Создание благоприятной морально- психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.
статья
Данное выступление направлено на то, чтобы познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», для достижения успеха,проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе,выработать ряд рекомендаций для педагогов, для создания благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.
Цель: проследить особенности создания психологической обстановки в школе, направленной на повышение успешности учащегося.
Задачи:
- Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», направленными на достижение успеха.
- Проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.
- Выработать ряд рекомендаций для педагогов, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащихся.
Развитие благоприятной психологической обстановки в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования.
Повышение благоприятной психологической обстановки осуществляется через создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повышению социализации и самоактуализации подрастающего поколения.
К таким условиям можно отнести восприятие каждого учащегося как неповторимой личности и атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.
Несомненно, именно от учителя, его педагогического стиля будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Контроль деятельности ученика учителем должен быть щадящим, но результативным.
Современная школа – сложный социальный организм. Широко распространено мнение, что школа готовит ребёнка к жизни, но, как справедливо заметил американский психолог Дж.Дьюи, обучение – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.
Вхождение индивида в любую социальную группу связано с исполнением в ней определённой роли. И в школе ребёнок проживает роль ученика.
И то, каким будет этот ученик – «плохим» или «хорошим» зависит от учителя.
Важно не прикрепить к ученику ярлык способного или неспособного, а захотеть и увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, и помочь ей самореализоваться в дальнейшей жизни.
Для любого человека потребность в признании и уважении – одна из базовых потребностей личности.
В условиях, когда личность не находит признаний в социуме, у неё развивается ощущение личностного дискомфорта.
Одним из показателей благополучной обстановки в школе является количество неблагополучных учащихся.
Умению ставить чёткие цели и уметь находить верные пути решения, быть заинтересованным в мотиве достижения успеха через преодоление трудностей – этому важно учить не только учащихся уже с первого класса, но учиться самим.
Нередко мы можем встретить рассогласованность указаний и действий у самого учителя.
Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребёнка.
Ругаем ребёнка, если он опаздывает на урок, но при этом часто сами заходим в класс после второго звонка.
Обещаем спросить ребёнка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.
Важно помнить, что контроль неразрывно связан с самоконтролем, которому мы должны учить не только учащихся, но и учиться самим.
Важным условием психологической безопасности учащихся в школе является вера в свой успех, а он достигается только через веру учителя в успех ребёнка.
Важно вселить уверенность в ребёнке, что он талантлив. А каждый ребёнок талантлив по-своему.
Особое внимание здесь следует уделить детям с ограниченными возможностями развития.
Главная задача коррекционного обучения – развивающая и терапевтическая. И здесь важно не натаскивание ученика по предметам, а развитие его логического мышления, понимания, поисковой деятельности. Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции недостатков в развитии – это возраст от 3 до 10 лет.
Ссылаясь на причину низкой успеваемости учащихся СКО, мы снижаем их способности и склонности.
Порой равнодушие педагога способствует потуханию будущих спортсменов, художников, артистов, певцов. А так важно вовремя разглядеть в ребёнке его способности и помочь им развиться.
К сожалению, мы не привлекаем этих детей и к участию в школьных олимпиадах. А положительный результат есть.
Тактическое и уважительное отношение к личности ребёнка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Только в сплочённом коллективе возрастает желание что-то сделать лучше, повышается творчество.
Мы должны помочь ребёнку увидеть и осознать свои трудности, помочь ему найти способы выхода из сложившейся ситуации.
А это возможно только через поддержку. Важно не одёргивать постоянно ученика, а поправлять его, учить ребёнка анализировать свои поступки.
И надо помнить, что ребёнок как губка. Он впитывает наше с вами настроение, наше отношение к нему, к уроку, к происходящему вокруг нас.
Создание благоприятной психологической атмосферы невозможно и без внешних условий, таких как:
- организация рабочего места
- создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)
- использование на уроках ИКТ, музыкального сопровождения, физ.пауз
- внешний вид учителя и др.
Критерии оптимальности психологического климата
- Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
- Гордость от работы в этом образовательном учреждении и в его коллективе.
- Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
- Значимость школьных традиций.
- Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
- Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.
- Уважение коллектива к руководителям.
- В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
- Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
- Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
- Члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.
- В основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности.
- Низкая частота заболеваемости педагогов и детей.
- Демократический стиль управления.
- Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.
- Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.
- Положительная эмоциональная среда.
- Устойчивость и позитивность жизненных установок.
- Проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха.
- Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.
Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации
Школа – дом второй. И все мы в ней жители. Только в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества возможно творчество.
Себастиане Еранте
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Учителя пример ему.
Кто при детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...
« Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в ГПД»
В работе представлен материал о создании благоприятных условий для полноценного проживания в ГПД , формировании базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физичес...
«Способы создания благоприятного микроклимата в группе раннего возраста»
Практический материал из опыта работы в группе раннего возраста...
Статья. Создание комфортной социально-психологической обстановки в группе продленного дня для первоклассников.
В статье раскрываются вопросы создания условий для успешной адаптации детей в новом коллективе....
Создание благоприятной семейной обстановки
Памятка для родителей...
«Создание благоприятного морально-психологического климата в достижении качества образования»
Выступление на ШМО классных руководителей...
Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Статья на тему: Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий....