.

            Одним из показателей благополучной обстановки в школе является количество неблагополучных учащихся.

             Умению ставить чёткие цели и уметь находить верные пути решения, быть заинтересованным в мотиве достижения успеха через преодоление трудностей – этому важно учить не только учащихся уже с первого класса, но учиться самим.

            Нередко мы можем встретить рассогласованность указаний и действий у самого учителя.

Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребёнка.

Ругаем ребёнка, если он опаздывает на урок, но при этом часто сами заходим в класс после второго звонка.

Обещаем спросить ребёнка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.

Важно помнить, что контроль неразрывно связан с самоконтролем, которому мы должны учить не только учащихся, но и учиться самим.

             Важным условием психологической безопасности учащихся в школе является вера в свой успех, а он достигается только через веру учителя в успех ребёнка.

              Важно вселить уверенность в ребёнке, что он талантлив. А каждый ребёнок талантлив по-своему.

            Особое внимание здесь следует уделить детям с ограниченными возможностями развития.

           Главная задача коррекционного обучения – развивающая и терапевтическая. И здесь важно не натаскивание ученика по предметам, а развитие его логического мышления, понимания, поисковой деятельности. Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции недостатков в развитии – это возраст от 3 до 10 лет.

             Ссылаясь на причину низкой успеваемости учащихся СКО, мы снижаем их способности и склонности.

              Порой равнодушие педагога способствует потуханию будущих спортсменов, художников, артистов, певцов. А так важно вовремя разглядеть в ребёнке его способности и помочь им развиться.

             К сожалению, мы не привлекаем этих детей и к участию в школьных олимпиадах. А положительный результат есть.

             

               Тактическое и уважительное отношение к личности ребёнка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Только в сплочённом коллективе возрастает желание что-то сделать лучше, повышается творчество.

               Мы должны помочь ребёнку увидеть и осознать свои трудности, помочь ему найти способы выхода из сложившейся ситуации.

               А это возможно только через поддержку. Важно не одёргивать постоянно ученика, а поправлять его, учить ребёнка анализировать свои поступки.

               И надо помнить, что ребёнок как губка. Он впитывает наше с вами настроение, наше отношение к нему, к уроку, к происходящему вокруг нас.

               Создание благоприятной психологической атмосферы невозможно и без внешних условий, таких как:

- организация рабочего места

- создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)

- использование на уроках ИКТ, музыкального сопровождения, физ.пауз

- внешний вид учителя и др.

   

  Критерии оптимальности психологического климата

  • Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
  • Гордость от работы в этом образовательном учреждении и в его коллективе.
  • Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
  • Значимость школьных традиций.
  • Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
  • Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.
  • Уважение коллектива к руководителям.
  • В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
  • Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
  • Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
  • Члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.
  • В основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности.
  • Низкая частота заболеваемости педагогов и детей.
  • Демократический стиль управления.
  • Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.
  • Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.
  • Положительная эмоциональная среда.
  • Устойчивость и позитивность жизненных установок.
  • Проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха.
  • Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.

Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации

                Школа – дом второй. И все мы в ней жители. Только в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества возможно творчество.

Себастиане Еранте

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Учителя пример ему.

Кто при детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

« Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в ГПД»

В работе представлен материал о создании  благоприятных условий для полноценного проживания в ГПД , формировании  базовой культуры личности, всестороннем  развитии психических и физичес...

«Способы создания благоприятного микроклимата в группе раннего возраста»

Практический материал из опыта работы в группе раннего возраста...

Статья. Создание комфортной социально-психологической обстановки в группе продленного дня для первоклассников.

В статье раскрываются вопросы создания условий для успешной адаптации детей в новом коллективе....

Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Статья на тему: Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий....